Дело № 2-197/2024
89RS0009-01-2024-000235-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Патраваеве Н.А.,
с участием прокурора Ишимова О.Г., зам. прокурора Красноселькупского района Скоробогатова А.Б.,
представителей третьего лица Администрации Красноселькупского района Ш., И., действующих по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ямал-Энерго» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Ямал-Энерго» о признании действий незаконными, возложении обязанности. В обосновании иска указал, что ответчиком используется в хозяйственной деятельности объект, предназначенный для хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) «База ГСМ», расположенный по адресу: Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, подбаза ИТ-19, эксплуатируемый обществом на основании договора аренды № 45-ГСМ от 09.01.2024, заключенного между ООО «Агрофирма Толькинская» и ООО «Ямал-Энерго». Указанный объект состоит из 3 резервуаров объемом 1000 м3, объемом 2000 м3, объемом 400 м3 и способен вместить 5400 м3. Согласно характеристикам, спорный объект способен вместить 5400 м3, что в переводе на тонны, руководствуясь установленными показателями плотности, превышает объем 1000 тонн для любого из видов дизельного топлива. Таким образом, на основании положений п. 1 ст. 2 приложений №№ 1, 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» эксплуатируемый ответчиком спорный объект, относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн. Законодательством установлена обязанность, хозяйствующего субъекта, регистрации эксплуатируемых опасных производственных объектов в государственном реестре. В нарушение указанных требований ООО «Ямал-Энерго» осуществляет эксплуатацию спорного объекта - «База ГСМ», в отсутствие его регистрации в реестре ОПО. В целях устранения выявленных нарушений истцом в адрес ответчика внесено представление от 30.01.2024 № 7-50-2024, по результатам его рассмотрения, нарушения требований действующего законодательства не устранены. Несоблюдение требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «База ГСМ», создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда гражданам и ущерба окружающей среде, а также нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания. Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор просит признать незаконными действия ООО «Ямал-Энерго» по эксплуатации спорного объекта «База ГСМ», обязать общество зарегистрировать его в государственном реестре опасных производственных объектов.
Определением суда от 08.08.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена Администрация Красноселькупского района.
Определением суда от 22.08.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО.
Определением суда от 17.10.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Северо-Уральское управление Ростехнадзора.
Определением суда от 06.11.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Толькинская».
В судебном заседании представители истца Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Целовальникова А.А. – прокурор Красноселькупского района Ишимов О.Г. и зам. прокурора Красноселькупского района Скоробогатов А.Б., исковые требования поддержали по заявленным основаниям, настаивали на их удовлетворении. Заявили ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика, общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Толькинская», в судебном заседании требования к ООО Агрофирма «Толькинская» не поддержали, просили удовлетворить первоначальные исковые требования к ООО «Ямал-Энерго».
Представитель ответчика ООО «Ямал-Энерго» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Направил в суд возражения на исковое заявление, в котором указал, что не согласен с предъявленными исковыми требованиями. Красноселькупским районным судом ЯНАО рассмотрено гражданское дело № 2-53/2024 по иску прокурора Красноселькупского района к Администрации Красноселькупского района, ООО «Ямал-Энерго» и ООО Агрофирмы «Толькинская» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и требований пожарной безопасности на объекте парк ГСМ, исковые требования удовлетворены. Заявленный прокурором срок исполнения вышеуказанного решения - 3 года с момента вступления решения в законную силу, суд посчитал разумным. Регистрация объекта в государственном реестре ОПО осуществляется региональным управлением Ростехнадзора. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с требованиями законодательства. Для проведения необходимых мероприятий неоднократно обращались в управление муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района, собственнику спорного объекта «База ГСМ», с просьбой предоставить документацию. Управление муниципальным имуществом проектную и техническую документацию не предоставило по причине её отсутствия. Для регистрации объекта в государственном реестре, организация, эксплуатирующая этот объект, обязана подать заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и приложить к нему документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра. В соответствии с абзацами 4 п. 32 регламента, основаниями для отказа в приёме заявления и комплекта документов является: отсутствие описи документов, а также несоответствие документов, указанных в описи фактически представленным (направленным). До устранения нарушений законодательства в область промышленной и пожарной безопасности объекта «База ГСМ», общество не сможет получить положительное заключения экспертизы промышленной безопасности. Таким образом, без проведения мероприятий по восстановлению документации и устранению замечаний по решению суда (гр. дело 2-53/2024), в настоящий момент не представляется возможным подать заявление с полным пакетом документов необходимых для регистрации ОПО в реестре. По мере выполнения указанного решения суда по устранению выявленных замечаний работа по постановке парка ГСМ в Реестр опасных производственных объектов будет возобновлена. Представитель ответчика в удовлетворении исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора просит отказать полностью (л.д. 104-107).
Представители третьего лица Администрации Красноселькупского района Ш., И., действующие по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Доводы возражений поддержали, в которых указано, что собственником спорного объекта является муниципальный округ Красноселькупский район ЯНАО. Фактическим пользователем объекта является ООО «Ямал-Энерго» по договору аренды. 28.12.2020 Красноселькупским районным судом ЯНАО вынесено решение по гражданскому делу № 2-179/2020 по иску прокурора Красноселькупского района на ООО «Ямал-Энерго», которым возложена обязанность обеспечения пожарной и промышленной безопасности объекта - склада ГСМ в с. Толька в течении 1 года после вступления в законную силу решения суда. Обществом в рамках исполнения указанного решения суда были устранены значительная часть выявленных нарушений, что не помешало прокурору Красноселькупского района вновь в 2024 году обратиться с аналогичным иском в суд. Истец в настоящем исковом заявлении указывает на то, что объект - «База ГСМ» в с. Толька обладает признаками опасного производственного объекта исходя из положений Федерального закона, приводя в обоснование своей позиции выдержки положений законодательства Российской Федерации в этой части. Объективных доказательств и (или) подтверждения наличия реальной опасности или угрозы ее возникновения в результате эксплуатации объекта в связи с тем, что он не внесен в установленном законном порядке в реестр ОПО истцом не предоставлено. Эксплуатирующая организация базы ГСМ - ООО «Ямал-Энерго», является ресурсоснабжающей организацией сел Толька и Ратта. ООО «Ямал-Энерго» является единственной организацией, оказывающей услуги тепло-, электро-, - водоснабжения и водоотведения на территории данных населенных пунктов. По мнению ответчика, изложенного в своих возражениях без проведения мероприятий по восстановлению документации и устранению замечаний по решению суда, не представляется возможным подать заявление с полным пакетом документов необходимых для регистрации опасных производственных объектов в реестре. По результату исполнения решения суда по устранению выявленных замечаний работа по постановке парка ГСМ в реестр опасных производственных объектов ответчиком будет возобновлена. Удовлетворение исковых требований природоохранного прокурора ЯНАО могут привести к значительным негативным последствиям в виде ограничения деятельности ответчика на объекте, а как следствие к возможному наступлению ЧС в селе Толька, что в значительной степени повлечет нарушение прав, законных интересов граждан и организаций села Толька Красноселькупского района. Вместе с тем по нашему мнению удовлетворение требований прокурора изложенного в пункте 1 искового заявления может прямо противоречить вступившему в законную силу решению Красноселькупского районного суда ЯНАО от 06.05.2024, поставив под сомнение его законность и обоснованность. В удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа просит отказать (л.д. 162-165).
Представитель соответчика ООО Агрофирма «Толькинская» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, возражений относительно исковых требований не представил (л.д. 217).
Представитель третьего лица департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв в которых указал, что требования истца не могут быть удовлетворены до момента исполнения решения Красноселькупского районного суда по делу № 2-53/2024, в связи с чем, решение вопроса по существу заявленных требований департамент оставляет на усмотрение суда (л.д. 201-203).
Представитель третьего лица Северо-Уральского управления Ростехнадзора, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Направил в суд отзыв, в котором указал, что оценка возможности внесения сведений об объекте и эксплуатирующей организации в государственный реестр ОПО с присвоением регистрационного номера, а также выдача свидетельства о регистрации носит заявительный характер в рамках оказания государственной услуги, по результатам которой, государственным органом принимается решение в удовлетворении или отказе в предоставлении государственной услуги. В рассматриваемом случае ООО «Ямал-Энерго» с заявлением в адрес управления для оказания государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО не обращался. Возможность оценки регистрации ОПО в государственном реестре ОПО без соблюдения Требований не представляется возможным. Просит разрешить судебное дело на усмотрение суда (л.д. 209-210).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Поскольку прокурор, в судебном заседании исковые требования к ООО Агрофирма «Толькинская» не поддержал, суд рассматривает первоначальные исковые требования только к ООО «ЯмалЭнерго».
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации и муниципальных образовании.
В силу пункта 4 статьи 27 пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Как установлено из материалов дела, при проверке соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, природопользовании и промышленной безопасности, при эксплуатации объектов предназначенных для хранения ГСМ, в деятельности ООО «Ямал-Энерго» установлены нарушения закона, в хозяйственной деятельности используются объекты, относящиеся к категории опасных производственных объектов III класса, не зарегистрированные в государственном реестре.
30.01.2024 Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор вынес в адрес директора ООО «Ямал-Энерго», представление об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени не устранены (л.д. 53).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благополучную окружающую среду.
Согласно статье 2 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, которое к категории опасных производственных объемов относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества (жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества.
Согласно пункту 1 и таблицы № 2 Приложения № 2 Федерального закона № 116-ФЗ к опасным производственным объектам III класса опасности относятся объекты, на которых количество горючих жидкостей, находящихся на товарно- сырьевых складах и базах, составляет объем более 1000 тонн, но менее 50 000 тонн.
Из пункта 3 примечаний к Федеральному закону № 116-ФЗ следует, что в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее 500 м независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ относит эксплуатацию опасного производственного объекта к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, обязанность соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ предусматривает регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 15 Федерального закона № 116-ФЗ предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии па опасном объекте" (далее - Федеральный закон № 225-ФЗ) не допускает ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ, к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жизненный цикл здания или сооружения составляет период, в течение которого выполняются инженерные изыскания, осуществляются архитектурно-строительное проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ООО «Ямал-Энерго» на основании заключенного договора аренды № 03-09/22 (Лот № 9) от 22.06.2020 с Управлением муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района, а в последующем договора аренды № 45-ГСМ от 09.01.2024 с ООО «Агрофирма Толькинская» эксплуатирует объект, предназначенный для хранения горюче-смазочных материалов - «База ГСМ» который состоит из 3 резервуаров объемом 1000 м3, объемом 2000 м3, объемом 400 м3 и способен вместить 5400 м3, расположенный по адресу: Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, подбаза ИТ-19 (л.д. 12-14, 218-221).
Резервуары объекта способны вместить 5400 м3, что в переводе на тонны, превышает объем 1000 тонн для любого из видов дизельного топлива, и являются опасным производственным объектом, поскольку предназначены для храпения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн.
Следовательно, указанные резервуары, образующие единый объект, относятся к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначены для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн, которые одновременно могут находиться на опасном производственном объекте.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено и также подтверждено стороной ответчика.
Таким образом, ООО «Ямал-Энерго» должно выполнить все требования промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством, в том числе зарегистрировать в государственном реестре ОПО объект, предназначенный для хранения горюче-смазочных материалов - «База ГСМ» который состоит из 3 резервуаров объемом 1000 м3, объемом 2000 м3, объемом 400 м3 и способен вместить 5400 м3, расположенный по адресу: Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, подбаза ИТ-19.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик не выполняет должным образом требования действующего законодательства в области промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие регистрации спорного объекта в государственном реестре ОПО свидетельствует о том что, ООО «Ямал-Энерго» не принимает достаточные меры, необходимые для промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Иных доказательств суду не представлено.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Объяснение стороны по делу является актом ее волеизъявления, и поэтому его содержание отражает, как правило, ту субъективную позицию стороны, которая ей предпочтительна для обоснования своих требований.
Доводы представителя ответчика, представителей третьих лиц, о невозможности зарегистрировать объект «База ГСМ» в государственном реестре опасных производственных объектов, так как это будет противоречить вступившему в законную силу решению Красноселькупского районного суда ЯНАО от 06.05.2024, являются несостоятельными, поскольку требования, разрешенные Красноселькупским районным судом ЯНАО 06 мая 2024 года, не освобождают пользователя, зарегистрировать объект в государственном реестре опасных производственных объектов, данные требования являются самостоятельными.
Таким образом, неисполнение в полной мере ответчиком своих обязанностей по регистрации объекта, предназначенного для хранения ГСМ, в государственном реестре ОПО может привести к неблагоприятным последствиям при их эксплуатации, что в свою очередь нарушит право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, к обществу с ограниченной ответственностью «Ямал-Энерго» - удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Ямал-Энерго» по эксплуатации Базы ГСМ, емкостью 5400 куб.м, расположенной по адресу: ЯНАО, Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, подбаза ИТ-19.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ямал-Энерго» ИНН (8912002546) зарегистрировать объект «База ГСМ», емкостью 5400 куб. м, расположенный по адресу: ЯНАО, Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, подбаза ИТ-19, в государственном реестре опасных производственных объектов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В окончательной форме решение суда изготовлено 10 декабря 2024 года.
Судья А.Н. Калашникова