Решение по делу № 2-5732/2023 от 18.08.2023

03RS0006-01-2023-005975-32

Дело №2-5732/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 г.      г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Зиганшиной Д.А.

представителя ответчика ГАПОУ УТЭК Асфандиярова Ф.З., действующего по доверенности от 20.09.2023г.

представителей третьих лиц ФКГУ «УВО ВНГ России по РБ» Ахметовой Л.Р., действующей по доверенности от 22.05.2023г., Хисматуллиной Е.О., действующей по доверенности от 09.01.2023г.

при секретаре Айбулатовой Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж. В обоснование иска указал, что Прокуратурой района на основании указания прокурора Республики Башкортостан совместно с филиалом ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства в деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Уфимский топливно-энергетический колледж. Учредителем ГАПОУ УТЭК с 08.02.2005 является Министерство образования Республики Башкортостан. Проведенной проверкой установлено, что в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>), учебных корпусах (<адрес> выявлены нарушения законодательства. Так, вопреки п. 31 Требований системы оповещения и управления эвакуацией людей не являются автономными. В общежитии учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, объект не оборудован охранной сигнализацией, в нарушение п.п. 24, 25 Требований. В учебном корпусе учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение п.п. 26, 27, 31 Требований отсутствуют контрольно-пропускные пункты при входе на территорию, прилегающего объекта, система оповещения и управления эвакуацией людей не является автономной. Выявленные нарушения законодательства не способствуют соблюдению прав несовершеннолетних и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей ответственными должностными лицами ГАПОУ УТЭК и отсутствии должного контроля со стороны их руководства. Истец просит обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский топливно-энергетический колледж устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно: - в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>), в учебных корпусах (<адрес>), установить автономную систему экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>) установить систему экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, оборудовать объект системой охранной сигнализации; в учебном корпусе учреждения (<адрес>) установить контрольно-пропускные пункты при входе на территорию, прилегающего объекта, установить автономную систему оповещения и управления эвакуацией людей. Обязать Министерство образования Республики Башкортостан выделить денежные средства на установку системы экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, систему охранной сигнализации, контрольно-пропускные пункты в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Уфимский топливно-энергетический колледж.

В судебном заседании прокурор требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГАПОУ УТЭК Асфандияров Ф.З., действующий по доверенности указал, что не оспаривает выявленные нарушения и согласны их устранить. Однако, бюджет уже сформирован на 2023-2024 годы и поэтому просит установить срок для устранения нарушений до 01.09.2025г.

Представители третьего лица ФКГУ «УВО ВНГ России по РБ» Ахметова Л.Р., Хисматуллина Е.О., действующие по доверенности, пояснили, что между Управлением вневедомственной охраны по городу Уфе - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Башкортостан» и ГАПОУ УТЭК заключен договор на экстренный вызов нарядов подразделений вневедомственной охраны в случае угрозы личной или имущественной безопасности от 04 января 2023 г. по следующим адресам: <адрес>

Представитель Министерства образования РБ, Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурору представлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение    образовательной    деятельности,

оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе минимизации последствий проявления терроризма, то есть на комплексе мер по предупреждению терроризма, а именно по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих    совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу части 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

а)    назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б)    разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в)    обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г)    оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;

д)    оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е)    проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж)    периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з)    проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и)    исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к)    осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л)    размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м)    оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н)    организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно п. 25 Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а)    оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б)    обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в)    оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г)    оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д)    оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности

Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» все объекты (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объекты (территории), относящиеся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации должны быть оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно - пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Порядок приема имущества под охрану утвержден приказом Федеральной службы воск национальной гвардии Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 669 «Об утверждении Правил охраны имущества физических и юридических лиц по договорам войсками национальной гвардии Российской Федерации», в соответствии с которым для приема имущества под охрану физические и юридические лица, являющиеся собственниками имущества, либо владеющие им на ином законном основании, их уполномоченные представители подают заявление в подразделение вневедомственной охраны по месту нахождения имущества. Решение о заключении договора на охрану имущества принимается руководителем подразделения вневедомственной охраны при организации охраны с использованием ТСО в течение 30 рабочих дней с даты подписания акта о приеме ТСО в эксплуатацию.

Судом установлено, что Прокуратурой района на основании указания прокурора Республики Башкортостан совместно с филиалом ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства в деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Уфимский топливно-энергетический колледж.

Учредителем ГАПОУ УТЭК с 08.02.2005 является Министерство образования Республики Башкортостан.

Проведенной проверкой установлено, что в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>), учебных корпусах (<адрес>), выявлены нарушения законодательства.

Так, вопреки п. 31 Требований системы оповещения и управления эвакуацией людей не являются автономными.

В общежитии учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников,

обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, объект не оборудован охранной сигнализацией, в нарушение п.п. 24, 25 Требований.

В учебном корпусе учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение п.п. 26, 27, 31 Требований отсутствуют контрольно-пропускные пункты при входе на территорию, прилегающего объекта, система оповещения и управления эвакуацией людей не является автономной.

Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, нарушают права несовершеннолетних на жизнь, здоровье, безопасность при нахождении в учебных образовательных учреждениях.

    Судом также установлено, что на балансе ГАПОУ УТЭК числится в г.Уфе: 4 учебных корпуса и 2 общежития, в <адрес>: 1 учебный корпус и 1 общежитие, в <адрес>: 1 учебный корпус и 1 общежитие.

Финансирование для оснащения общежития и учебного корпуса ГАПОУ УТЭК системам оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на 2023 и 2024г. не запланировано.

В настоящее время между Управлением вневедомственной охраны по городу Уфе - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Башкортостан» и ГАПОУ УТЭК заключен договор на экстренный вызов нарядов подразделений вневедомственной охраны в случае угрозы личной или имущественной безопасности от 04 января 2023 г. по следующим адресам: <адрес>.

    В соответствие с положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом устанавливая данный срок, суд должен учитывать возможности ответчика по исполнению возложенного на него обязательства, степень затруднительности для сторон исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого выявленные нарушения подлежат устранению, с учетом всех установленных обстоятельств дела до 01.09.2025г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж удовлетворить.

Обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский топливно-энергетический колледж в срок до 01.09.2025г. устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно:

- в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>), в учебных корпусах (<адрес>), установить автономную систему экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

    - в общежитии ГАПОУ УТЭК (<адрес>) установить систему экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, оборудовать объект системой охранной сигнализации;

- в учебном корпусе учреждения (<адрес>) установить контрольно-пропускные пункты при входе на территорию, прилегающего объекта, установить автономную систему оповещения и управления эвакуацией людей.

Обязать Министерство образования Республики Башкортостан в срок до 01.09.2025г. выделить денежные средства на установку системы экстренного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, систему охранной сигнализации, контрольно-пропускные пункты в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Уфимский топливно-энергетический колледж.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы РБ со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      К.Р.Климина

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023г.

2-5732/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы
Ответчики
ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Министерство образования Республики Башкортостан
Другие
Министерство финансов Республики Башкортостан
федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан»
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Судья
Климина К.Р.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Подготовка дела (собеседование)
06.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее