Решение по делу № 8а-171/2022 - (8а-12286/2021) [88а-1494/2022] от 27.12.2021

Дело № 2а-265/2021

      № 88а-1494/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                    9 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.03.2022.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Михайловского сельского поселения на решение Михайловского районного суда Приморского края от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 июня 2021 года, по административному делу № 2а-265/2021 по административному исковому заявлению администрации Михайловского сельского поселения к ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району о признании предписания незаконным.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

администрация Михайловского сельского поселения обратилась в Михайловский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району о признании предписания , выданного государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району вынесено предписание , которым предложено в срок до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного покрытия проезжей части «асфальтобетон» в виде выбоин в селе Михайловка, <адрес> от <адрес> до <адрес>. Считают, что вышеуказанное предписание вынесено с нарушением порядка выдачи предписания, установленного Административным регламентом МВД Российской Федерации утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380 (далее - Административный регламент), поскольку в предписании отсутствует ссылка на акт проверки выявленных нарушений, сам акт проверки в адрес администрации не направлялся; в предписании отсутствуют сведения об использовании специальных приборов для измерения выбоин, срок исполнения работ, указанных в предписании, определен в календарных днях без учета погодных условий. Государственный инспектор ДН ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району понимая невозможность исполнения выданного предписания в силу погодных условий, создал ситуацию для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ.

    Решением Михайловского районного суда Приморского края от             9 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 июня 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований администрации Михайловского сельского поселения отказано.

27 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Михайловского сельского поселения, поданная через Михайловский районный суд Приморского края 15 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и признании предписания незаконным. Ссылаются на нарушение судами норм материального права, поскольку судом первой инстанции в основу решения положен ПНСТ 362-2019. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации, который является временным стандартом со сроком действия до 1 декабря 2022 года. Вместе с тем приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, утвержден ГОСТ Р 50597-2017 (Национальный стандарт Российской Федерации), который является обязательным к исполнению, в связи с чем необходимо руководствоваться именно этим документом.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 года кассационная жалоба администрации Михайловского сельского поселения передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Главой администрации Михайловского сельского поселения заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с временной нетрудоспособностью представителя административного истца. Судебная коллегия суда кассационной инстанции, учитывая, что административный истец является юридическим лицом и для участия в судебном процессе мог направить другого представителя, полагает необходимым в удовлетворении заявленного ходатайства отказать. С учетом изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.

    Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон №257-ФЗ).

    Согласно пункту 6 части 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

    Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ).

    В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее-Федеральный закон №196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Федерального закона №196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 81 Приказа МВД России от 30 марта 2015 года № 380 (ред. от 30 декабря 2016) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Регламент), надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения.

Согласно пункту 86 Регламента, в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.

В силу положений пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляется право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

По результатам исполнения государственной функции принимаются решения, в том числе о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (пункт 17.4 Регламента).

Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (абз.«в» пп.2 п.6).

В соответствии с пунктом 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3 названного ГОСТа.

Как следует из материалов дела и установлено судами сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району в рамках надзора за дорожной деятельностью 1 марта 2021 года составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог № 38, согласно которому на участке автомобильной дороги по улице <адрес> села Михайловка от дома <адрес> до дома <адрес> дорожное покрытие имело дефекты в виде выбоин, что не соответствовало пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Предписанием ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ администрации Михайловского сельского поселения предложено в срок до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного покрытия проезжей части «асфальтобетон» в виде выбоин в селе Михайловка, <адрес> от <адрес> до <адрес>.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований администрации Михайловского сельского поселения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывал, что администрация Михайловского сельского поселения уполномочена на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта, что не отрицалось сторонами, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.

Доводы административного истца о неприменении должностным лицом специальных средств при определении дефектов дорожного покрытия в виде выбоин подлежат отклонению, поскольку из акта от ДД.ММ.ГГГГ выявленных недостатков в содержании дорог следует, что замеры проводились измерительной рулеткой. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, опровергающих наличие выявленных недостатков в содержании указанной дороги.

    Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 50597-2017 в случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.

Доводы кассационной жалобы о том, что срок выполнения работ, указанных в предписании, определен в календарных днях без учета погодных условий, что по мнению истца является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017 и СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», со ссылкой на то, что погодные условия не позволяли уложить асфальтобетонную смесь в указанный в предписании период времени, нельзя признать состоятельными, поскольку исходя из положений действующего законодательства в целях обеспечения безопасности дорожного движения дорога должна соответствовать установленным требованиям. Выявив недостатки в содержании дорог в виде выбоин дорожного покрытия, орган обоснованно в рамках предоставленных полномочий вынес оспариваемое предписание, предложив администрации устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом способ устранения дефектов дорожного покрытия сотрудником ГИБДД не указан. При таких обстоятельствах, администрация Михайловского сельского поселения вправе сама избрать соответствующий конкретным обстоятельствам способ устранения нарушений, в том числе, вправе учитывать положения п.3.15 ПНСТ 362-2019. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные холодные и асфальтобетон.

    Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела, на несогласие с выводами судов по результатам их оценки и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

    Учитывая, что судами обеих инстанций не допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, выводы, изложенные в принятых по делу судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Михайловского районного суда Приморского края от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михайловского сельского поселения – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-171/2022 - (8а-12286/2021) [88а-1494/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Администрация Михайловского сельского поселения
Ответчики
ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району
Другие
Управление ГИБДД УМВД России по Приморскому краю
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
09.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее