Судья Рычкова Н.С. УИД 38RS0017-01-2023-001634-54
Судья-докладчик Коваленко В.В. № 33-4139/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Алферьевской С.А., Коваленко В.В.,
при секретаре Ильине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-59/2024 по исковому заявлению К., действующей в интересах несовершеннолетних К., К., К., К. к Областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес изъят>», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району»
апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 февраля 2024 года с учетом определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области об исправлении описки от 4 апреля 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
К., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних К., К., К., К. обратились в суд с иском к Областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» (далее ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району»), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, администрации Нижнеудинского муниципального образования, в обоснование требований указали, что в результате наводнения, произошедшего с 26 до 28 июня 2019 года на территории Нижнеудинского района ими утрачен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, в котором К., как собственник жилого дома, со своими несовершеннолетними детьми: К., Дата изъята г.р., К., Дата изъята г.р., К., Дата изъята г.р. проживали одной семьей.
В жилом доме К. и дети зарегистрированы не были, о факте постоянного проживания в жилом доме одной семьей были вынесены решения Нижнеудинским городским судом Иркутской области от 30 августа 2019 г. по делу № 2-2841/2019 и от 9 октября 2019 г. по делу № 2-3407/2019.
При окончательном, повторном обследовании дома, межведомственной комиссией, назначенной администрацией Нижнеудинского муниципального образования, принято заключение № 09 от 25 марта 2022 г. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, непригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и администрацией Нижнеудинского муниципального образования вынесено постановление № 358 от 30 марта 2022 г. о признании помещения непригодным для проживания. В заключении указано, что объект признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи со снижением несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций здания в целом по причине деформации основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время паводка, эксплуатация здания в текущем состоянии недопустима, так как дальнейшее разрушение конструкций, находящихся в аварийном состоянии создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей.
К., действующая в интересах опекаемых несовершеннолетних детей К., К., К. и К. 20 января 2023 г. обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения и получили уведомление об отказе от 20 февраля 2023 г.
Основной причиной отказа послужило то, что причиной образования дефектов, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и здания в целом, является деформация оснований здания вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время паводка. Межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. С отсутствием права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения не согласны.
Кроме того, К. лишили родительских прав на детей, решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 октября 2022 г., в связи с чем К. назначили опекуном детей, что подтверждается распоряжениями Межрайонного управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 6 от 23 ноября 2022 г.
Истцы считают, что имели и имеют право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома. Замена фундамента не относится к капитальному ремонту дома, а повреждение фундамента произошло из-за паводка, что снизило несущие способности и эксплуатационную пригодность конструкций здания в целом, из-за чего жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы просили суд признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 20 февраля 2023 г. № 01-02-1829 об отказе в назначении меры социальной поддержки; признать за К., несовершеннолетними детьми К., К., К. право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившиеся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; обязать ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче К., К., К., К. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения К., К., К., К.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 февраля 2024 года с учетом определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области об исправлении описки от 4 апреля 2024 года, исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 20 февраля 2023 г. № 01-02-1829 об отказе в выдаче свидетельств, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области жилого помещения, общей площадью 30,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>
За К., К., К., К. признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
На ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» возложена обязанность устранить нарушение прав истцов путем вынесения решения о предоставлении К., К., К., К. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать К., К., К., К. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
В удовлетворении исковых требований К., действующей в интересах несовершеннолетних К., К., К. и К. к администрации Нижнеудинского муниципального образования отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес изъят>» Б. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы возражений на иск, настаивает на том, что истцами не представлено достоверных доказательств того, что спорное жилое помещение стало непригодным для проживания именно в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 г., поскольку, согласно акту обследования спорного жилого помещения от 25 марта 2022 г. № 09, причинами повреждения являются, в том числе физический износ.
Кроме того, обращает внимание на то, что истцы обратились в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» с заявлением 20 января 2023 г., то есть по истечении установленного срока, который согласно п. 11 Положения, является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им прав и является пресекательным сроком, не подлежащим восстановлению, в том числе в судебном порядке.
Также, не согласившись с решением суда, представителем министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В. подана апелляционная жалоба об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторяя доводы апелляционной жалобы представителя ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», дополняет, что суд первой инстанции не дал правовой оценки доводам министерства об обязании указания в решении суда источника финансирования обеспечения заявленных требований.
В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» истцы К., К., К. просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27 июня 2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Порядок предоставления выплаты имеет заявительный характер, и пунктом 9 утверждённого указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. №12-уг положения о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, установлен срок не позднее 30 июня 2020 г. обращения граждан с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включённое в перечень, утверждённый нормативным правовым актом министерства, по месту жительства гражданина.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, на основании договора купли-продажи от 26 февраля 2015 г. К., К., К. являются сособственникам в праве общей долевой собственности (по 1/3 доли каждый) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, право собственности последних в ЕГРН зарегистрировано 6 марта 2015 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 15.09.2023, ограничение и обременение прав не зарегистрировано.
Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. № 956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования» жилой дом по адресу: <адрес изъят>, находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории Нижнеудинского муниципального образования.
25 марта 2022 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 7 апреля 2021 г. по результатам рассмотренных документов: свидетельства о государственной регистрации права от 6 марта 2015 г.; технического паспорта на жилой дом от 14 декабря 1990 г.; инженерно -технического заключения по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства, выполненного ООО «ЦЭОиК» «САМПАД»; решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2021 г. принято заключение № 09 о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> работницы, <адрес изъят>, не пригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 30 марта 2022 г. № 358 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, признано не пригодным для проживания.
20 января 2023 г. К., действующая в интересах несовершеннолетних К., К., К. и К. обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к заявлению документы согласно пункту 12 Положения.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 20 февраля 2023 г. № 01-02-1829 истцам отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1, пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в Положении).
В обоснование отказа указано, что согласно акту обследования помещения от 25 марта 2022 г. № 09 межведомственной комиссией принято заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания. При этом причиной образования дефектов, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и здания в целом является деформация оснований здания вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время паводка. Тем самым межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Кроме того указано, что заявители обратились в Учреждение с заявлением 20 января 2023 г. Дополнительно отражено, что по полученным учреждением сведениям из ЕГРН от 23 января 2023 г. на спорное жилое помещение установлены ограничения и обременение.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истцов, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, учитывая наличие доказательств, подтверждающих право истцов на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 20 февраля 2023 г. № 01-02-1829 об отказе в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области жилого помещения, общей площадью 30,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.
При этом суд указал, что поскольку принятие решение о выдаче свидетельства и его оформлении входит в компетенцию ответчиков, за К., К., Дата изъята года рождения, К., Дата изъята года рождения, К., признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения общей площадью 30,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят> на ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» возложена обязанность устранить нарушение прав истцов путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года спорного жилого помещения; на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать свидетельство, удостоверяющее право истцов на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г. спорного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии доказательств причинно-следственной связи между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания, основаны на неправильном толковании норм права и иной оценке доказательств.
Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Судом достоверно установлено, что в соответствии с инженерно-техническим заключением ООО «САМПАД» от 20 апреля 2021 г. воздействие паводка на спорный дом является единственной причиной возникновения его состояния непригодности для проживания. Кроме того, в заключении межведомственной комиссии от 25 марта 2022 г. № 09 не указано, что обнаруженные и установленные в ходе обследования дефекты жилого помещения, перечисленные в инженерно-техническом заключении шифр 210618/2021 имелись в нем еще до введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, произошедшим летом 2019 года.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 января 2020 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии № 2488 от 30 июля 2019 г. и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования № 1277 от 16 августа 2019 г., в соответствии с которыми спорный жилой дом признавался подлежащим капитальному ремонту.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение утрачено ввиду иных причин, не связанных с наводнением (паводком), напротив, указанные доводы противоречат материалам дела и установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Отклоняя как необоснованные доводы жалобы министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области об обращении истцов в Учреждение за рамками установленного Положением, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, срока, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, приходит к следующему.
Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, установлен срок для обращения гражданина в государственное учреждение в целях выдачи свидетельства на получение свидетельства на получение социальной выплаты – 25 декабря 2020 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 сентября 2021 г. № 654-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 2 декабря 2021 г. № 927-пп пункт 11 Положения был дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, установлен специальный срок для подачи заявления о выдаче свидетельства – 1 ноября 2021 г. (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 2 декабря 2021 г. № 927-пп).
Постановлением Правительства Иркутской области от 19 мая 2022 г. № 386-пп были внесены изменения в Положение, в том числе в части срока, установленного абзацем 4 пункта 11 Положения. В соответствии с внесенными изменениями граждане, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, имеют право обратиться с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в срок до 1 июня 2022 г. При этом действие изменений, внесенных в абз. 4 п. 11 Положения, распространяется на правоотношения, возникшие со 2 ноября 2021 г. (п. 3 Постановления Правительства Иркутской области от 19 мая 2022 г. № 386-пп).
Судом установлено, что право истцов на получение социальной выплаты подтверждено на основании повторного обследования жилого помещения и вынесенное ранее в отношении данного дома заключение межведомственной комиссии по результатам его обследования в апреле 2021 года признано незаконным решением Нижнеудинского городского суда от 30 сентября 2021 г. На основании указанного судебного решения 25 марта 2022 г. межведомственной комиссией проведено повторное обследование. Право на получение социальной выплаты на основании повторного обследования исключено из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп путем внесения в него изменений на основании постановления Правительства Иркутской области от 10 марта 2023 г. № 194-пп, то есть на момент обращения истцов – 20 января 2023 г. их право на получение социальной выплаты на основании повторного обследования не может быть поставлено под сомнение при наличии такого основания для обращения за получением социальной выплаты, предусмотренного Положением и не исключенного из него на момент их обращения. Кроме того, срок для подачи заявления о выдаче свидетельства был продлен до 10 сентября 2023 г. и поскольку внесенные изменения в части данного срока распространены на ранее возникшие правоотношения, а право на получение социальной выплаты на основании повторного обследования исключено лишь в марте 2023 года, права истцов на получение социальной выплаты не могут быть ущемлены.
Довод жалобы о том, что суд не указал в решении источник финансирования обеспечения заявленных требований, отмену решения не влечет, поскольку заявлен без учета положений Постановления Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 916 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного т рансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области».
Доводы ответчика о том, что в отношении утраченного жилого помещения по состоянию на 23 января 2023 г. были установлены ограничение прав и обременение, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 августа 2023 г. ограничение прав и обременения в виде ипотеки по спорному жилому дому в силу закона, признано отсутствующим. Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 15 сентября 2023 г. также усматривается, что ограничение прав и обременение объекта недвижимости: жилого дома по адресу: <адрес изъят> не зарегистрировано.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы жалоб, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направлены на иную оценку доказательств и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 февраля 2024 года с учетом определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области об исправлении описки от 4 апреля 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья – председательствующий М.А. Герман
Судьи С.А. Алферьевская
В.В. Коваленко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2024 г.