Дело № 2а-101/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Светлогорск 15 января 2019 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе судьи Ганина В.А., с участием заместителя Светлогорского межрайонного прокурора Рубинфайн А.А., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мовчана С.Н. к административному ответчику окружному Совету депутатов Пионерского городского округа о признании незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н.
УСТАНОВИЛ:
Истец Мовчан С.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику окружному Совету депутатов Пионерского городского округа, в котором просит:
-признать незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата>, которым досрочно прекращены полномочия депутата Мовчана С.Н., на основании допущенных нарушений, указанных в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№>.
В обоснование иска истец указывает, что решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата> досрочно прекращены полномочия депутата Мовчана С.Н. на основании допущенных нарушений, указанных в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№>. Он не согласен с указанным решением окружного Совета депутатов, т.к. при его принятии был нарушен порядок привлечения его к ответственности и назначенное наказание явно несоразмерно с допущенными неточностями, что выражается в приведенных в иске доводах.
В судебном заседании истец Мовчан С.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель по доверенности Клевцов В.А. иск поддержал, подтвердил указанные в нем доводы и дополнительно указал, что оспариваемое решение было принято с нарушением Регламента не большинством от числа избранных депутатов.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя, так как представитель занят в другом процессе.
Определением суда ходатайство ответчика оставлено без удовлетворения, так как юридическое лицо, которым является ответчик, не ограничено правом и возможностью направить в судебное заседание иных представителей.
Заинтересованное лицо - Управление по профилактике коррупционных и иных правоотношений Правительства Калининградской области в лице представителя Багалиной Е.Г. в судебном заседании, с учетом дополненных истцом доводов к иску, оставила решение вопроса на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, а также выслушав заключение прокурора, полгавшего подлежащим удовлетворению исковое заявление в связи с нарушением процедуры голосования, приходит к следующему.
Решением окружного Совета депутатов от 30.09.2010 № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Пионерский городской округ» (в ред. решения Совета депутатов Пионерского городского округа от 27.01.2011 N 8, решений окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 22.02.2012 N 12, от 20.07.2012 N 31, от 30.01.2014 N 2, от 14.04.2014 N 27, от 09.04.2015 N 24 (ред. 28.05.2015), от 28.04.2016 N 30, от 24.05.2016 N 33, от 27.04.2017 N 29, от 15.06.2017 N 43) принят Устав муниципального образования «Пионерский городской округ».
Согласно части 1 статьи 17 Устава окружной Совет является представительным органом городского округа, состоящим из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании по одномандатным округам сроком на 5 лет.
Судом установлено, что в муниципальном образовании всего избрано 15-ть депутатов окружного Совета депутатов Пионерского городского округа, в том числе Мовчан С.Н..
Согласно части 6 статьи 17 Устава порядок деятельности окружного Совета, основные правила работы устанавливаются Регламентом окружного Совета депутатов.
Согласно части 8 статьи 26 Устава порядок созыва, подготовки и проведения заседаний окружного Совета, а также формы его работы устанавливаются Регламентом окружного Совета.
Решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 29.10.2015 № 80 "Об утверждении Регламента окружного Совета депутатов Пионерского городского округа в новой редакции" соответствие с Уставом муниципального образования "Пионерский городской округ" утвержден Регламент окружного Совета депутатов Пионерского городского округа.
Согласно Регламента статье 15. Порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов окружного Совета:
1. Окружной Совет по вопросам своего ведения принимает решения - муниципальные правовые акты нормативного и иного характера.
Правовой акт окружного Совета депутатов ненормативного характера - официальный письменный документ, принятый окружным Советом депутатов в пределах его компетенции, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц либо носящий рекомендательный характер.
4. Решения окружного Совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета, если иное не установлено федеральным законодательством.
5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов окружного Совета.
6. Нормативные правовые акты, принятые окружным Советом, направляются для подписания и обнародования главе городского округа в течение 10 дней.
7. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено федеральным законом. Иные решения вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено законодательством или самим актом.
Согласно Устава статье 20 части 11 подпункта 11 полномочия депутата окружного Совета прекращаются досрочно в иных случаях установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
Согласно Устава статье 20 части 12 досрочное прекращение полномочий депутата оформляется решением окружного Совета, в котором определяется дата прекращения полномочий депутата.
Судом установлено, что прекращение полномочий депутата Мовчана С.Н. оформлено решением Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата>.
Полномочия депутата Мовчана С.Н. досрочно прекращены в связи допущенными им нарушениями, указанными в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№>, из которых следует, что выявлен факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений депутатом окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <Дата> по <Дата>.
Вместе с тем суд не может согласиться с законностью данного (оспариваемого) решения окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата>, по следующим основаниям.
Согласно положений части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении административного иска суд подвергает судебному контролю решение органа местного самоуправление не только на соответствие его материальному праву, но и проверяет порядок принятия органом местного самоуправления оспариваемого истцом решения, независимо от того, что стороны не ссылаются на нарушение процедуры принятия оспариваемого решения.
При проверки процедуры принятия оспариваемого истцом решения судом установлено, что согласно указанного Регламента окружного Совета депутатов Пионерского городского округа решения окружного Совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета, если иное не установлено федеральным законодательством.
Из чего следует, что решение считается принятым, если за него проголосовало 8-мь депутатов из 15-ти депутатов, то есть квалифицированное большинство.
Вместе с тем из протокола заседания окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <Дата>9 года, на котором было принято оспариваемое решение, видно, что за принятие оспариваемого решения <№> от <Дата> проголосовало только 7-мь депутатов из 15-ти присутствующих на заседании депутатов.
Из чего следует, что решение <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н. является не принятым на заседании окружного Совета депутатов Пионерского городского округа.
При этом из протокола заседания окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <Дата> видно, что 4-ре депутата: Сидорук С.В., Мовчан С.Н., Быков С.Г., Малышев А.А. были отстранены от голосования по принятию решений об их досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с наличием у них конфликта интересов.
Однако положениями указанного Регламента не предусмотрено отстранение депутатов от голосования в связи с рассмотрением в отношении них вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, что также не предусмотрено и федеральным законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н. является не законным.
Так как оспариваемое решение является незаконным в связи с нарушением процедуры его принятия, установленной указанным Регламентом, то суд не считает необходимым входить в обсуждение соблюдение сторонами материального права, которое послужило основанием для рассмотрения окружным Советом депутатов Пионерского городского округа вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н..
Таким образом, суд, исходя из указанных обстоятельств, считает возможным удовлетворить административные исковые требования истца о признании оспариваемого решения органа местного самоуправления не законным, по указанным судом основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования истца Мовчана С.Н. - удовлетворить.
Признать незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Мовчана С.Н. со дня его принятия - с <Дата>.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца, со дня его окончательного изготовления.
Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.
СУДЬЯ ГАНИН В.А.