Дело <номер скрыт>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2020 года г. Малая Вишера
Чудовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Иванова И.С.,
при секретаре Авжян А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Маловишерского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Маловишерского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Управлению ФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что решением Чудовского районного суда от <дата скрыта>, вступившим в законную силу <дата скрыта> на истца возложена обязанность предоставить <Ф.И.О. скрыты>4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. В рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП от <дата скрыта>, возбужденного на основании исполнительного листа <номер скрыт> от <дата скрыта>, <дата скрыта> ответчиком вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление, по мнению Администрации, вынесено без учета вины должника, который не может исполнить свое обязательство перед взыскателем в срок по независящим от него обстоятельствам.
Определением суда от <дата скрыта> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП РФ по <адрес скрыт>, <Ф.И.О. скрыты>4, прокурор <адрес скрыт>.
От представителя истца и прокурора поступили заявления, в которых они просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП РФ по <адрес скрыт>, <Ф.И.О. скрыты>4, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, причины неявки не сообщили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от <дата скрыта> №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (части 1 - 2 статьи 112 Федерального закона об исполнительном производстве).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <дата скрыта> <номер скрыт>-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения
Согласно частям 6 и 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В статье 401 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за нарушение обязательства. Так, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что решением Чудовского районного суда от <дата скрыта> на Администрацию возложена обязанность предоставить <Ф.И.О. скрыты>4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. На основании данного решения выписан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП от <дата скрыта>, предметом исполнения является: обязать Администрацию предоставить жилье <Ф.И.О. скрыты>4
В ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку в установленный пятидневный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены, по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес скрыт> <Ф.И.О. скрыты>3 <дата скрыта> в отношении должника Администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В качестве основания невозможности исполнения решения суда Администрация указывает на то, что денежные средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусматриваются ежегодно областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальным районов, городского округа. Денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в бюджете муниципального района на <номер скрыт> год в размере <номер скрыт> рублей (<номер скрыт> квартир), что подтверждается выпиской из решения Думы муниципального района от <дата скрыта> <номер скрыт> «Об утверждении бюджета муниципального района на <номер скрыт> год и на плановый период <номер скрыт> и <номер скрыт> годов».
Согласно информации комитета образования и молодежной политики Администрации муниципального района о вступивших в законную силу и неисполненных судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата скрыта> <номер скрыт> с <номер скрыт> года остались не обеспеченными жилыми помещениями <номер скрыт> человека, с <номер скрыт> года – <номер скрыт> человек, с <номер скрыт> года – <номер скрыт> человека. На основании постановлений Администрации в <номер скрыт> году жилые помещения (<номер скрыт> квартир) были предоставлены <номер скрыт> гражданам, относящимся к указанной категории.
В целях выполнения обязательств Администрация района обращалась в <номер скрыт> году в Министерство образования <адрес скрыт> с заявлениями о выделении дополнительных денежных ассигнований на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, ответа на указанные письма в Администрацию не поступало.
Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных полномочий, исполняются за счет и пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения п. 3 ст. 136 БК РФ ограничивают право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства, в связи с чем Администрация не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, не отнесенных Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, поскольку Администрация обязана предоставить <Ф.И.О. скрыты>4 благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств областного бюджета, то возможность исполнения решения суда состояла в прямой зависимости от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.
В дело представлены доказательства того, что к моменту истечения вышеуказанного срока добровольного исполнения решения суда, денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из областного бюджета перечислены не были. Соответственно, возможность приобрести жилье с использованием установленных законом процедур закупок, проведения аукциона к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Таким образом, из анализа совокупности представленных доказательств, следует, что реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения в течение установленного срока добровольного исполнения решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые суд оценивает как событие непреодолимой силы.
Поскольку Администрация является органом местного самоуправления и относится к бюджетной системе Российской Федерации, она обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Таким образом, исполнение решения суда зависит от действий, относящихся как к компетенции органа местного самоуправления, так и к компетенции органа власти субъекта Российской Федерации.
С учетом того, что истцом предпринимались необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление в установленный срок жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для удовлетворении требований Администрации об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации Маловишерского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить Администрацию Маловишерского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением от <дата скрыта> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес скрыт> по исполнительному производству <номер скрыт>-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чудовский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 20 июля 2020 года.
Председательствующий И.С. Иванов