Производство № 2-244/2024
УИД 60RS0015-01-2024-000366-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Опочка
Псковская область 07 октября 2024 года
Опочецкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Беловой Т.В.
при секретаре Егоровой Е.Г.,
с участием заместителя прокурора Опочецкого района Псковской области Алексеевой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Опочецкого района Псковской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Псковской области «Опочецкая межрайонная больница», Комитету по здравоохранению Псковской области об обязании привести здание патологоанатомического корпуса, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Опочецкого района Псковской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница», Комитету по здравоохранению Псковской области об обязании привести здание патологоанатомического корпуса, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязательных требований пожарной безопасности в срок до 31.12.2024.
В обоснование иска указано, что во исполнение поручения прокуратуры Псковской области прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при назначении и производстве судебных экспертиз, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации здания патологоанатомического корпуса, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Согласно выписки из реестра имущества, находящегося в собственности Псковской области, нежилое здание патологоанатомического корпуса, расположенное по адресу: г. Опочка, ул. Гагарина, д. 71a, закреплено на праве оперативного управления за ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница». В соответствии с решением Опочецкого районного суда от 03.11.2022, которым удовлетворены исковые требования прокуратуры Опочецкого района, деятельность ГБУЗ Псковской области ««Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в нежилом помещении патологоанатомического корпуса, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница», приостановлена до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обязательных требований пожарной безопасности. ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» выполнены работы по капитальному ремонту кровли здания патологоанатомического корпуса, произведены электроизмерительные работы по испытанию электропроводки указанного здания. В связи с приостановлением деятельности патологоанатомического отделения ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» и осуществлением патолого-анатомических вскрытий в Островком филиале ГБУЗ «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» возникают дополнительные затраты для родственников по доставке тел умерших лиц на территорию иного муниципального образования, а также отсутствует возможность нахождения тела умершего в морге на территории Опочецкого района до его захоронения, что гарантировано статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» в адрес Комитета по здравоохранению Псковской области направлено письмо от 12.01.2024 о необходимости выделения денежных средств в размере 6,0 млн рублей на завершение капитального ремонта внутри помещения, подъездных путей, фасада здания и ограждения патологоанатомического корпуса. Согласно сведениям Комитета по здравоохранению Псковской области в настоящее время выделить средства на завершение капитального ремонта не представляется возможным.
Заместитель прокурора Опочецкого района Алексеева Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить. При этом уточнила требования в части срока их исполнения – до 01.07.2025.
Представитель ответчика – ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» Богатырев В.Е. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований, испрашиваемый срок посчитал разумным для исполнения решения суда.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном суду отзыве указал о несогласии с заявленными требованиями, так как они не относятся к способам защиты, приведенным в ст. 12 ГК РФ, обеспечивающим восстановление нарушенного права. Кроме того, прокурором не указано какими нормативными актами предусмотрен порядок содержания и эксплуатации патологоанатомического отделения, на кого возлагается данная обязанность, кто вправе проводить необходимые работы и за чей счет они должны быть проведены, также не указан объем работ и кем они должны быть выполнены. Комитет не является собственником патологоанатомического корпуса, поэтому бремя его содержания не несет.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, привлеченного к участию в деле определением суда от 07.08.2024, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве поддержал позицию Комитета по здравоохранению Псковской области в части того, что прокурор при обращении в суд не указал какой объем работ необходим для восстановления объекта до состояния соответствующего его назначению и кем эти работы должны выполняться, какого финансирования это потребует.
Представитель третьего лица – ГБУЗ «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений на иск не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20), которые направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Судом установлено, что прокуратурой района с привлечением специалиста главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Невельском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Пустошкинском, Пушкиногорском, Себежском районах на основании Решения прокурора Опочецкого района Псковской области о проведении проверки № 22 от 06.04.2022, проведена проверка исполнения федерального законодательства при назначении и производстве судебных экспертиз, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в экспертном учреждении Опочецкое межрайонное отделение СМЭ ГБУЗ «ПОБСМЭ», расположенном по адресу: Псковская область, г. Опочка, ул. Гагарина, д. 71А, в ходе которой выявлены существенные нарушения санитарных норм.
Нарушения требований пожарной безопасности подтверждены актом выездной проверки ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» от 30.12.2021, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Опочецкому, Красногородскому и Себежскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Псковской области, по результатам которого выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 182/1.
Решением Опочецкого районного суда от 03.11.2022, вступившим в законную силу 08.11.2022, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Опочецкого района. Деятельность ГБУЗ ПО «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в нежилом помещении патологоанатомического корпуса, расположенного по адресу: г. Опочка, ул. Гагарина, д. 71А, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница», приостановлена до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обязательных требований пожарной безопасности.
Во исполнение решения суда ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» на основании государственного контракта от 06.06.2023 выполнены работы по капитальному ремонту кровли здания патологоанатомического корпуса на сумму 2 396 505,42 руб., а также на основании договора от 09.10.2023 произведены электроизмерительные работы по испытанию электропроводки указанного здания.
В силу статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются, в том числе предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней.
Постановлением Правительства Псковской области от 29.12.2023 № 545 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Псковской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с пунктом 128 раздела 5 которой проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патологоанатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета медицинским организациям, подведомственным Комитету по здравоохранению Псковской области:
1) в случае смерти пациента при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных в том числе с употреблением психоактивных веществ, а также умерших в хосписах и больницах сестринского ухода;
2) в случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патолого-анатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации,
Пунктом 9.14 Положения об организации работы приемных отделений (приемных покоев) медицинских организаций Псковской области, утв. Приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 23.01.2018 № 40 определено, что транспортировка тела умершего пациента в патологоанатомическое отделение или подразделение ГБУЗ «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» осуществляется медицинской организацией, направляющей тело умершего.
В связи с приостановлением деятельности патологоанатомического отделения ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» и осуществлением патолого-анатомических вскрытий в Островком филиале ГБУЗ «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» возникают дополнительные затраты для родственников по доставке тел умерших лиц на территорию иного муниципального образования.
Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации Псковская область, функции которого осуществляет Комитет по здравоохранению Псковской области и Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области в пределах его компетенции в сфере имущественных отношений.
Уставом ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» установлено, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
ГБУЗ ПО «Опочецкая межрайонная больница» в адрес Комитета по здравоохранению Псковской области направлено письмо от 12.01.2024 о необходимости выделения денежных средств в размере 6,0 млн руб. на завершение капитального ремонта внутри помещения, подъездных путей, фасада здания и ограждения патологоанатомического корпуса. Согласно сведениям Комитета по здравоохранению Псковской области в настоящее время выделить средства на завершение капитального ремонта не представляется возможным.
Решение Опочецкого районного суда от 03.10.2022, которым приостановлена деятельность ГБУЗ «Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в нежилом помещении патологоанатомического корпуса, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница», до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обязательных требований пожарной безопасности никем не оспорено, вступило в законную силу. В данном решении приведен перечень выявленных нарушений, подлежащих устранению.
Мероприятия по исполнению приведенного решения суда в полном объеме не осуществлены, ремонт не произведен. При этом Комитетом по здравоохранению Псковской области обеспечено финансирование части выполненных работ по устранению выявленных нарушений.
Учитывая фактические обстоятельства дела, в также приведенные выше положения ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, суд, вопреки доводам представителя Комитета по здравоохранению Псковской области, приходит к выводу о том, что последний несет обязанность по содержанию здания патологоанатомического корпуса ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница».
Отсутствие финансирования не освобождает ответчиков от обязанности содержать объект в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Срок, предложенный прокурором для выполнения требований, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2025.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14.10.2024.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░