УИД 34OS0000-01-2021-000195-30
Дело № 3а-35/2022
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Поликарпова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 20 января 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Овсепян Вардана Аркадьевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
административный истец, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, а также являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...> обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названных участков установлена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7626792, 81 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>, в размере 1861 886 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Полагает ее завышенной, в связи с чем, по его мнению, необоснованно увеличен размер земельного налога, а также размер арендной платы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования после проведенной по делу судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3419 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года, земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 1094 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года
Определением от 21 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Представители комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки», УФРС по Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в письменных отзывах возражений относительно установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости не заявили, полагались на усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.
Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:030005:14, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:030005:17.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли населенных пунктов» на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Согласно данным кадастровой справки, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена на 1 января 2020 года в размере 7626792, 81 рубля.
Согласно данным кадастровой справки, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена на 1 января 2020 года в размере 1861886, 00 рублей.
Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области следует, что количественные и качественные характеристики спорных объектов оценки после 1 января 2020 года не изменялись, их кадастровая стоимость определена на указанную дату.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, является дата, установленная приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года № 79-н, - 1 января 2020 года.
Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу требований статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (часть 1). При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил отчеты подготовленные оценщиком ИП ФИО1, согласно которым по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорных земельных участков: с кадастровым номером № <...> составляет 3092 000 рубля по состоянию на 1 января 2020 года, с кадастровым номером № <...> составляет 970 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 13 мая 2021 года назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной ООО «Оценочная фирма «Тоскор» представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 8051 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 3108 000, 00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1976 +/- 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 996 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Ввиду наличия противоречий в выводах эксперта и возникших у суда сомнений в обоснованности экспертного заключения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, а также в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения, определением суда от 4 августа 2021 года была назначена повторная судебная оценочной экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ДЭМС».
Согласно заключению повторной судебной экспертизы, проведенной ООО «ДЭМС», представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью 8051 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 3419 000, 00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1976 +/- 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 1094 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Каких-либо конкретных данных о несоответствии названного экспертного заключения Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной по делу судебной экспертизы, участвующие в деле лица суду не представили.
Давая оценку заключению судебной экспертизы, суд исходит из того, что он содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.
Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством. Каких-либо конкретных замечаний к нему сторонами не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах исковые требования к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 16 апреля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью 8051 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 3419 000, 00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 апреля 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1976 +/- 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1094 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья подпись В.В. Поликарпов
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 3 февраля 2022 г.
<.......> |
<.......> <.......> |
<.......> |
<.......> |
<.......> <.......> |