УИД 10RS0007-01-2024-000388-91
Дело № 2-319/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2024 года пгт Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н., с участием истца - старшего помощника прокурора Лоухского района Республики Карелия Бессалого К.М., представителя ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Червоткина Ю.Н., представителя третьего лица - ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» Кучиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лоухского района Республики Карелия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о возложении обязанности освободить лесной участок от строений,
установил:
прокурор Лоухского района Республики Карелия обратился в суд с иском, уточенным в ходе рассмотрения дела, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о возложении обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить реализацию мероприятий по охране земель лесного фонда путем освобождения от самовольно возведенных строений и приведения в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием земельных участков: в квартале 341, выдел (без выдела) (остров) ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества (N65.9371, E30.9860) от самовольных построек: жилого строения (размерами 7,3х4,3м), бани (размерами 4,9х3,1м), туалета (по типу выгребная яма) (размерами1,5х1,4м), сарая (размерами 3,3х3,1м), беседки (по типу навес, без напольного покрытия) (размерами 3,0х2,5м); в квартале 12 выдел 70 ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества в водоохраной зоне реки «...» (N 65.8376, E31.2362) от самовольных построек: жилого строения (размерами 8,4х4,8м), бани (размерами 6,0х5,5м), туалета (по типу выгребная яма (размерами 1,6х1,3м), сарая (размерами 2,3х1,6м), беседки (размерами 4,2х3,8 м).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Лоухского района при осуществлении надзора в сфере охраны окружающей среды на территории Лоухского района выявлены нарушения лесного законодательства. При обследовании территории озера ... и реки «...» обнаружены самовольные постройки: жилые строения, бани, туалеты и сарайки, расположенные на землях лесного фонда. Право пользования участками лесного фонда Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия кому-либо не предоставлялось. Лица, осуществившие строительство строений не установлены, поэтому иск предъявлен к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 04.09.2024 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 01.11.2024 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация Пяозерского городского поселения, администрация Лоухского муниципального района.
В письменных возражениях представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия иск не признал, указав, что в соответствии с ч.5 ст. 98 Лесного кодекса РФ и чч.1, 4, 6 и 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ снос самовольной постройки на землях лесного фонда осуществляет орган местного самоуправления. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, полномочия собственника федерального имущества (земель лесного фонда) Министерству не предоставлены. Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является по делу ненадлежащим ответчиком.
Представитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в отзыве пояснил, что на основании ч.1 ст. 8, ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков; осуществление на землях лесного фонда охраны лесов; воспроизведение лесов, лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В Республике Карелия данные функции осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П. На основании пп. 7 п. 9 поименованного Положения Министерство осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда. Осуществляя федеральный государственный лесной надзор (гл.12 Лесного кодекса РФ), Министерство обязано принять меры организационного характера, направленные на устранение выявленных нарушений, обеспечивая использование лесных участков в соответствии с лесным законодательством. С учетом изложенного, поскольку лица, осуществившие строительство построек не установлены, строения расположены на территории лесного фонда, обязанность по освобождению самовольно занятых лесных участков должна быть возложена на ответчика.
В письменным отзыве представитель Федерального агентства водных ресурсов разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в отзыве указал, что приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами или гражданами, виновными в указанных земельных правоотношениях, или за их счет.
Представители третьих лиц о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определи рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании прокурор Бессалый К.М. поддержал исковые требования. Пояснил суду, что факт самовольного занятия и использования участка лесного фонда подтверждается материалами гражданского дела. Надлежащим ответчиком по делу считает Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Срок для устранения выявленных нарушений лесного законодательства является достаточными и разумным.
Представитель ответчика Червоткин Ю.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Кучина С.В. заявленные прокурором требования не поддержала.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Судом установлено, что согласно протокола осмотра, составленного старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия №6/241-2024 от 19.06.2024, проведен осмотр территории водоема озера ... и реки ... в Лоухском районе Республики Карелия. В водоохраной зоне реки ... и озера ... обнаружены капитальные строения: жилые дома, деревянные строения, бани.
Из акта административного обследования лесов ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» №5 от 09.10.2024 следует, что в квартале 341, выдел (без выдела) (остров) ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества (N65.9371, E30.9860). Вид целевого назначения лесов – защитные. Категория защитности лесов – леса водоохранных зон. Берегозащитные участки лесов вдоль водных объектов. На лесном участке находятся самовольные постройки: жилое строение (размерами 7,3х4,3м), баня (размерами 4,9х3,1м), туалет (по типу выгребная яма (размерами1,5х1,4м), сарай (размерами 3,3х3,1м), беседка (по типу навес, без напольного покрытия) (размерами 3,0х2,5м). Никаких разрешительных документов для каких-либо лиц, на использование указанного лесного участка с целью использования и строительства (возведение временных и капитальных строений) на участке в квартале 341 (остров без выдела) ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества не выдавалось. Общая площадь самовольно занятого участка лесного фонда составляет 0,0079 га.
