УИД № 76RS0022-01-2022-002920-09
Дело № 2-156/2023
Изг. 07.04.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
09 марта 2023 года |
Заволжский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.,
при секретаре Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Тимофеева Юрия Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области о взыскании компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни, процентов за задержку выплаты компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Тимофеева Ю.С. обратился в суд с указанным иском к ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области. В обоснование иска указано на то, что прокуратурой Заволжского района г. Ярославля по обращению Тимофеева Ю.С. была проведена проверка по вопросу нарушения законодательства, регламентирующего службу в уголовно-исполнительной системе.
По результатам проверки установлено, что Тимофеев Ю.С. с 16.12.2009 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области. На основании контракта от 30.04.2020 № 48/20 осуществлял трудовую деятельность в ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Ярославской области в должности <данные изъяты> Тимофееву Ю.С. была установлена пятидневная служебная неделя.
В связи с рапортом от 16.09.2021 г. и представлением к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Тимофеев Ю.С. был уволен на основании приказа № 233-лс от 14.10.2021 г., основание: п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
За период 2020 года Тимофеев Ю.С. в выходные дни и сверхурочно отработал 187,8 часа, количество неоплаченных и неиспользованных Тимофеевым Ю.С. часов составило 86 часов, из которых 80 часов - работа в выходные дни и 6 часов - - работа сверхурочно, размер соответствующей задолженности составляет 17705,50 руб. (16583,89 руб. за работу в выходные дни, 1121,61 руб. за сверхурочную работу).
В нарушение действующего законодательства ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области не оплатило Тимофееву Ю.С. денежную компенсацию за отработанные сверх баланса 86 часов при его увольнении.
19.07.2022 г. прокуратурой Заволжского района г.Ярославля начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого требования прокуратуры удовлетворены не были.
Денежная компенсация Тимофееву Ю.С. в соответствии со ст.236 ТК РФ за задержку выплат за отработанные сверх баланса часы за период с 18.10.2021 г. по 08.12.2022 г. составила 5 042,80 руб. согласно приложенному расчету.
Обращение прокурора в суд в интересах Тимофеева Ю.С. обусловлено предметом спора, который относится к защите его служебных прав.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом заявления об уточнении иска, истец просил:
- обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области оплатить Тимофееву Ю.С. денежную компенсацию за отработанные сверх баланса 86 часов на общую сумму в размере 17705,50 руб. (16583,89 руб. за работу в выходные дни, 1121,61 руб. за сверхурочную работу), в связи с его увольнением;
- взыскать с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области в пользу Тимофеева Ю.С. денежную компенсацию за задержку выплат, причитающихся работнику, с 14.10.2021 г. по день фактического исполнения указанной обязанности.
Протокольным определением суда к участию в деле привлечена ФСИН России.
В судебном заседании помощник прокурора Воронин И.Н., истец Тимофеев Ю.С. исковые требования поддержали, дополнительно истец указал, что размер задолженности был определен истцом исходя из расчета, предоставленного самим ответчиком. Задолженность образовалась за 2-4 кварталы 2020 года (апрель, июль, август, октябрь, декабрь 2020 г.). В указанный период истец нес суточные дежурства, которые могли попасть как на выходные дни, так и на будни, составлялась ведомость дежурных смен. В месяце могло быть одно или два суточных дежурства. В случае, когда дежурств не было, истец работал по графику 5 через 2. Заявленные в иске суммы не были начислены, в то же время, за некоторые месяцы 2020 года аналогичная задолженность была начислена и выплачена (январь-март, май, ноябрь 2020 г.). Полагал, что срок обращения в суд им не пропущен, поскольку о нарушении своих прав он окончательно узнал в июле 2022 г., по окончании проведения прокурорской проверки. До обращения в прокуратуру истцом запрашивались соответствующие сведения у работодателя, в феврале 2022 г. истцу была предоставлена справка, при этом расчет задолженности не был предоставлен. В случае, если суд придет к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, просил его восстановить.
Представитель ответчиков, третьего лица по доверенностям Милованова Н.В. не возражала против удовлетворения иска, вместе с тем, полагала, что необходимо учесть доводы ответчика, изложенные в письменных объяснениях (т. 1 л.д. 45-51). Указала, что на момент увольнения Тимофеева Ю.С. вступили в силу новые нормативно-правовые акты, регулирующие порядок прохождения службы и ее оплату, а именно: Приказ Минюста от 05.08.2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», Приказ ФСИН России от 16.08.2021 г. № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ранее действовавший Приказ ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» утратил силу на основании Приказа ФСИН России от 16.08.2021 г. № 704.
В соответствии с приложением № 1 к Приказу ФСИН России от 16.08.2021 г. № 701, разделом 19, при увольнении данному сотруднику все положенные ему выплаты на день увольнения были выданы в полном объеме.
За период 2020 года количество неоплаченных и неиспользованных Тимофеевым Ю.С. часов сверх баланса рабочего времени, действительно, составило 86 часов, сумма задолженности - 17705,48 руб. При этом в период действия Приказа ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269 Тимофеев Ю.С. с рапортом об оплате ему компенсации за отработанные часы сверх баланса рабочего времени не обращался. С рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за отработанные часы сверх баланса рабочего времени Тимофеев Ю.С. на момент увольнения также не обращался. В соответствии с Приложением к Приказу ФСИН России от 16.08.2021 г. № 701 компенсационной выплаты в виде денежной компенсации за отработанное сверх баланса время не предусмотрено. Согласно Приложению № 11 к Приказу Минюста от 05.08.2021 г. № 132 сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время с 22 часов до 6 часов производится доплата из расчета 20% часовой ставки за каждый час службы в ночное время. Сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Денежная компенсация выплачивается в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств; в 2021 г., когда должны были быть выделены денежные средства, Приказ № 269 утратил силу.
В дополнительных письменных возражениях представитель ответчиков, третьего лица сослалась на пропуск истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы надзорного производства № 810ж-2022 по обращению Тимофеева Ю.С. по вопросу нарушения законодательства, регламентирующего службу в уголовно-исполнительной системе, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Тимофеев Ю.С. с 16.12.2009 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области. На основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 30.04.2020 № 48/20 осуществлял трудовую деятельность в ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Ярославской области в должности <данные изъяты> (т.1 л.д. 24-25).
На основании рапорта от 16.09.2021 г. и представления к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации <данные изъяты> Тимофеев Ю.С. 18.10.2021 г. был уволен по п.4 ч.2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Данное обстоятельство подтверждается рапортом, представлением к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, приказом УФСИН России по Ярославской области № 233-лс от 14.10.2021 г. (т.1 л.д. 23, 26-28).
Судом установлено, что в период работы истца, в том числе в спорный период, в учреждении действовали Приказы «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка» от 17.06.2019 г. № 160 и от 02.08.2021 г. № 247.
Согласно объяснениям истца, исходя из Правил внутреннего трудового распорядка (п. 44 и п.30 соответствующих Приказов) следует, что Тимофееву Ю.С. была установлена пятидневная служебная неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (т. 1 л.д.98, 109).
В силу ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, которые распространяются, в том числе и на служебные отношения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на оплату труда.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также ТК РФ в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2 ст. 55 указанного Закона).
В силу ч. 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10 статьи 55 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 56 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (ч. 2 указанной статьи).
С 01.01.2013 г. отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 03.10.2021 г.
Согласно п. 17 названного Порядка, утв. Приказом ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, была предусмотрена выплата денежной компенсации в следующих размерах:
1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни
производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада,
если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах
месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх
должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы
рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с
пунктом 16 настоящего Порядка;
2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном
размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки,
исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
16.08.2021 г. Приказом ФСИН России № 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27.05.2013 г. № 269 признан утратившим силу.
При этом Приказом Минюста России от 05.08.2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (вступивший в законную силу 22.08.2021 г.) утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 11).
Согласно п. 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с п.11 данного Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки. Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 05.08.2021 г. № 132).
Суд считает, что исходя из содержания ст. 12 ТК РФ к спорным отношениям подлежат применению положения действовавшего в 2020 г. Приказа ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269. В этой связи доводы ответчика об отсутствии у Тимофеева Ю.С. права на получение денежной компенсации в связи с изменением Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, судом отклоняются.
Ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ предусмотрено право сотрудника вместо предоставления ему дней дополнительного отдыха просить выплату денежной компенсации. В силу п.14 Правил внутреннего служебного распорядка, утв. Приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области № 160 от 14.06.2019 г. предусмотрено, что по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно сведениям, предоставленным стороной ответчика (т.1 л.д. 68), табелям учета рабочего времени и графикам дежурств, количество отработанных Тимофеевым Ю.С. часов сверх баланса рабочего времени (работа в выходной день, сверхурочно) за апрель, июль, август, октябрь, декабрь 2020 г. составило 86 часов, что в расчете денежной компенсации составляет 17 705,48 руб.
Указанный расчет судом проверен, признан арифметически верным. Поскольку сторонами данный расчет не оспаривается, суд находит размер задолженности по выплате Тимофееву Ю.С. денежной компенсации в сумме 17 705,48 руб. установленным. Доказательств начисления и выплаты указанной задолженности, образовавшейся за спорный период времени, в материалы дела ответчиком не предоставлено. Указанные обстоятельства подтверждаются расчетными листками за апрель 2020 г.- декабрь 2020 г. При этом аналогичная задолженность за январь-март, май, ноябрь 2020 г. ответчиком была погашена.
Принимая во внимание то, что истец имеет не оплаченные часы сверхурочной работы и работы в выходные дни, которые ему по объективной причине (в связи с увольнением со службы) не могли быть предоставлены в виде дополнительных дней отдыха, суд приходит к выводу о необходимости оплаты истцу выполненной сверхурочной работы и работы в выходные дни в виде выплаты денежной компенсации в заявленном размере согласно представленному истцом расчету в последней редакции.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Учитывая, что причитающиеся истцу при увольнении выплаты до настоящего времени не произведены, суд считает необходимым взыскать с ответчика проценты за нарушение работодателем установленного срока выплат при увольнении по день фактической их выплаты. При этом за период с 19.10.2021 г. (даты, следующей за днем увольнения) по 09.03.2023 г. (дату вынесения настоящего решения) размер процентов составит 5832,47 руб.
Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям суд признает ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЯО.
Согласно с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.п. 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 6 п. 7 Положения Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно п. 4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Порядок исполнения судебного акта казенными учреждениями предусмотрен ст.ст. 242.3 - 242.6 БК РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Таким образом, в случае невозможности получить исполнение от основного должника кредитор вправе обратиться с требованием к субсидиарному должнику.
Следовательно, при недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЯО Тихомиров Ю.С. вправе обратиться с иском о взыскании в субсидиарном порядке задолженности с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
При рассмотрении доводов ответчика о том, что истцом пропущен срок давности для обращения с настоящим иском, суд приходит к следующему. В силу ч. 4 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В силу ч.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 5 Трудового кодекса РФ).
На основании вышеизложенного, суд считает, что к данным правоотношениям применимы нормы ТК РФ, в соответствии с которыми срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет 1 год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В силу п. 70 вышеуказанного Порядка сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, замещавшим на день увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении учреждения, органа УИС выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы в учреждениях и органах УИС включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника. При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника. Если сотрудник в день увольнения отсутствовал на службе, то соответствующие суммы денежного довольствия выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным сотрудником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику при увольнении, учреждение или орган УИС обязаны в указанный в настоящем пункте срок выплатить не оспариваемую им сумму (п.75 Порядка).
В силу п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ сотрудник по желанию выбирает взять ему отгулы за неиспользованные часы сверхурочной работы, в выходные и праздничные дни или получить денежную компенсацию, присоединить дополнительные дни отдыха к ежегодному отпуску - к любому, а не за текущий год, поскольку законом такого ограничения не предусмотрено.
Учитывая данные положения закона, истец имел право присоединить дни дополнительного отдыха к любому ежегодному отпуску, а при увольнении - получить компенсацию за неиспользованные часы за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, началом течения срока давности в рассматриваемом случае является день увольнения 18.10.2021 г. Указанный срок истекал 18.10.2022 г.
По сведениям Заволжского районного суда г. Ярославля, первоначально истец обратился в суд с иском о взыскании указанной задолженности 10.01.2022 г. Определением Заволжского районного суда г. Ярославля суда от 04.02.2022 г. исковое заявление было возвращено в связи с неустранением недостатков иска в установленный судом срок.
11.04.2022 г. истец обратился в суд с указанным иском вновь, определением Заволжского районного суда г. Ярославля от 04.05.2022 г. исковое заявление было возвращено в связи с неустранением недостатков иска в установленный судом срок.
10.02.2022 г. Тимофеев Ю.С. обратился в учреждение с заявлением о расчете задолженности за спорный период.
Такие сведения Тимофееву Ю.С. не были предоставлены. Согласно письму от 04.03.2022 г.ответчик указал, что расчет с истцом был произведен в полном объеме. В то же время, ответчик выдал Тимофееву Ю.С. справку о наличии часов, отработанных сверх баланса рабочего времени, но не использованных Тимофеевым Ю.С.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 09.06.2022 г. Тимофеева Ю.С. в правоохранительные органы по факту нарушения его трудовых прав. В рамках надзорного производства № 810ж-2022 ответчиком была предоставлена справка о расчете спорной задолженности.
19.07.2022 г. прокуратурой Заволжского района г.Ярославля начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого 22.08.2022 г. требования прокуратуры удовлетворены не были (т.1 л.д. 29-31).
С настоящим иском истец обратился в суд 06.09.2022 г.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что срок давности обращения в суд не был пропущен.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, в пределах удовлетворенных.
Руководствуясь ст.ст. 56, 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Тимофеева Юрия Сергеевича (<данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (ИНН 7603014052), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (ИНН 7604014792) о взыскании компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни, процентов за задержку выплаты компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» в пользу Тимофеева Юрия Сергеевича компенсацию за сверхурочную работу и работу в выходные дни в размере 17705,48 руб.; проценты за задержку выплаты компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни в размере 5832,47 руб. за период с 19.10.2021 г. по 09.03.2023 г.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» в пользу Тимофеева Юрия Сергеевича проценты за задержку выплаты компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные дни, начисляемые на сумму задолженности в размере 17705,48 руб., с применением одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начиная с 10.03.2023 г. по день фактического исполнения указанной обязанности. Со дня частичного уменьшения указанной суммы проценты подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заволжский районный суд города Ярославля.
Судья |
В.А. Ратехина |