Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Ермаковой О.А., при секретаре Гагачевой С.С., с участием прокурора Яндулова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганичева В. И. к Фонду социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,

установил:

истец Ганичев В.И. обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов РФ о взыскании стоимости мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в размере 161 445 рублей 56 копеек.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Советского районного суда г. Горького от ДД.ММ.ГГГГ с ГУ ПУ УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН Нижегородской области в пользу истца взыскано единовременно 61 рубль 50 копеек и ежемесячно, начиная с 21.11.1981 года до 05.10.1983 года (до очередного освидетельствования) по 144 рублей 78 копеек в счет возмещения вреда здоровью. Данное решение вынесено на основании акта о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2008 году истцу была установлена 2 группа инвалидности по причине «трудовое увечье» и признано, что истцом утрачено 80% трудоспособности. Согласно справке ГУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» истцу повторно установлена вторая группа инвалидности с 01.01.2010 года, степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 80%. До марта 2010 года истцу ежемесячно поступали платежи в счет утраченного заработка. За счет ГУ НУ УЗ-62/1 также компенсировались дополнительные расходы, связанные с мероприятиями, предусмотренными программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Сумма дополнительных расходов зависит от мероприятий, предусмотренных программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, и все необходимые виды помощи определяются ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Нижегородской области» при ежегодном переосвидетельствовании в декабре каждого года.

За истцом осталось право на реабилитацию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 04.06.2013 года на Министерство финансов в лице УФК по Нижегородской области возложена обязанность по возмещению Ганичеву В.И. вреда здоровью, в форме оплаты программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 01.12.2011 года.

В определении Нижегородского областного суда от 25 февраля 2014 года суд (по заявлению Министерства финансов РФ о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 04.06.2013 года) разъяснил определение Нижегородского областного суда от 04 июня 2013 года и определил, что обязанность по возмещению Ганичеву В. И. вреда здоровью в форме оплаты программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 01 декабря 2011 года возложена на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 25 ноября 2014 года частично удовлетворены исковые требования Ганичева В.И. к ответчику Министерству финансов РФ о взыскании денежных сумм, необходимых для реализации программы реабилитации, суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу истца денежную сумму в размере 339 569 рублей 70 копеек.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 09 марта 2016 года частично удовлетворены исковые требования Ганичева В.И. к ответчику Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств, необходимых для реализации программы реабилитации. Суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Ганичева В.И. денежную сумму в размере 210 065 рублей 67 копеек.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 декабря 2016 года указанное выше решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 09 марта 2016 года отменено и принято новое. Суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Ганичева В.И. денежные средства в сумме 175 808 рублей 91 копейка.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 02 августа 2017 года частично удовлетворены исковые требования Ганичева В.И. к ответчику Министерству финансов РФ о взыскании денежных, средств, необходимых для реализации программы реабилитации. Суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Ганичева В.И. денежные средства в размере 200 347 рублей 90 копеек.

30 января 2019 года решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода, с учетом определения Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 28 февраля 2019 года об исправлении описки в указании общей суммы, удовлетворены исковые требования Ганичева В.И. к Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств, взысканной в пользу истца. Суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ 535 997 рублей 78 копеек.

Программами реабилитации от 14 декабря 2018 года и от 13 декабря 2019 года истцу предусмотрено санаторно-курортное лечение, которое он фактически не получал. Поэтому полагает, что стоимость этого лечения должна быть компенсирована в денежной форме за 2018 год и 2019 год. Согласно письму Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость такого лечения составляет в среднем 52 913 рублей 40 копеек за 1 год, соответственно, за два года (2018 год и 2019 год) стоимость лечения составит 105 826 рублей 80 копеек.

Из приспособлений, необходимых в быту, для реализации мероприятий, предусмотренных программами реабилитации за 2018-2019 годы, истцу должны быть предоставлены: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения, бандаж на тазобедренный сустав, корсет полужесткой фиксации текстильный КРО-14У. Программами реабилитации от 14.12.2018 года и от 13.12.2019 истцу предусмотрена ортопедическая обувь, а также предусмотрено приобретение медикаментов.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ганичева В. И. стоимость мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 14.12.2018 года и от 13.12.2019 года в размере 161 445 рублей 56 копеек.

В качестве соответчика к участию в деле был привлечен Фонд социального страхования РФ.

