Дело № 2а-101/2020
№ 88а-7058/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 30 сентября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13.10.2020
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Поронайского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Поронайский городской суд Сахалинской области в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки в селе Лермонтовка на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44; возложить на администрацию Поронайского городского округа обязанность организовать и обеспечить её ликвидацию в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок. 6 сентября 2019 года в ходе обследования территории Поронайского района выявлено две несанкционированные свалки: в городе Поронайске на земельном участке 65:17:0000011:577 размером 5х10 метров; в селе Лермонтовка на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44 размером 300х300 метров, на которых имелись: строительные отходы, отходы жизнедеятельности населения, отходы от разбора зданий (строений), отработанная бытовая техника, мебель, отработанные автомобильные покрышки, запчасти от автомобилей, спиленные деревья. В силу действующего законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, не разграниченных пользованием, в пределах населённых пунктов, возложена на органы местного самоуправления. Невыполнение администрацией Поронайского городского округа возложенных на неё обязанностей влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на окружающую среду. В связи с чем, 26 сентября 2019 года администрации Поронайского городского округа внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответу администрации Поронайского городского округа от 1 ноября 2019 года, она обязуется ликвидировать свалки в 2020 году.
Определением Поронайского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2020 года производство по делу прекращено в части требования в отношении несанкционированной свалки на земельном участке 65:17:0000011:577, в связи с отказом административного истца от заявленных требований в указанной части.
Решением Поронайского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 июня 2020 года решение Поронайского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено: признано незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки в селе Лермонтовка на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44; на администрацию Поронайского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки в селе Лермонтовка на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44.
25 августа 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Поронайского городского округа, поданная через Поронайский городской суд Сахалинской области 20 августа 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 июня 2020 года и оставлении в силе решения Поронайского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2020 года.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Так, органы местного самоуправления являются органами, участвующими в организации деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующих муниципальных образований. Вывод суда о бездействии администрации Поронайского городского округа опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами. Администрацией Поронайского городского округа в декабре 2019 года ликвидирована несанкционированная свалка на земельном участке 65:17:0000011:577, т.е. представление прокурора было частично исполнено. В январе 2020 года утверждён план мероприятий по ликвидации второй выявленной несанкционированной свалки, в срок до 1 июня 2020 года. На момент рассмотрения в суде апелляционной инстанции, свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44, была ликвидирована (акт выполненных работ от 26 мая 2020 года). В связи с чем, требования прокурора не могли быть удовлетворены, поскольку на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции предмет спора отсутствовал.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2020 года кассационная жалоба администрации Поронайского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., письменные возражения Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – (Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и статьёй 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-с, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок в отношении администрации Поронайского городского округа, при осмотре территории Поронайского района выявлено две несанкционированные свалки: в городе Поронайске на земельном участке 65:17:0000011:577 размером 5х10 метров; в селе Лермонтовка на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44 размером 300х300 метров, на которых имелись: строительные отходы, отходы жизнедеятельности населения, отходы от разбора зданий (строений), отработанная бытовая техника, мебель, отработанные автомобильные покрышки, запчасти от автомобилей, спиленные деревья, о чём 6 сентября 2019 года составлены акты проверки, к которым приложены фототаблицы.
26 сентября 2019 года по итогам вышеуказанной проверки заместителем Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы муниципального образования «Поронайский городской округ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 7-32-2019, а именно безотлагательно рассмотреть представление с участием оперативного сотрудника природоохранной прокуратуры и в течение установленного законом месячного срока принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении федерального законодательства к установленной законом ответственности; о принятых мерах сообщить в природоохранную прокуратуру в течение месяца с даты внесения представления в письменном виде, с приложением копии приказа о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.
Из ответа администрации Поронайского городского округа от 1 ноября 2019 года за № 5.08-3382/19, следует, что Администрацией постоянно ведётся работа муниципального контроля, и указано, что в частности на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44 выявлена несанкционированная свалка, и Администрация обязуется вывести и утилизировать мусор для дальнейшего рационального использования земельного участка.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-с.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, пришёл к выводу о принятии администрацией Поронайского городского округа мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке в селе Лермонтовка с кадастровым номером 65:16:0000062:44, указав, что постановлением администрации Поронайского городского округа от 1 октября 2015 года №968 утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды на территории Поронайского городского округа», предусматривающая мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования, а также, что вице-мэром Поронайского городского округа 10 января 2020 года утверждён план мероприятий по ликвидации данной свалки в срок до 1 июня 2020 года (с учётом подготовки технического задания, проведения аукциона и заключения муниципального контракта), который не превышает срок, указанный административным истцом в иске.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора, пришёл к обоснованному выводу, что невыполнение непосредственной обязанности органа местного самоуправления по организации сбора, вывоза бытовых отходов, свидетельствует о бездействии администрации Поронайского городского округа, и приводит к нарушению права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией Поронайского городского округа не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разработка органом местного самоуправления в 2015 года муниципальной программы, в 2020 году плана мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, в частности, на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44, в отсутствие сведений о разработке технической документации и определения объёма финансирования, не может свидетельствовать о достаточности и полноте предпринятых мер.
Ссылка в кассационной жалобе на акт выполненных работ от 26 мая 2020 года, согласно которому свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44 была ликвидирована, не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку факт наличия свалки и бездействия администрации Поронайского городского округа на момент проведения проверки, предъявления административного иска в суд и рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанций, установлен, а вышеуказанный Акт не был представлен в суд апелляционной инстанции, в связи с чем, не может быть принят в качестве доказательства, при разрешении настоящего спора в суде кассационной инстанции (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации Поронайского городского округа с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Поронайского городского округа – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи