№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2016 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Ермакова А.В.,
представителя ответчика Садоводческого некоммерческого товарищества № 1 Лаврухина О.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу № 1, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Комитет по охране окружающей природной среды» ЗАТО г. Зеленогорска, Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, о понуждении ликвидировать места несанкционированного складирования отходов, обустройстве площадок для установки контейнеров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края с учетом уточнений обратился с иском к садоводческому некоммерческому товариществу № 1 г. Зеленогорска (далее Садоводство № 1) с требованием ликвидировать места несанкционированного складирования отходов в районе улицы № 12 рядом с грунтовой дорогой, идущей вдоль ул. Октябрьская; в районе улицы 17 рядом с лесным массивом; в районе улицы 38 рядом с лесным массивом в течение 30 дней с момента вынесения судебного решения; а так же обязать ответчика на территории общего пользования СНТ № 1 обустроить площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.11 Свода правил СП 53.13330.2011 с установкой 10 контейнеров для сбора отходов, в срок до 01 июня 2017 года (л.д. 5-8, 42).
Требования мотивированы тем, что МКУ «КООС» 13 мая 2016 года проведен выезд и осмотр территории садоводства № 1, которым установлено наличие на территории СНТ очаговых навалов мусора в районе улицы № 12 рядом с грунтовой дорогой, идущей вдоль ул. Октябрьская; в районе улицы 17 рядом с лесным массивом; в районе улицы 38 рядом с лесным массивом. Размещение отходов на прилегающих к садовым участкам землях является нарушением Земельного кодекса РФ, а так же Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Отсутствие на территории СНТ № 1 предусмотренных действующим законодательством площадок для установки контейнеров нарушает права и законные интересы владельцев участков в СНТ № 1, членов садоводства.
Определением суда от 18 июля 2016 года к участию в деле привлечена Администрация ЗАТО города Зеленогорска (л.д. 36).
В судебном заседании ст. помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Ермаков А.В. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Председатель П. С. № 1 Маньковский О.В. в судебное заседание не явился, в ходатайстве, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Лаврухина О.В.
Из пояснений, данных председателем С. № 1 Маньковским О.В., полномочия которого подтверждаются копией удостоверения, выпиской из протокола Собрания конференции СНТ № 1 от 21.12.2014 г., приказом о приеме на работу от 27 февраля 2011 года (л.д. 29, 30, 104), ранее в судебном заседании, следует, что с иском прокурора он не согласен, земля садоводству не выделялась, в садоводстве есть план улиц, который они сделали для себя, и он никем не утверждался, вывоз мусора организован машинами 4 раза в неделю, ходит мусоровоз. Установленные комитетом навалы мусора не относятся к С.. Минерализованную границу он указал сам, схема для того, чтобы представить ее в Горлесхоз и пожарную службу.
Представитель С. № 1 Лаврухин О.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, указывая, что обязанность по содержанию земель, где не разграничена собственность, возложена на органы местного самоуправления. Так как земли С. не выделены, ответственность за их содержание несет администрация города Зеленогорска.
Так же ответчиком по делу представлены письменные возражения по иску (л.д. 76, 139).
Представитель Администрации города Зеленогорска Родина Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города, о чем представила заявление (л.д. 191).
Из пояснений представителя Администрации города Зеленогорска Родиной Н.А., данных ею ранее в судебном заседании, следует, что земли, на которых выявлены свалки мусора, относятся к землям государственной собственности. В период с 1962 года по 1993 год выделялись земельные участки работникам ЭХЗ, фактически образовалась территория С.. С. само занималось разделом участков между гражданами. В дальнейшем все постановления о выделении земельных участков утратили свою силу. В настоящее время территория С. № не зафиксирована, границы можно определить по земельным участкам, предоставленным гражданам, границ межевания нет. Имеется схема границ С. №, в которой указана минерализованная граница С., которую указал сам председатель. Прежде чем разместить площадки под контейнеры, необходимо определить земельные участки и выделить их С., а это возможно только через аукцион. В настоящее время организовать площадки под контейнеры невозможно, оптимальный вариант в настоящее время существует в С., это вывоз мусора машинами.
Представителем администрации представлен письменный отзыв на иск (л.д. 146-148).