В процессе рассмотрения спора истец неоднократно изменял предмет исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ сумму в размере 219 717,40 рублей. Окончательно в судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ в пользу истца стоимость мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 14.12.2018 года и от 13.12.2019 года в сумме 195 056,73 рублей.

В связи с тем, что уточнение исковых требований сводится к уменьшению размера взыскиваемой суммы, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями статей 39 и 169 ГПК РФ данный факт не является основанием для отложения судебного разбирательства.

В судебном заседании истец Ганичев В.И., а также его представитель Пудеева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом изменений, дали объяснения по существу иска.

Представитель третьего лица - ГУ НРО ФСС РФ Бабаева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились.

Согласно ст. 167 ГПК РФ: «Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными».

Согласно части 2 ст. 35 ГПК РФ – «Лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве».

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 39 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

В соответствии со ст.45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»

В соответствии со ст.46 Конституции РФ - 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст. 8 ГК РФ «1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему…».

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Судом установлено, что истец Ганичев В.И. по приговору Советского районного народного суда г. Горького от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, в учреждении <данные изъяты>, куда был доставлен ДД.ММ.ГГГГ. Находясь в местах лишения свободы, истец ДД.ММ.ГГГГ в составе бригады, принимал участие в разгрузке древесно-стружечных плит из крытого железнодорожного вагона. В момент разгрузки, когда истец находился в вагоне, плиты упали и придавили его. В результате чего истец получил телесные повреждения: закрытый перелом костей таза с нарушением непрерывности тазового кольца, закрытый перелом нижней трети левого бедра, перелом шейки левого бедра, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве.

Решением Советского районного суда г. Горького от ДД.ММ.ГГГГ с учреждения <данные изъяты> в пользу истца взыскано, единовременно 61,50 рублей и ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (до очередного освидетельствования) по 144,78 рублей в счет возмещения вреда здоровью. Согласно справке медико-социальной экспертизы по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Ганичеву В.И. установлена вторая группа инвалидности по причине (трудовое увечье) степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 80%. Согласно справке ГУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Ганичеву В.И. установлена повторно с ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 80%.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГУП УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН Нижегородской области признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 23.08.2011 года по гражданскому делу по иску Ганичева В.И. к Министерству финансов РФ о возложении обязанности по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья. Данным решением исковые требования истца были удовлетворены частично. С казны РФ в пользу Ганичева В.И. была взыскана стоимость автомобиля с ручным управлением в размере 168422 руб., повременные капитализированные платежи в возмещение вреда здоровью в размере 841001 руб. 34 коп.

Кроме того решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 20.11.2012 года по иску Ганичева В. И. к Государственному учреждению Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Министерству финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области, конкурсному управляющему ГУ ПУ УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН Нижегородской области о взыскании денежных средств, возложении обязанности по возмещению вреда здоровью, требования истца были удовлетворены частично. На ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования была возложена обязанность по возмещению вреда здоровью Ганичеву В. И. в форме оплаты программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 04.06.2013 года, решение суда в данной части было отменено. Было принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ганичева В.И. к ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по возмещению вреда здоровью, отказано. Апелляционным определением обязанность по возмещению Ганичеву В.И. вреда здоровью в форме оплаты программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 01.12.2011 года возложена на Министерство финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области. В остальной части решение суда было оставлено без изменения. Судебной коллегией сделан вывод о том, что вред, причиненный истцу в результате получения травмы, подлежит возмещению причинителем вреда - Учреждением УЗ-62/1 УИТУ УВД, в соответствии с нормами гражданского законодательства, действовавшими на момент получения травмы.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 25.11.2014 года на ответчика возложена обязанность по оплате расходов, необходимых для реализации программы реабилитации за 2012 и 2013 года. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 20.12.2016 года с ответчика взысканы денежные средства необходимые для реализации программы реабилитации за 2014 год.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02.08.2017 года на ответчика возложена обязанность по оплате расходов, необходимых для реализации программы реабилитации за 2015 и 2016 года. Решение суда вступило в законную силу 11.09.2017 года.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 30.01.2019 года на ответчика возложена обязанность по оплате расходов, необходимых для реализации программы реабилитации за 2017 г.

Согласно ст. 459 ГК РСФСР, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.).

Согласно ст.42 ИТК РСФСР, лица, утратившие трудоспособность во время отбывания наказания, после освобождения от наказания имеют право на пенсию и на возмещение вреда в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Как уже выше указывалось судом истец получил увечье в период отбывания наказания в УЗ/62/1 УИТ УВД.

Согласно статье 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 3 статьи 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротства)» с согласия гражданина его право требования к должнику переходит к Российской Федерации и подлежит удовлетворению в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданами переходят к Российской Федерации и исполняются в соответствии с Федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется.

В силу пункта 5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или непоступления денежных средств в доход государства».

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов… по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации документы, указанные в пункте 2статьи 242.1 настоящего кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, органом, уполномоченным от имени Российской Федерации осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве при взыскании с казны Российской Федерации денежных средств лицам, передавшим свое право требования в сумме капитализированных платежей Российской Федерации (статья 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), является Министерство финансов РФ.

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика стоимости мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789, право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности и признание пострадавшего инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания предоставлено учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы.

В силу статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:

лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

профессиональное обучение (переобучение).

В то же время необходимо иметь в виду, что согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу этого Закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке обеспечение по страхованию производится страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей в Фонд социального страхования при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации:

3. Санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

9. Ортопедическая обувь.

Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1 статьи 11).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).

Судом установлено, что программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были установлены нуждаемость в лекарственных средствах, санаторно-курортном лечении с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, любое время года; 1 раз в год; 21 день; без сопровождающего; трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения – 1 шт.; костыли подмышечные с устройством противоскольжения – 1 пар; бандаж на тазобедренный сустав – 1шт.,корсет полужесткой фиксации – 2шт., обувь ортопедическая сложная без утепленной прокладки – 1 пар, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке (пара) – 1 пар, обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки (пара) – 1 пар.

В судебном заседании установлено, что истец данными средствами реабилитации обеспечен не был, возможности приобрести их, а также оплатить истец не имеет, обратного материалы дела не содержат.

Согласно части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства дела, а также то, что согласно положениям статей 10, 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истец имеет право на выплату компенсации в размере технических средств, которые должны быть предоставлены истцу в соответствии с программой реабилитации.

Согласно сведениям ГУ Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ 25.10.2019 года был заключен Государственный контракт с ООО «Санаторий им. ВЦСПС» по профилю лечения болезней опорно-двигательного аппарата, без сопровождения для пострадавших на производстве. Стоимость путевки продолжительностью 21 день составила 37 800 руб.

На основании анализа собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что взысканию в пользу истца подлежит компенсация стоимости санаторно-курортного лечения в размере 37 800 рублей, предусмотренная программой реабилитации за 2018 год.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с программой реабилитации пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания были заключены, в том числе, Государственный контракт с ООО «Санаторий «Зеленый город» со стоимостью путевки продолжительностью 21 день – 60 725,07 руб., Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Санаторий «Городецкий» со стоимостью путевки продолжительностью 21 день – 61 565,07 руб., а также Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Санаторий им ВЦСПС» со стоимостью путевки продолжительностью 21 день – 61 565,07 руб.

Таким образом, среднерыночная стоимость санаторно-курортного лечения, предусмотренная программой реабилитации за 2019 год, подлежащая взысканию в пользу истца составляет: 61 285,07 руб. (60725,07+61565,07+61565,07/3).

Судом установлено, что в материалы дела представлены сведения о стоимости средств реабилитации: трость опорная регулируемая по высоте с устройством противоскольжения стоимостью 590 руб./шт. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 620 руб./шт. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; костыли подмышечные с устройством противоскольжения 1 пара стоимостью 800 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 785 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; корсет полужесткой фиксации стоимостью 8 018,01 руб./шт. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; бандаж на тазобедренный сустав стоимостью 3 943 руб./шт. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 3992 руб./шт. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки стоимостью 6558,75 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 10059,79 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке стоимостью 6368,01 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 10386,47 руб./пара по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. Всего стоимость приспособлений, необходимых в быту за два года (2018-2019 гг.), составляет 76 175,06 руб.

Исходя из информации предоставленной Государственным Предприятием Нижегородской области «Нижегородская Областная Фармация» стоимость лекарственных препаратов, предусмотренных программами реабилитации за 2018 и 2019 гг. и подлежащих взысканию в пользу истца составляет 19 516,60 руб.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию стоимость мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 194 776,73 рублей (37 800 рублей - стоимости санаторно-курортного лечения по программе 2018 год, 61 285,07 руб. - стоимости санаторно-курортного лечения по программе 2019 год, 76 175,06 руб. - стоимость приспособлений, необходимых в быту по программам 2018,2019 гг., 19 516,60 руб. - стоимость лекарственных препаратов по программам 2018,2019 гг.).

Определяя надлежащего ответчика по данному спору, суд приходит к следующему.

Как следует из искового заявления, истец получил увечье в период отбывания наказания в Государственное (унитарное) предприятие У3-62/1 ГУИН Минюста России по Нижегородской области.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу Учреждение УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по Нижегородской области признано несостоятельным (банкротом).

Из постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 года по делу следует, что решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14.04.1983 года с Учреждения УЗ-62/1 ГУИН в пользу Ганичева В.И. в счет возмещения вреда здоровью взыскано возмещение в виде единовременной выплаты и ежемесячные платежи. Ежемесячная выплата Ганичеву В.И. составляет 4 751,42 руб. Датой рождения Ганичева В.И. является ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, семидесятилетнего возраста он достигнет ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 года в реестр требований кредиторов Учреждения УЗ-62/1 ГУИН включены требования Ганичева В.И. в размере 841 001,34 руб. с очередностью удовлетворения в первую очередь.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23.08.2011 года    по гражданскому делу на Министерство финансов России за счет средств казны Российской Федерации была возложена обязанность по выплате Ганичеву В.И. капитализированных повременных платежей в возмещение вреда здоровью в сумме 841 001,34 руб., из расчета ежемесячного платежа в размере 4 751,42 руб. в месяц, начиная с апреля 2010 года.

Следовательно, Российская Федерация обязательства по выплате капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, исполняет в объеме, не превышающем сумму капитализированных повременных платежей.

Согласно пункту 1 статьи 135 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» по смыслу пункта 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085 ГК РФ, пункта 1 статьи 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь.

Согласно пункту 2 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, с выплатой капитализированных повременных платежей, прекращается соответствующее обязательство должника, из чего следует, что объем капитализированных повременных платежей рассчитывается на весь период получения гражданином повременных капитализированных платежей и обязательства Российской Федерации по выплате повременных капитализированных платежей прекращаются с расходованием этой суммы.

В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, согласно пункту 4 которых выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил.

Обязанность выплачивать капитализированные повременные платежи возложена на Минфин России, который вправе перевести эту обязанность на Фонд социального страхования РФ заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, которым на Минфин РФ возложена была обязанность выплачивать Ганичеву В.И. вышеуказанные капитализированные повременные платежи.

Вместе с тем, дополнительно взыскиваемые суммы сверх капитализированных повременных платежей, которые Ганичев В.И. заявляет в настоящем исковом заявлении, не являются капитализированными платежами, поскольку указанные суммы не капитализировались в процессе банкротства должника, не переводились на Российскую Федерацию и не подлежат возложению на Российскую Федерацию.

Данная взыскиваемая компенсация является стоимостью мероприятий, предусмотренных программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, и зависит от объема и количества реабилитационных мероприятий, которые включаются в программу, а также от самого факта разработки программы реабилитации на каждый конкретный год.

Таким образом, денежная компенсация стоимости мероприятий, предусмотренных программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не является капитализированными повременными платежами, и обязанность по ее выплате не может быть возложена на Фонд социального страхования РФ.

Поэтому, довод представителя ответчика Министерства финансов РФ, изложенный в письменном возражении о применении к спорным отношениям норм Постановления Правительства РФ от 9 июля 2019 г. № 872, предусматривающих Фонд социального страхования РФ как орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи, является не состоятельным и направленным на ошибочное толкование норм права.

Поскольку судом установлена нуждаемость истца в вышеуказанных технических средствах, лекарственных препаратах, и судом установлено, что истец данными средствами до настоящего времени не обеспечен, истец лишен возможности их самостоятельного приобретения и оплаты, суд считает, что требования истца в части взыскания с ответчика Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ их стоимости полежат частичному удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований Ганичева В. И. к Фонду социального страхования Российской Федерации следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 194 776,73 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1021/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Нижегородского района г.Н.Новгорода
Ганичев Владимир Иванович
Ответчики
Фонд социального страхования РФ
Министерство финансов РФ
Другие
Государственное учреждение Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
"Нижегородский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ"
ЗАО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии"
ГП НО «Нижегородская областная фармация»
Фонд социального страхования РФ
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Ермакова Ольга Алексеевна
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2020Передача материалов судье
02.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Подготовка дела (собеседование)
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее