УИД 38RS0003-01-2021-005188-93
РЕШЕНИЕ
г.Братск 11 января 2022 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А. (665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Кирова, 5а, кабинет 207),
с участием представителя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Братска Иркутской области Чернышевой Т.В., действующей на основании доверенности от 27.12.2021 № Д-378/11/21,
должностного лица - государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмкова Ю.С.,
рассмотрев дело № 12-13/2022 по жалобе представителя муниципального образования города Братска Иркутской области в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Иркутской области Шпет Оксаны Эдуардовны на определение государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмкова Юрия Сергеевича от 01.11.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Демиденко Надежды Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
определением государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмкова Ю.С. от 01.11.2021 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Демиденко Н.А. отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Иркутской области Шпет О.Э. обратилась в Братский городской суд Иркутской области с жалобой об отмене данного определения. В обосновании указала, что частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (далее - комитет) как уполномоченным органом муниципального земельного контроля в отношении Демиденко Н.А. были проведены мероприятия по муниципальному земельному контролю, в результате которых было установлено, что Демиденко Н.А. не использует, предоставленный ей земельный участок с кадастровым номером ***, по целевому назначению.
Так основной вид разрешенного использования данного земельного участка для размещения индивидуального жилого дома. Земельный участок не используется Демиденко Н.А. с момента пожара жилого дома, то есть с 06.10.2010.
Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении государственный инспектор указывает, что по материалам проверки КУМИ администрации муниципального образования г. Братска не представляется возможным установить, когда дом прекратил свое существование и земельный участок с кадастровым номером *** перестал использоваться по назначению.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 14.10.2021, фотоматериалами, сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
При принятии решения государственным инспектором не опрошен заведующий сектором муниципального земельного контроля отдела земельных отношений, проводивший проверку, свидетели.
Так, земельный участок предоставлен для размещения индивидуального жилого дома.
Согласно справке отдела надзорной деятельности профилактической работы по г. Братску и Братскому району от 22.10.2021 сообщено, что 06.10.2010 произошел пожар в одноэтажном частном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате пожара уничтожена кровля дома на площади 20 кв.м., внутри дома полностью обуглены стены, потолок, пол, веранда и коридор на площади 36 кв.м, стены, потолки, полы комнат дома закопчены преимущественно по всей площади.
При осмотре в результате проверки муниципальным инспектором, проводившим проверку, установлено, что на земельном участке имеется полуразрушенное деревянное хозяйственное строение, отсутствует жилой дом, земельный участок зарастает подростом лиственных деревьев, кустарниками и травой. Следовательно, не используется в целях жилищного строительства, что является административным правонарушением в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако государственным инспектором при рассмотрении дела об административном правонарушении не были надлежащим образом исследованы материалы дела, не дана им надлежащая оценка.
В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, при этом общественные отношения, охраняемые государством, которым причиняется вред совершаемым деянием, и с посягательством на которые связано наступление административной ответственности, выступают объектом правонарушения.
Пунктом 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Административные правонарушения, совершаемые в сфере земельных правоотношений, посягают на нарушение установленных земельным законодательством требований и предписаний, в связи с чем, вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером 38:34:014501:140 не используемый Демиденко Н.А. для размещения индивидуального жилого дома, находится на территории муниципального образования города Братска.
Следовательно, потерпевшим является муниципальное образование города Братска.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 2 Главы 1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, утвержденного Решением Думы города Братска от 30.03.2007 № 309/г-Д, комитет является функциональным органом администрации муниципального образования города Братска и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения города Братска в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Братска.
В соответствии с подп. 2 п. 1 Главы 3 Положения одной из основных задач Комитета является осуществление муниципального земельного контроля в границах города Братска.
В соответствии с подп. 2 п. 9 ст. 71 ЗК РФ, в случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 указанной статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее, чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
В связи с неиспользованием земельного участка с кадастровым номером *** Демиденко Н.А. в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, отказ в возбуждении дела об административном правонарушении от 01.11.2021 нарушает права и законные интересы муниципального образования города Братска, лишает его возможности обратиться за продажей земельного участка с публичных торгов.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, Комитет является лицом, представляющим интересы муниципального образования города Братска, как орган, представляющий интересы потерпевшего, в соответствии с п. 1 ст. 30.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обладает полномочиями по обжалованию принятого Управлением Росреестра по Иркутской области определения от 01.11.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Муниципальное образование города Братска, в лице его управомоченного органа - Комитета - не было привлечено к участию в деле в качестве потерпевшего, в результате чего комитет был лишен возможности воспользоваться предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами, что повлияло на результат рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Демиденко Н.А.
Полагает, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено, в том числе материалами дела, в связи с чем, оснований для отказа в возбуждении производства по делу об административном правонарушении отсутствовали.
На рассмотрение жалобы представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Иркутской области Шпет О.Э. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Братска Иркутской области Чернышева Т.Впри рассмотрении жалобы доводы, изложенные в ней, поддержала и просила оспариваемое постановление отменить. Использование земельного участка не по целевому назначению продолжительный период времени наносит вред муниципальному образованию города Братска, так как данный земельный участок не возможно изъять у собственника и подать через публичные торги.
