Дело № 2а-29/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года п.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
судьи Понедельченко Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области к Иванову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иванову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 5380 рублей 00 копеек и пени за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 96 рублей 82 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 1667 рублей 00 копеек и пени за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 17 рублей 25 копеек, всего 7161 рубль 07 копеек; мотивируя свои требования тем, что согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в 2016 году на имя Иванова А.В. зарегистрированы транспортные средства - автомобиль ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 76 л.с. (дата регистрации транспортного средства - ... ноября 2011 года), автомобиль ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 106 л.с. (дата регистрации транспортного средства - ... марта 2015 года), в связи с чем на основании ст.2 Закона Псковской области от 26 ноября 2002 года №224-оз «О транспортном налоге» ответчику начислен транспортный налог за 2016 год в размере 5380 рублей 00 копеек. Кроме того, согласно сведениям регистрационной службы Иванов А.В. в 2015, 2016 годах имел в собственности недвижимое имущество в виде: жилого дома с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... и помещения с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в связи с чем в соответствии со ст.408 Налогового кодекса РФ ответчику за 2015, 2016 годы начислен налог на имущество физических лиц, с учетом перерасчета и переплаты, в размере 1667 рублей 00 копеек. 16 октября 2017 года в адрес личного кабинета налогоплательщика Иванова А.В. направлено налоговое уведомление: №... о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год, налога на имущество физических лиц за 2016 год, а также перерасчета налога на имущество физических лиц за 2015 год в срок до 01 декабря 2017 года. Поскольку в установленный срок суммы налогов в бюджет не поступили, налоговым органом 12 февраля 2018 года в адрес личного кабинета налогоплательщика Иванова А.В. направлено требование №... о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц в размере 7047 рублей 00 копеек и пени за неуплату указанных налогов в срок до 27 марта 2018 года. На основании ст.75 Налогового кодекса РФ Иванову А.В. произведено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога в размере 96 рублей 82 копейки, налога на имущество физических лиц в размере 17 рублей 25 копеек. Поскольку до настоящего времени требования налогового органа ответчиком в добровольном порядке не исполнены и задолженность по транспортному налогу не погашена, Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с вышеуказанным иском. Одновременно Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с указанным иском со ссылкой на уважительность причин пропуска данного срока, поскольку реорганизация налогового органа и объединение баз данных, содержащих сведения о налогоплательщиках, послужило причиной пропуска срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.3 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Заявленная ко взысканию в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей. Административному ответчику надлежащим образом вручена копия административного искового заявления, возражений ответчика против удовлетворения административного иска, а также относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в адрес суда не поступило.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст.291 КАС РФ, в силу ч.3 ст.292 КАС РФ данное административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений статьи 358 названного Кодекса к объектам налогообложения относятся, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в установленных данным пунктом размерах.
В Псковской области налоговые ставки транспортного налога установлены статьей 2 Закона Псковской области от 26 ноября 2002 года №224-оз «О транспортном налоге», в соответствии с которой (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 75 л.с. до 100 л.с. включительно составляет 15 рублей, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 40 рублей.
На основании пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортного средства.
В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом в целях начисления и уплаты транспортного налога признается календарный год.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №2638 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что на территории Российской Федерации регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик в спорный период являлся владельцем транспортных средств - автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 76 л.с. (дата регистрации права собственности - ... ноября 2011 года), и автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 106 л.с. (дата регистрации права собственности - ... марта 2015 года), в связи с чем и в соответствии с налоговыми ставками, установленными статьей 2 Закона Псковской области от 20 ноября 2002 года №224-оз «О транспортном налоге», налоговым органом был исчислен подлежащий уплате ответчиком транспортный налог за 2016 год в размере 5380 рублей.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.2015 года Федеральным законом от 4 октября 2014 года №284-ФЗ, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно ст.401 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются, в том числе, жилой дом, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 01 января 2015 года, определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии со ст.403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст.405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом в целях исчисления налога на имущество физических лиц признается календарный год.
В силу положений п.1 ст.406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
В 2015 году на территории сельского поселения «...» Бежаницкого района Псковской области, вошедшего впоследствии в состав сельского поселения «...» Бежаницкого района Псковской области, ставки налога на имущество физических лиц были установлены ст.3 Решения собрания депутатов сельского поселения «...» от 25 ноября 2014 года №148 «О налоге на имущество физических лиц», утратившего силу с 01 января 2016 года, а в 2016 году - ст.3 Решения собрания депутатов сельского поселения «...» от 26 ноября 2015 года №20 «О налоге на имущество физических лиц», в соответствии с которыми ставка указанного налога в отношении жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства устанавливается в размере 0,1 процента; в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, перечня, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области, включающего: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания - устанавливается в размере 2 процента; в отношении прочих объектов налогообложения - 0,5 процента. При этом ст.2 указанных Решений определено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с налоговыми ставками, установленными ст.3 Решения Собрания депутатов сельского поселения «...» от 25 ноября 2014 года №148 «О налоге на имущество физических лиц» и ст.3 Решения собрания депутатов сельского поселения «...» от 26 ноября 2015 года №20 «О налоге на имущество физических лиц», на основании представленных сведений из Управления Росреестра, налоговым органом был исчислен подлежащий уплате ответчиком налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы на недвижимое имущество: жилой дом с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью ... рублей, расположенный по адресу: ..., и помещение с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью ... рублей, расположенное по адресу: ..., в размере, с учетом перерасчета и переплаты, 1667 рублей.
Согласно п.3 ст.363, п.2 ст.409 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 №ММВ-7-2/149@ утвержден Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, который определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами, к числу которых отнесены и налоговые уведомления.
Согласно п.10 указанного Порядка датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года №ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией сформирован размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Электронные услуги» личный кабинет налогоплательщика Иванова А.В.
Из материалов дела также следует, что 16 октября 2017 года налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика Иванова А.В. направлено налоговое уведомление №... от 21 сентября 2017 года о необходимости в срок до 01 декабря 2017 года произвести оплату транспортного налога за 2016 год в сумме 5380 рублей 00 копеек за автомобили ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 76 л.с., и ..., государственный регистрационный знак ..., мощностью двигателя 106 л.с.; налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, с учетом перерасчета и переплаты, в сумме 1667 рублей 00 копеек за жилой дом с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью ... рублей, расположенный по адресу: ... и помещение с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью ... рублей, расположенное по адресу: ....
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, начисляется пеня, то есть установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений).
Пеня, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, подлежит принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 названного Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 11 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 09 декабря 2010 года №ММВ-7-8/700@, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, а также п.10 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года №ММВ-7-8/200@, вступившего в силу с 27 мая 2017 года, предусмотрено, что датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Поскольку суммы начисленных налогов в бюджет не поступили, налоговым органом за несвоевременную уплату налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени и на основании абз.3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ в адрес личного кабинета налогоплательщика Иванова А.В. 12 февраля 2018 года направлено требование №... по состоянию на 12 февраля 2018 года об уплате в срок до 27 марта 2018 года недоимки по транспортному налогу в размере 5380 рублей 00 копеек и пени за неуплату указанного налога в размере 96 рублей 82 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1667 рублей 00 копеек и пени за неуплату указанного налога в размере 17 рублей 25 копеек. Однако данное требование до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме подтверждается сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» официального сайта Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.
Сведений о том, что Иванов А.В. обращался в налоговую инспекцию с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом установлено, что Иванов А.В., имея личный кабинет налогоплательщика, являясь собственником легкового автомобиля, мощностью двигателя 76 л.с., грузового автомобиля мощностью двигателя 106 л.с., жилого дома и помещения, обязан к уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, о размере которых он был надлежаще уведомлен, и в срок, установленный Налоговым кодексом РФ, данные налоги не уплатил; требование налогового органа о погашении вышеуказанных налогов и пени в срок, указанный в требовании об уплате налогов и пени, также не исполнил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацам 3 и 4 п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены эти физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.
В силу ч.1 ст.123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Пунктом 3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Из анализа приведенных норм процессуального права следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция может обратиться к мировому судье, если требование бесспорно.
Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Иванова А.В. недоимки по налогам к мировому судье не обращался, с настоящим административным исковым заявлением в суд обратился, согласно предоставленным Почтой России сведения по отслеживанию почтовых отправлений, 17 декабря 2018 года. Из текста административного искового заявления и приложенных документов следует, что Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей по истечении установленного шестимесячного срока и заявила ходатайство о его восстановлении.
Из материалов дела следует, что в связи с тем, что транспортный налог и налог на имущество физических лиц своевременно Ивановым А.В. уплачен не был, налоговый орган направил по месту проживания должника требование №... (по состоянию на 12 февраля 2018 года) об уплате недоимки по налогу в размере 7047 рублей 00 копеек и пени в срок до 27 марта 2018 года.
Таким образом, учитывая приведенные положения закона, срок для обращения в суд с настоящим административным иском начал течь с 27 марта 2018 года и истек 26 сентября 2018 года, в то время как в суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 17 декабря 2018 года, то есть с пропуском срока.
20 декабря 2018 года в суд поступило представленное административным истцом административное исковое заявление о взыскании недоимки и пени с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять истец.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законодательством шестимесячного срока.
В обоснование просьбы о восстановлении пропущенного срока налоговый орган ссылается на уважительность причин пропуска данного срока в связи с реорганизацией налогового органа и объединением баз данных, содержащих сведения о налогоплательщиках.
С учетом вышеприведенных норм налогового законодательства и установленных по спору обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом ходатайства о восстановлении срока подачи заявления, полагая, что бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области суду не представлено.
Доводы истца об уважительности причин пропуска срока в связи с реорганизацией налогового органа и объединением баз данных, содержащих сведения о налогоплательщиках, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства носят организационный характер и не могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока, налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд, кроме того, являясь юридическим лицом, должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ срока.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Таким образом, с учетом пропуска налоговым органом срока подачи в суд заявления о взыскании и отсутствием оснований для его восстановления, суд приходит к выводу о том, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с Иванова А.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 год, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы и пени за нарушение срока уплаты указанных налогов, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области к Иванову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 5380 рублей 00 копеек и пени за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 96 рублей 82 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 1667 рублей 00 копеек и пени за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 17 рублей 25 копеек, всего 7161 рубль 07 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Копия решения подлежит направлению лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
...
...
Судья Е.А.Понедельченко