Из акта административного обследования лесов ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество» №6 от 09.10.2024 следует, что в квартале 12 выдел 70 ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества в водоохраной зоне реки «...» (N 65.8376, E31.2362) в водоохраной зоне реки «...» расположены незаконные постройки: жилое строение (размерами 8,4х4,8м), баня (размерами 6,0х5,5м), туалет (по типу выгребная яма (размерами 1,6х1,3м), сарай (размерами 2,3х1,6м), беседка (размерами 4,2х3,8 м). Общая площадь самовольно занятого участка лесного фонда составляет 0,0099 га.
Лица, причастные к возведению строений на лесном участке в квартале 341 и в квартале 12 выдел 70 ... участкового лесничества ... лесничества на землях лесного фонда, не установлены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями сторон, ими не оспариваются, у суда сомнений не вызывают, в связи с чем, суд считает их установленными.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 6 Лесного Кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (п.1).
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (п.2).
В силу ч.1 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу п.3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2022 г.), следует, что правовые последствия возведения самовольной постройки определены в пункте 2 статьи 222 ГК РФ. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно положениям пункта 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.
В силу изложенного, и установленных судом обстоятельств о том, что на спорные объекты право собственности не зарегистрировано, они расположены на земельных участках, отнесенных к лесному фонду, которые не предоставлялись в установленном законодательством порядке для строительства, суд приходит к выводу о том, что данные объекты являются самовольными постройками, и подлежат, в соответствии с п.2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, сносу.
Поскольку проведенными надзорными органами мероприятиями установить лиц, которые возвели известные постройки не представилось возможным, обязанность по проведению заявленных прокурором действий в отношении спорных строений следует возложить на ответчика по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений, в том числе владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
На основании чч. 1 и 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование; осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия 23.10.2017 №367-П (далее – Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, входящим в структуру исполнительных органов Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, по проведению государственной политики в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
В силу пп. 7 п. 9 Положения Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение; осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор) в лесах, расположенных на землях лесного фонда; осуществляет лесную охрану в лесах, расположенных на землях лесного фонда; осуществляет иные полномочия в области лесных отношений, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В силу приведенных норм права в их системном толковании, на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложены полномочия Российской Федерации по управлению, распоряжению, контролю и охране земель лесного фонда, расположенных на территории Республики Карелия.
Поскольку ответчиком не обеспечена надлежащая охрана земель лесного фонда, допущено возведение неустановленными лицами самовольных построек в водохооранной зоне реки «...» и озера ..., что привело к нарушению прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика о том, что обязанность по освобождению земельного участка от строений должна быть возложена на орган местного самоуправления являются несостоятельными и противоречат нормам действующего лесного и земельного законодательства.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования прокурора с целью защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными, поданными в пределах предоставленных прокурору полномочий.
Учитывая обстоятельства дела, в соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ, срок определенный прокурором для устранения требований лесного и земельного законодательства является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,114,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Лоухского района Республики Карелия (ИНН 1001006825) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090) о возложении обязанности освободить лесной участок от строений удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение двенадцати месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать и обеспечить реализацию мероприятий по охране земель лесного фонда путем освобождения от самовольно возведенных строений и приведения в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием земельных участков:
в квартале 341, выдел (без выдела) (остров) ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества (N65.9371, E30.9860) от самовольных построек: жилого строения (размерами 7,3х4,3м), бани (размерами 4,9х3,1м), туалета (по типу выгребная яма) (размерами1,5х1,4м), сарая (размерами 3,3х3,1м), беседки (по типу навес, без напольного покрытия) (размерами 3,0х2,5м);
в квартале 12 выдел 70 ... участкового лесничества (... по лесоустройству) ... лесничества в водоохраной зоне реки «...» (N 65.8376, E31.2362) от самовольных построек: жилого строения (размерами 8,4х4,8м), бани (размерами 6,0х5,5м), туалета (по типу выгребная яма) (размерами 1,6х1,3м), сарая (размерами 2,3х1,6м), беседки (размерами 4,2х3,8 м).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко
Решение в окончательной форме
изготовлено 2 ноября 2024 года.