Представитель МКУ «Комитет по охране окружающей среды» г. Зеленогорска Трифонова Е.Н. в судебном заседании пояснила, что ей неизвестно, чья земля, на которой были зафиксированы места сволок, но эта территория прилегает к С.. По характеру мусора сделан вывод, что эти свалки мусора сделаны садоводами, так как там имеется растительность с садовых участков, отходы древесины, ПЭТ бутылки. Дополнительно представитель комитета пояснила, что 30 августа 2016 года специалистами комитета совместно с председателем С. № 1 проведен осмотр территории С., где ранее были обнаружены свалки мусора. В ходе осмотра территории навалов мусора в районе улиц 12, 17 и 38 не обнаружено, по пояснениям председателя С. Маньковского О.В., уборку мусора в указанных районах произвели владельцы расположенных рядом земельных участков. В условиях сложившейся застройки СНТ № 1 не представляется возможным обустроить площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.11 СП 53.13330.2011, а именно, выдержать расстояние не менее 20 метров от земельных участков.
Дополнительно представителем МКУ «Комитет по охране окружающей среды» Трифоновой Е.Н. представлен письменный отзыв на иск (л.д. 142).
Заслушав прокурора, представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно п. 5.3.1, 5.3.4, 5.3.6 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Зеленогорска, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № 56-315р от 21.08.2014 г., в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан накопление неутилизируемых отходов (стекло, металл, пластик, макулатура) осуществляется гражданами в накопители отходов в пределах границ предоставленного земельного участка или в контейнеры, установленные садоводческим объединением на площадках. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 метров, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 метров от границ участков. Запрещается размещать отходы на прилегающих к садоводческим объединениям землях, земельным участкам. Обязанность по организации вывоза отходов с территории садоводческих объединений возлагается на садоводческие объединения (л.д. 53 – 64).
В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения С., огородничества и дачного хозяйства.
Судом из пояснений прокурора, представителей сторон и третьих лиц установлено следующее.
Садоводческое некоммерческое товарищество № 1, находящееся на территории города Зеленогорска Красноярского края, сокращенное наименование Садоводство № 1, зарегистрировано в качестве юридического лица 15 февраля 2002 года, с определением вида деятельности – овощеводство, выращивание прочих сельскохозяйственных культур, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 9-13).
Согласно Уставу садоводческого некоммерческого товарищества № 1 садоводческое товарищество осуществляет свою деятельность с 27 июня 1997 года. Товарищество как некоммерческая организация учреждена гражданами на добровольных началах для содействия ее членов в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Земельный участок, выделенный для коллективного садоводства, состоит из земель, находящихся в собственности членов товарищества, и земель общего пользования, не подлежащих разделу (п. 1.2, 1.5, 1,7 Устава) (л.д. 109-126).
Муниципальными правовыми актами Администрации ЗАТО г. Зеленогорска земельные участки общего пользования садоводческому некоммерческому товариществу № 1 не предоставлялись, что следует из сообщения от 19 мая 2014 года Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, а так же от 11 августа 2016 года (л.д. 91, 140).
13 мая 2016 года на основании распоряжения № 42-о от 13.05.2016 г. в соответствии с поручением прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от 28 апреля 2016 года специалистом МКУ «Комитет по охране окружающей среды» проведен осмотр территории Садоводства № 1 с целью проверки соблюдения экологического законодательства (наличие несанкционированных свалок) на территории садоводства.
В ходе осмотра с участием председателя садоводства Маньковского О.В. были выявлены очаговые навалы мусора в районе улицы № 12 рядом с грунтовой дорогой, идущей вдоль улицы Октябрьская, в районе улицы 17 рядом с лесным массивом, в районе улицы 38 рядом с лесным массивом, о чем был составлен акт № 42-о от 13 мая 2016 года (л.д. 14-19).
По результатам проведенной проверки Садоводства № 1 «Комитетом по охране окружающей среды» прокурором города Зеленогорска на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на имя председателя Садоводства № 1 Маньковского О.В. 17 мая 2016 года было вынесено представление незамедлительно принять меры к устранению ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов с территории садоводства (л.д. 43-45).
Председатель Правления Садоводства № 1 Маньковский О.В. с представлением прокурора не согласился, в письменном ответе указал, что несанкционированная свалка мусора рядом с улицей 12, идущей вдоль улицы Октябрьская, к территории Садоводства № 1 не относится, а навалы мусора в районе улиц 17 и 38 садоводства, в действительности, находятся в лесном массиве, который относится к территории Горлесхоза. Установить площадки для установки контейнеров невозможно, так как при выделении земельных участков органами местного самоуправления не учитывался Свод Правил СП 53.13330.2011, установить площадки в 20 метрах от садовых участков невозможно (л.д. 23).
Доводы председателя садоводства Маньковского О.В. и представителя садоводства Лаврухина О.В. о том, что свалки находятся не на территории садоводства, опровергаются схемой садоводства, представленной Маньковским и подписанной им самим, на которой председателем указана минерализованная полоса вокруг садоводства (л.д. 179).
Согласно показаниям свидетеля Сташкевич В.В., эколога МКУ «Комитет по охране окружающей среды», она проводила осмотр территории садоводства вместе с председателем садоводства, который не говорил, что не согласен с нарушением. На схеме она указала крестиками места обнаружения навалов мусора.
Председатель садоводства Маньковский О.В. в судебном заседании подтвердил, что указанную на схеме полосу минерализации указал он сам.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия на момент обращения прокурора очаговых свалок мусора на территории садоводства № 1.
Актом № 91-о от 30 августа 2016 года, составленным с участием директора МКУ «КООС» Трифоновой Е.Н., ведущего инженера по ООС (эколога) Сташкевич В.В., председателя СНТ № 1 Маньковского О.В., подтверждается факт отсутствия очаговых навалов мусора в районе улиц: № 12 рядом с грунтовой дорогой, идущей вдоль ул. Октябрьская; № 17 рядом с лесным массивом; № 38 рядом с лесным массивом. Со слов председателя садоводства уборку мусора произвели владельцы расположенных рядом земельных участков (л.д. 143-145).
Учитывая, что требование прокурора ликвидировать места несанкционированного складирования отходов в районе улицы № 12 рядом с грунтовой дорогой, идущей вдоль улицы Октябрьская, в районе улицы 17 рядом с лесным массивом, в районе улицы 38 рядом с лесным массивом, добровольно исполнены членами садоводства № 1 до вынесения судом решения, прокурор в этой части от иска не отказался, требования подержал, в удовлетворении требований следует отказать, так как нарушение устранено, предмета спора нет.
Требование прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в части возложения на садоводство № 1 обязанности обустроить площадки для установки контейнеров удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1 «СП 53.13330.2011. Свод Правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849, настоящий свод правил распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческое, дачное объединение), находящихся на них зданий и сооружений, а также служит основой разработки территориальных строительных норм субъектов Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика о том, что к ним не применяется данный Свод правил, является необоснованным.
Согласно п. 5.11 СП 53.13330.2011, на который ссылается прокурор, на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
В силу п. 4.1 СП 53.13330.2011 организация территории садоводческого, дачного объединения осуществляется в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого, дачного объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого, дачного объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены органом местного самоуправления.
Кроме того, как следует из Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Зеленогорска, утилизация неутилизируемых отходов в садоводствах предусмотрена не только в виде организации контейнеров на специальных площадках садоводства, но и самими гражданами в накопители отходов в пределах границ предоставленного земельного участка.
Согласно договору от 01 июня 2016 года, заключенному садоводством № 1 и ООО «Экоресурс-Пром-Тех», и договору от 03 февраля 2016 года, заключенному между садоводством № 1 и ООО «Экоресурс», садоводством заключены договоры на утилизацию мусора, отходов производства, т.е. организован вывоз мусора с территории садоводства (л.д. 78- 89)
Председатель Правления Садоводства № 1 11 августа 2016 года обратился в Администрацию города Зеленогорска с заявлением об определении места в садоводстве № 1 для установки площадок для сбора ТБО по представлению Прокуратуры ЗАТО г. Зеленогорска (л.д. 97).
По сообщению Главы Администрации города Зеленогорска от 25 августа 2016 года существующая в садоводстве № 1 бесконтейнерная схема сбора твердых коммунальных отходов «с обочины» не противоречит генеральной схеме очистки территории ЗАТО г. Зеленогорск, утвержденной постановлением Администрации города от 31.03.2016 г. № 75-п (л.д. 141).
Как установлено судом, земельный участок садоводству не выделен, территория общего пользования садоводства не определена по причинам, не зависящим от садоводства № 1, согласно п. 4.1 СП 53.13330.2011 проект планировки территории садоводства № 1 органами местного самоуправления г. Зеленогорска не утверждался, отсутствие фактической возможности установить контейнеры на расстоянии не менее 20 метров от земельных участков, на что ссылались представители Администрации города Зеленогорска и МКУ «Комитет по охране окружающей среды», по этим основаниям суд считает, что не имеется законных оснований возлагать на Садоводство № 1 обязанность обустроить площадки для установки контейнеров согласно п. 5.11 СП 53.13330.2011.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать прокурору ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края к садоводческому некоммерческому товариществу № 1 г. Зеленогорска в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Зеленогорский городской суд.
Судья О.Л. Моисеенкова