На рассмотрение жалобы лицо, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, Демиденко Н.А. не явилась, извещалась судом о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которому ранее претензий от администрации г. Братска ей не предъявлялось. По поводу использования земельного участка. В принадлежащем ей доме, расположенном на земельном участке, принадлежащим ей на праве собственности и расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул.Янгеля, 72, проживал её брат, который пользовался участком. Длительное время Демиденко Н.А. успешно вела бизнес, но по независящим от нее причинам лишилась указанного бизнеса, вследствие чего была признана Иркутским Арбитражным судом потерпевшей и в данный момент принимает меры по полному решению всех финансовых вопросов. Пока располагает только пенсией по старости в размере 13558,44 руб. Участок и дом являются единственным имуществом. С её стороны до настоящего времени выплачивались налоги за дом и земельный участок в полном объеме. Сейчас спорное имущество находится под ограничительными мерами по исполнительному производству. Вопросы снятия ограничительных мер решаются в суде 6 лет и обеспечены исполнительными листами в ее пользу. Спорный земельный участок используется по назначению, под ИЖС. На нем имеется жилой дом. Утверждение, что там находится хозяйственное помещение – надуманное. Администрация г. Братска никаких потерь не понесла, поэтому не правомерно считать ее потерпевшей стороной. Полностью поддерживает определение государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмкова Ю.С. от 01.11.2021.
Должностное лицо - государственный инспектор Иркутской области по использованию и охране земель, ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмков Ю.С. при рассмотрении жалобы с её доводами не согласился, считает, что не имеется оснований для отмены оспариваемого постановления, так как проводимой проверкой Комитета не представлено достаточно доказательств, подтверждающих не использование земельного участка по целевому назначению. Так же не представлено доказательств того, что на земельном участке, отсутствует домовладение, в котором возможно проживание, и что на протяжении длительного периода времени, более 3 лет, в данном домовладении никто не проживал и земельным участком не пользовался. Наличие растительности на земельном участке не может ставиться в зависимость от его использования.
Законный представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Иркутской области Борисов Е.С. на рассмотрение жалобы не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет административную ответственность.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения председателя КУМИ администрации муниципального образования г. Братска Борисова Е.С. от 18.08.2021 № 1212 главным специалистом сектора муниципального земельного контроля, отдела земельных отношений КУМИ администрации г. Братска Ермаковым М.А. проведена плановая, документарная, выездная проверка в отношении Демиденко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***.
При проведении проверки Демиденко Н.А. не присутствовала.
Проверкой установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, принадлежит на праве собственности Демиденко Н.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2007 сделана запись регистрации № *** от 13.04.2007. Земельный участок поставлен на государственный учет 11.12.2006 со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома, площадь - 686 кв., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. На земельном участке расположен жилой дом, кадастровый номер ***, площадью 45 кв., поставленный на государственный учет 01.07.2011, принадлежащий на праве собственности Демиденко Н.А.
В рамках проведения проверки установлено, что земельный участок, с кадастровым номером ***, по периметру огорожен полуразрушенным деревянным забором, доступ третьих лиц на участок ограничен, на земельном участке расположены: полуразрушенное деревянное строение, теплица, сгоревший автомобиль, на земельном участке отсутствует индивидуальный жилой дом, земельный участок зарастает подростом лиственных деревьев, кустарниками и травой, участок не используется в целях жилищного строительства.
Согласно справке отдела надзорной деятельности профилактической работы по г. Братску и Братскому району от 22.10.2021, указано, что 06.10.2010 произошел пожар в одноэтажном частном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> 72. В результате пожара, огнем была частично уничтожена кровля дома, на площади 20 кв.м., внутри дома полностью обуглены стены, потолок, пол, веранды и коридор, на площади 36 кв.м. Стены, потолки, полы комнат дома закопчены преимущественно по всей площади. Также закопчены вещи б/у, мебель б/у, оплавилась бытовая техника. В результате пожара тяжких последствий не наступило, пострадавших на пожаре нет.
В рамках проведенной проверки, указано, что есть полуразрушенное деревянное строение, что отсутствует жилой дом, но по материалам проверки не предоставляется возможным установить, в какой период времени дом прекратил своё существование и земельный участок, с кадастровым номером *** перестал использоваться по назначению. Представленные фотоматериалы только фиксируют о наличии имущества и земельного участка на 14.10.2021, но не подтверждают их не использования с момента произошедшего пожара. Согласно письменным возражениям Демиденко Н.А. указано, что после произошедшего пожара домом и земельным участком пользовался ее брат. В опровержении данных показаний заявителем никаких документов суду представлено не было.
Судьей установлено, что материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Доводы о невсестороннем изучении материалов дела должностным лицом, так как не опрошен Ермаков М.А., проводивший проверку соблюдения земельного законодательства, не могут быть приняты во внимание, так как по результатам проверки был составлен акт и представлены видеоматериалы, которые были изучены должностным лицом при обсуждении вопроса о возбуждении дела об административном праовнарушении.
Кроме этого, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области не представлено суду доказательств, подтверждающих причинение администрации г. Братска Иркутской области имущественного или морального вреда. Комитетом по управлению муниципальным имуществом является органом муниципального земельного контроля, а не юридическим лицом, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный вред.
Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Демиденко Н.А., не расценивается судом как нарушающее права и законные интересы муниципального образования города Братска, в виду того, что лишает его возможности обратиться за продажей земельного участка с публичных торгов.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что, рассматривая дело по существу, установлены все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела.
При этом все представленные в материалах дела доказательства, были оценены в совокупности должностным лицом.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
определение государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Рюмкова Юрия Сергеевича от 01.11.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Демиденко Надежды Анатольевны - оставить без изменения, жалобу представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Иркутской области Шпет Оксаны Эдуардовны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городско суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Т.А.Павлова