Решение по делу № 2-1444/2020 от 25.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,                    

с участием истца    Комоедовой А.А.,

представителя ответчика Мереленко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1444/2020 по иску Комоедовой А. А. к Государственному учреждению службы занятости населения Свердловской области - Нижнетагильский центр занятости о признании незаконным отказа в назначении пособия, возложении обязанности назначить пособие,

УСТАНОВИЛ:

Комоедова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению службы занятости населения Свердловской области - Нижнетагильский центр занятости, в котором просит признать незаконным отказ в назначении пособия от 25 июня 2020 года, возложить обязанность назначить пособие с 17 июня 2020 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб,, судебных расходов в размере 30169,00 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Комоедова А.А. в браке не состоит, имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и действует в их интересах. 03.06.2020 года по собственному желанию, написав заявление, истец уволилась со своего постоянного места работы - Исполнительный директор некоммерческой организации СГОО ФХГНТСО. Также 05.06.2020, написав заявление, ознакомившись с решением учредителя и приказом, она уволилась с работы по совместительству с должности директора ООО «Катом». 06.06.2020 истцом было подано заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы № 2132983 на портале Работа в России (далее по тексту Заявление). Перед подачей заявления истец прошла авторизацию через портал «Госуслуги», имеющий подтвержденную учетную запись. В своем заявлении проверила правильность паспортных данных, указала сведения об образовании (диплом и учебное заведение), также указала последнее место работы, которое приносило мне доход от трудовой деятельности и сведения о трех моих несовершеннолетних детях, сведения о реквизитах счета для получения пособия. 25.06.2020 года при очередной проверке статуса увидела статус «Отказано в пособии» и ссылка на пункт 9(1) Временных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 - предоставление недостоверных сведений. Достоверность предоставленных сведений подтверждают сведения ПФРФ и прочие сведения, предоставленные мной в центр занятости. Таким образом, сведения, принятые ответчиком в заявлении являлись достоверными. Своими действиями представители центра занятости причинили моральный вред ее семье, в том числе ее несовершеннолетним детям, лишили ее положенной и необходимой государственной поддержки, предусмотренной в период противодействия короновирусной инфекции для семей вынужденных оставаться дома и не имеющих возможности продолжать трудовую деятельность.

В судебном заседании истец Комоедова А.А. поддержала основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Мереленко Л.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает, что решение от 16.06.2020 № 168Д124/2029) об отказе в признании Комоедовой А.А. безработной и назначении пособия по безработице является правомерным, основано на законе. Оснований для удовлетворения иска в части возложения обязанности назначить пособие с 17.06.2020 года не усматривается.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

В статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (абзац четвертый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 названного закона (то есть занятые граждане).

Главой III Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Временными правилами, определен порядок дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Необходимые для принятия решения сведения Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему Межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, в том числе о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).

Судом установлено что, 06.06.2020 года Комоедова А.А. обратилась с заявлением в электронной форме через НАС ОБВ «Работа в России» (регистрационный номер 2132983).

Согласно сведениям о последнем месте работы, указанных Комоедовой А.А. в заявлении, она работала СГОО ФХГНТСО, дата увольнения 03.06.2020, приказ № 1.

В соответствии со сведениями ПФР о трудовой деятельности (получены ответчиком 06.06.2020 13:19:33) Комоедова А.А. в период с 15.01.2019 и на момент обращения 06.06.2020 года работала ООО «КАТОМ», поступившие сведения не подтвердили факт увольнения из ООО «КАТОМ», не содержали информации об основании, причине, статьи увольнения.

В целях исключения случаев регистрации занятых граждан в качестве безработных (индивидуальных предпринимателей, учредителей (участников), руководителей организаций) специалисты центра занятости используют для проверки данные в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а именно проверка занятости по ЕРГЮЛ и ЕГРИП.

Из пояснений стороны ответчика следует, что согласно сведениям, полученным из ЕГРЮЛ 10.06.2020 года, Комоедова А.А. (ИНН 662336551829) числилась директором (ОГРН 2196658107314 от 24.01.2019) Общества с ограниченной ответственностью «КАТОМ» (ИНН 6623106077). В представленной копии трудовой книжки ТК № 2155829 от 30.11.2004 отсутствовала запись работодателя ООО «КАТОМ» об увольнении.

Согласно п. 9 Временных правил в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, самостоятельно отозвавшие заявление в электронной форме, имеют право на повторное обращение в центр занятости населения за предоставлением им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через 7 дней со дня отказа или самостоятельного отзыва заявления в электронной форме (п.9(1).

Приказом от 16.06.2020 № 168Д124/2029 Комоедовой А.А. отказано в признании безработным (личное дело получателя государственных услуг от 06.06.2020 № 1580001/2029) в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным. Установлено, что право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным наступает с 23.06.2020.

01.07.2020 от Комоедовой А.А. в Центр поступило повторное заявление № 2939071.

Приказом от 03.07.2020 № 185Д63/2029 истец признана безработной с 01.07.2020 года.

В соответствии со сведениями ПФР о трудовой деятельности (получены 01.07.2020 18:49:57) факт увольнения из ООО «КАТОМ» гражданина Комоедовой А.А. на момент обращения 01.07.2020 года подтвержден.

Сведения в ЕГРЮЛ о внесении изменений ООО «КАТОМ» в отношении Комоедовой А.А. внесены 30.06.2020 года.

Приказом от 03.07.2020 № 195П68/2020 Комоедовой А.А. назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 01.07.2020 по 31.12.2020 (внесение изменений приказом от 23.07.2020 № 205П96/2029, в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 988) с 01.07.2020 по 31.08.2020 в размере <...> руб. в месяц; с 01.09.2020 по 30.09.2020 в размере 75 % средней заработной платы гражданина (6 <...>) руб. <...> руб. в месяц; с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 60 % средней заработной платы гражданина <...>) руб. <...> руб. в месяц.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского», само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй пункта 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Из сведений о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комоедова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ООО «КАТОМ» в должности директора, по совместительству; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Спортивной городской общественной организации «Федерация художественной гимнастики <адрес>», что подтверждается копий трудовой книжки истца, решением ООО «КАТОМ» от ДД.ММ.ГГГГ которым Комоедова А.А. освобождена от занимаемой должности директора ООО «КАТОМ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно в представленной копии трудовой книжки истца ТК от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют запись работодателя ООО «КАТОМ» о приеме и увольнении.

Между тем в соответствии с ч. 5 ст. 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Согласно п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» сведения о работе по совместительству (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

10.06.2020 директором ООО «КАТОМ» направлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица Комоедовой А.А. в УПФ.

При этом Минтруд России пояснил, что организации обязаны в электронном виде направлять в ПФР сведения о приеме на работу и увольнении сотрудника на следующий день после издания соответствующего приказа. Своевременность предоставления информации обеспечивает актуальность данных, используемых органами занятости для назначения пособий по безработице.

Таким образом, несвоевременная подача работодателем сведений о приеме на работу и увольнении сотрудника на следующий день после издания соответствующего приказа, не может привести к нарушению прав истца.

ООО «КАТОМ» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбург направлено заявление о внесений изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Сведения в ЕГРЮЛ о внесении изменений ООО «КАТОМ» в отношении Комоедовой А.А. внесены 30.06.2020 года.

На основании изложенного, несмотря на то, что решение ответчика (приказ от 16.06.2020 № 168Д124/2029) об отказе в признании Комоедовой А.А. безработным и назначении пособия по безработице, хотя и является формально законным и обоснованным, с учетом того, что сведения в ЕГРЮЛ в отношении истца были внесены 30.06.2020 вместе с тем, несовременное внесение сведений не может препятствовать к получению истцом пособия по безработице с даты обращения (06.06.2020), поскольку в судебном заседании достоверно установлен факт, что по состоянию на 06.06.2020 Комоедова А.А. являлась безработной.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом 06.06.2020 представлены все необходимые сведения, в принятии ее на учет в качестве безработного с предоставлением установленных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» мер социальной поддержки, включая выплату пособия по безработице, суд, применив к спорным отношениям приведенные выше правовые нормы об условиях и порядке признания гражданина безработным и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу об обязании ответчика назначить Комоедовой А.А. пособие с 06.06.2020, поскольку признания таких граждан безработными не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Отказывая Комоедовой А.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что в судебном заседании не нашло своего подтверждения нарушение личных неимущественных прав истца действиями ответчика.

В силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) Центра занятости не предусмотрена.

Учитывая, что право истца на регистрацию ее в качестве безработного и назначение ей пособия по безработице не является неимущественным правом истца, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрена компенсация морального вреда, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов в сумме 30169,00 руб.

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Факт несения истцом расходов на оплату почтовых услуг в размере 169,00 руб. подтвержден представленными суду доказательствами, суд полагает, что данные расходы являются необходимыми расходами, связанными с рассмотрением настоящего дела, подлежат взысканию с ответчика.

Статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, предусмотрен обязательный учет требований разумности указанных расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 382-О-О от 17.07.2007 года, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Факт несения истцом расходов на оплате юридических услуг, связанных с составлением искового заявления (консультативные услуги, подготовка документов, анализ судебной практики) в размере 30000,00 руб. подтверждается договором на оказание юридических услуг от 25.06.2020, актом сдачи-приемки оказанных услуг от 25.06.2020, распиской в получении денежных средств за оказанные юридические услуги от 25.06.2020.

Учитывая продолжительность подготовки дела к судебному разбирательству, продолжительность времени, учитывая категорию спора, уровень его сложности, реальный объем выполненной представителем работы, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции документов, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании расходов по оплате юридических в размере 30000,00 руб. является чрезмерным, не отвечает требованиям разумности и присуждает к выплате сумму 5000,00 руб.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 5169,00 руб. (5000+169).

    Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комоедовой А. А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости населения» назначить Комоедовой А. А. пособие по безработице с 06.06.2020 в установленном законом размере.

Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости населения» в пользу Комоедовой А. А. в возмещение судебных расходов в размере 5169,00 руб.

В остальной части исковых требований оказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2020.

Председательствующий/

                    Н.А.Зевайкина

2-1444/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Комоедова Анастасия Александровна
Ответчики
ГУ Служба занятости населения Свердловкой области
Другие
ООО Катом
Управление Пенсионного фонда РФ по г Н.Тагил и Пригородному району
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Зевайкина Н.А.
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее