Решение по делу № 2а-1489/2018 от 27.09.2018

Дело № 2а-1489/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре Чуевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 5 октября 2018 г. административное дело по административному иску МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области
Тимченко Г.А. от 24.08.2016 возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа № ФС 013808630 от 29.07.2016, выданного Кетовским районным судом Курганской области по делу
№2-1969/2016. Предмет исполнения: обязать МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2016 обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы для обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, путем переоборудования школы. 16.07.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника МКОУ «Новосидоровская СОШ» в размере 50 000 руб. за несвоевременное, без уважительных причин неисполнение исполнительного документа. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании бюджетной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам – заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций. МОКУ «Новосидоровская СОШ» является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дистанционным, в связи с чем затруднено финансирование, и, соответственно, решение суда в срок исполнить было невозможно. Согласно п.8 Постановления Правительства Курганской области от 08.07.2013 № 313 перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется Главным управлением образования Курганской области на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Для исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области по делу №2-1969/2016 директором МКОУ «Новосидоровская СОШ» Зубаревой Е.А. были приняты следующие меры: письмо Депутату Государственной Думы РФ Ильтякову А.В. с просьбой оказать помощь в выполнении решения суда от 07.09.2017; ответ Депутата Государственной Думы РФ Ильтякова А.В. от 16.10.2017; ответ Департамента образования и науки Курганской области Депутаты Государственной Думы РФ Ильтыкову А.В. от 12.10.2017, УНО Администрации Кетовского района подана заявка о финансировании от 22.06.2016; УНО Администрации Кетовского района подана заявка о финансировании для исполнения решения суда по делу №2-1969/2016 от 29.06.2016, от 29.05.2017. Обязанность по выплате исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, возложенная на Администрацию Кетовского района, может повлечь только негативные последствия, усугубит тяжелое материальное положение и будет служить дополнительным препятствием к решению вопросов местного значения муниципального района. Просят освободить от взыскания исполнительского спора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко А.Г. от 16.07.2018.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кетовского РО СП УФССП по Курганской области Тимченко Г.А. в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

С учётом мнения административного ответчика, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) и в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 27.06.2016 на МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2016 года обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы для обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, путем оборудования школы: стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером),    спортивным городком с элементами полосы препятствий,    дооборудовать предметный кабинет в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: приобрести для предметного кабинета наставления по стрелковому делу - 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова; учебно-наглядные пособия: ордена России, мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе, военно-прикладные виды спорта, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин, военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет, массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомат Калашникова, мины Российской армии, фортификационные сооружения, приборы радиационной разведки, приборы химической разведки, общевойсковой защитный комплект, респиратор, прибор радиационной разведки, прибор химической разведки, бытовой дозиметр, макеты Простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или формате ЭОИ, визирная линейка, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ), комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Медицинское имущество: аптечка АИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11, сумки комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, сумка СМС, перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри, шина фанерная длиной 1 м., манекен - тренажер для реанимационных мероприятий, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, знак нарукавного Красного Креста, флаг Красного креста.

24.08.2016 на основании исполнительного листа № ФС 013808630, выданного 29.07.2016 Кетовским районным судом Курганской области, судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику – МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.

16.07.2018 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. вынесено постановление о взыскании с МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Частью 11 ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 данного Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Таким образом, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При оценке действий административного истца по исполнению решения судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что 22.06.2016 директором МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» была подана заявка в УНО Администрации Кетовского района Курганской области на выделение средств и оснащение школы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичная заявка была направлена в УНО Администрации Кетовского района Курганской области 29.05.2017.

07.09.2017 директором МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» направлено обращение в адрес Депутата Государственной Думы РФ А.В. Ильтякова с просьбой оказать помощь в оснащении необходимым оборудованием учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.

По сообщению Департамента образования и науки Курганской области от 12.10.2017 №3-623/9 Департамент ежегодно рассчитывает объем субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования и доводит его до местных бюджетов. Муниципальный органы управления образованием распределяют субвенции между образовательными организациями самостоятельно, в связи с чем рекомендовано директору МКОУ «Новосидоровская СОШ» в рамках того объема бюджетных ассигнований, который будет выделен в 2018 году МКОУ «Новосидоровская СОШ», осуществить закупку необходимого оборудования в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, учитывая, что МКОУ «Новосидоровская СОШ» является организацией, финансируемой из средств местного бюджета, в рассматриваемом случае в действиях заявителя отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о целесообразности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. от 16.07.2018 в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья Т.В. Тренихина

2а-1489/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МКОУ "Новосидоровская СОШ"
Ответчики
Кетовский РОСП УФССП России по Курганской области
Другие
УФССП Росии по Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив
05.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее