РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2019 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Великс К.Э.,
с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Третьяковой Л.В., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области Рубцовой И.А., представителя заинтересованного лица администрации г. Иркутска Музычук С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2119/2019 по административному исковому заявлению Разумова Д.В. к Управлению Росреестра по Иркутской области, Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Иркутской области о признании незаконными решений, устранении нарушений прав,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Разумов Д.В. с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Иркутской области, Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Иркутской области о признании незаконными решений, устранении нарушений прав.
В основание административного иска Разумов Д.В. указал, что он обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен> (далее – земельный участок), с «для строительства (воссоздания) памятника «....»» на «для индивидуального жилищного строительства», приложив к заявлению подлинник доверенности представителя Третьяковой Л.В. от <Дата обезличена>, Проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения г. Иркутск, от <Дата обезличена>, информационное письмо администрации г. Иркутска от <Дата обезличена>, решения Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, декларацию от <Дата обезличена>.
Решением Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> №<Номер обезличен> приостановлена государственная регистрация изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав, административному истцу предложено представить в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.20012 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об объектах культурного наследия»), статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) акт государственного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, документ, подтверждающий согласие службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
<Дата обезличена> Разумов Д.В., не согласившись с принятым решением о приостановлении государственного кадастрового учета, обратился в досудебном порядке с заявлением в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Иркутской области, решением которой от 19.03.2019 отклонено заявление административного истца, поскольку разрешение на изменение вида разрешенного использования земельного участка не выдавалось, разрешение на условно разрешенный вид использования также не выдавалось.
Данные решения, по мнению административного истца, являются незаконными, не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Разумову Д.В. на праве собственности принадлежат земельный участок, кадастровый номер <Номер обезличен> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства (воссоздания) памятника «....», а также жилой дом, кадастровый номер <Номер обезличен>, построенный (возведенный) на данном земельном участке. Жилой дом используется по назначению, в нем проживает Разумов Д.В., который с целью приведения в соответствие назначения земельного участка обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с декларацией, в которой просил изменить разрешенное использование земельного участка, с «для строительства (воссоздания) памятника «....» на «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно информационному письму администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> данный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-102), для которой установлен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в качестве основного вида (Решение Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (с учетом изменений, внесенных Решением Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), в связи с чем, с учетом требований пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, по мнению Разумова Д.В., для выбора основного вида разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки дополнительных согласований не требуется.
Кроме того на земельном участке расположен объект культурного наследия федерального значения «....», кадастровый номер <Номер обезличен>, назначение - жилой дом. Изменение характеристики земельного участка с «для строительства (воссоздания) памятника «....»» на «для индивидуального жилищного строительства» не повлечет за собой, по мнению Разумова Д.В., нарушение использования его по целевому назначению.
Доводы оспариваемых решений о необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования являются незаконными, так как в условно-разрешенных видах отсутствует вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В связи с чем административный истец Разумов Д.В. просит суд признать незаконными решение Управления Росреестра по Иркутской области № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, решение Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Иркутской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, возложить обязанность на Управление Росреестра по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Разумова Д.В. путем осуществления постановки на государственный кадастровый учет изменений о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, общей площадью 944 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащем на праве собственности Разумову Д.В.
В судебном заседании представитель административного истца Третьякова Л.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области Рубцова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении полностью, поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов со стороны Управления Росреестра по Иркутской области.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска Музычук С.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагала оспариваемые решения законными и обоснованными.
Административный истец Разумов Д.В., представитель административного ответчика Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Иркутской области, заинтересованные лица государственный регистратор прав Управления Росреестра по Иркутской области Соколова Е.Н., представитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области не явились в судебное заседание, о дате и месте которого извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 КАС РФ.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей в соответствии со статьей 150 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу требований статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу требований части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом личного приема, после получения уведомления от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Суд, рассмотрев административные исковые требования о признании незаконными решений, устранении нарушений прав, полагает их не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1, пунктам 1, 2, 8, 9 части 2 статьи 14 данного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании пункта 6 части 5 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется в течение семи рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Так пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи предусмотрена обязанность государственного регистратора приостановить государственную регистрацию прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом согласно части 2 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В судебном заседании установлено, что Разумову Д.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>, договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена> принадлежат расположенные по адресу: <адрес обезличен>, земельный участок, кадастровый номер <Номер обезличен>, площадью 944 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства (воссоздания» памятника «....» (для эксплуатации жилого дома), а также трехэтажный (подземных этажей - 1) жилой дом, кадастровый номер <Номер обезличен>, площадью 357,1 кв.м.
Как следует из материалов дела <Дата обезличена> административный истец в лице представителя Третьяковой Л.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился через отдел в г. Иркутске <Номер обезличен> ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением в Управление Росреестра по Иркутской области о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) об изменении разрешенного вида использования земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, с «для строительства (воссоздания) памятника «....»» на «для индивидуального жилищного строительства», приложив к заявлению доверенность представителя Третьяковой Л.В. от <Дата обезличена>, Проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения г. Иркутск, от <Дата обезличена>, информационное письмо администрации г. Иркутска от <Дата обезличена>, решения Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, декларацию от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> государственным регистратором Управления Росреестра по Иркутской области Соколовой Е.Н. принято решение – уведомление № КУВД-001/2019-1933969 о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в связи с наличием обстоятельств, препятствующих осуществлению действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, поскольку в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В основание решения указано, что при проведении в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» правовой экспертизы представленных документов установлено наличие недостатков, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. В орган регистрации представлено заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, который расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «....», 1880-1890 годы, зарегистрированного в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
С учетом положений статей 5, 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия», статьи 99 ЗК РФ, части 4 статьи 36 ГрК РФ в рамках правовой экспертизы государственным регистратором сделаны запросы в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из ответов от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена> следует, что в данных органах отсутствуют сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, и вхождения объекта в границы территории объекта культурного наследия федерального значения, органом местного самоуправления рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования в отношении земельного участка.
При указанных обстоятельствах, по мнению государственного регистратора, государственный кадастровый учет не может быть осуществлен, осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до <Дата обезличена>, рассмотрение документов будет возобновлено в день поступления в Управление Росреестра по Иркутской области документов, устраняющих причины приостановления, в связи с чем Разумову Д.В. предложено представить по собственной инициативе акт государственного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, документ, подтверждающий согласие службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Решением апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - апелляционной комиссия) при Управлении Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> (протокол заседания комиссии от <Номер обезличен> <Номер обезличен>), созданной на основании распоряжения Росреестра от <Дата обезличена> № Р/0065 (в редакции распоряжения от <Дата обезличена> № Р/0221) в соответствии с приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, отклонено заявление Разумова Д.В. об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Суд, проверив доводы административного истца о незаконности оспариваемых решений, полагает их необоснованными на основании следующего.
На основании пунктов 4, 5 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 4, частью 7 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
На основании частей 1, 2, 3, 4, 5 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 47.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, требования к его содержанию и использованию определены статьями 47.3, 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия».
В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на объект культурного наследия федерального значения «.... (ФИО7)», расположенный по адресу: <адрес обезличен>, регистрационный <Номер обезличен> в Списке памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране – 2000 год», выдано охранное обязательство от <Дата обезличена> (регистрационный <Номер обезличен>).
Согласно разделу IV «Особые условия использования памятника» акта технического состояния памятника истории и культуры (Приложение к охранному обязательству) помещения в здании-памятнике после воссоздания могут быть использованы под жилье, с сохранением объемно-планировочной структуры объекта в габаритах капитальных конструкций, а также ценных элементов оформления фасадов.
Все виды работ по сохранению объекта культурного наследия (исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные) выполняются лицензированными организациями, по согласованию со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Приказом службы по охране объектов культурного наследия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-спр утверждены границы, режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «....», расположенного по адресу: <адрес обезличен> (Приложения №<Номер обезличен>), согласно которому (Приложение <Номер обезличен>) на территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, по сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. На территории объекта культурного наследия разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
<Дата обезличена> Управлением Росреестра по Иркутской области в ЕГРН внесены сведения о границе территории объекта культурного наследия федерального значения «....», которой в установленном порядке присвоен учетный номер <Номер обезличен>
Суд, учитывая требования статей 36, 37 ГрК РФ, решения Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск» (которыми предусмотрено изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Иркутска в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и действующего законодательства), оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка может быть осуществлено административным истцом не самостоятельно по его выбору, а в соответствии с федеральными законами, а поскольку до настоящего времени специальный федеральный закон, регламентирующий вышеуказанный порядок принятия решений, не принят, в отношении изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка необходимо руководствоваться требованиями ЗК РФ, Федерального закона «Об объектах культурного наследия».
Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании решением государственного регистратора прав Управления Росреестра по Иркутской области Соколовой Е.Н. от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> в связи с истечением <Дата обезличена> срока приостановления отказано в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав.
Суд, проверив доводы административного истца о нарушении оспариваемыми решениями его прав, свобод и законных интересов, полагает их необоснованными, не нашедшими своего подтверждения, поскольку решение о приостановлении проведения кадастрового учета не является итоговым при рассмотрении заявления об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, оспариваемым решением государственная регистрация права приостановлена на три месяца (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) в соответствии с требованиями закона, при этом на момент рассмотрения дела срок для приостановления истек, решением Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> №<Номер обезличен> Разумову Д.В. отказано в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок, кадастровый номер <Номер обезличен>, которое он вправе оспорить в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Доказательств иного Разумовым Д.В., на которого возложено бремя доказывания в данной части в соответствии со статьей 62 КАС РФ, не представлено.
Таким образом, учитывая требования статей 17, 18, 35, 55 Конституции Российской Федерации, статей 4, 59, 62, 92, 93, 95, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, статей 36, 37 ГрК РФ, статьи 99 ЗК РФ, статей 5, 5.1, 47.1, 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия», статей 1, 8, 14, 15, 16, 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку решение о приостановлении государственного кадастрового учета принято Управлением Росреестра по Иркутской области в соответствии с требованиями закона, доводы о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Разумова Д.В. к Управлению Росреестра по Иркутской области, Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Иркутской области о признании незаконными решений, устранении нарушений прав.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет составлено 20 мая 2019 года.
Председательствующий судья: Р.Р. Латыпов