Дело № 2а-382/2020
88а-2275/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 10 марта 2021 года
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Куприенко <данные изъяты> на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Куприенко А.Ю. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав посредством видеоконференц-связи объяснения представителя административного истца Сазонова Д.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куприенко А.Ю. обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии его на указанный учет.
В обоснование заявленных требований Куприенко А.Ю. указал, что оспариваемым решением административный ответчик отказал в принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по тому основанию, что он обратился с соответствующим заявлением после увольнения с военной службы. Считает указанный отказ ФГКУ «Востокрегионжилье» незаконным, поскольку его увольнение в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе при наличии выслуги более 21 года в календарном исчислении дает ему право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Все необходимые условия для признания его нуждающимся соблюдены, жилья он не имеет, никогда не обеспечивался жилым помещением за счет государства, в том числе, за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление Куприенко А.Ю. оставлено без удовлетворения.
Суды при разрешении спора исходили из того, что на момент увольнения административного истца с военной службы обязательства по обеспечению его жилым помещением в избранном месте жительства у Министерства обороны Российской Федерации не возникли, поскольку в период военной службы Куприенко А.Ю. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признавался, в настоящее время в связи с увольнением с военной службы он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Куприенко А.Ю. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба с ходатайством о восстановлении процессуального срока кассационного оспаривания принятых по делу судебных актов, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, а также принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что административным ответчиком ему отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию его обращения с соответствующим заявлением после увольнения с военной службы, тогда как суд первой инстанции указал на иные обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения ФГКУ «Востокрегионжилье», а именно обеспеченность его жилым помещением, находящимся в собственности бывшей супруги, на момент увольнения с военной службы. Между тем обстоятельства, связанные с наличием у него прав на жилое помещение бывшей супруги, не выяснялись. Считает, что он, являясь нуждающимся в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», факт его регистрации в жилом помещении, принадлежащем бывшей супруге, не может свидетельствовать о его обеспеченности жилой площадью на момент увольнения с военной службы. Обстоятельства, при которых был оформлен лист беседы перед его увольнением, судами не выяснялись.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ Куприенко А.Ю. восстановлен срок подачи кассационной жалобы на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке не усматривается.
Как следует из материалов административного дела, Куприенко А.Ю. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа командующего Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № он уволен с военной службы в запас на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. На день увольнения с военной службы его выслуга лет составила в льготном исчислении 32 года 10 месяцев 13 дней, в календарном исчислении - 22 года 7 месяцев 7 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Куприенко А.Ю. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Куприенко А.Ю. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по основанию пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку документы для признания нуждающимся в получении жилого помещения поданы после увольнения и исключения Куприенко А.Ю. из списков личного состава войсковой части.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суды нижестоящих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что на момент увольнения Куприенко А.Ю. с военной службы у Министерства обороны Российской Федерации не возникли обязательства по обеспечению его жилым помещением по договору социального найма, поскольку решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Куприенко А.Ю. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и до увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части в сентябре 2013 года Куприенко А.Ю. не заявлял о своей необеспеченности жилой площадью, пришли к выводу об отсутствии законных оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на основании заявления, поданного в 2019 году после увольнения с военной службы в 2013 году.
Судебная коллегия кассационного суда не находит оснований не согласиться с данными выводами, поскольку они соответствует представленным в материалы дела доказательствам и постановлены при правильном применении норм материального права.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) с приложением документов по установленному перечню.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 3).
Действовавшие на момент принятия оспариваемого решения Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, в пункте 3 предусматривали, что для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий должен подать в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и должно быть реализовано путем обращения в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы Куприенко А.Ю. обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Куприенко А.Ю. отказано в принятии на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данное решение в установленном законом порядке не оспаривалось, незаконным не признавалось, предметом спора по настоящему делу не является, поэтому обстоятельства отказа в постановке Куприенко А.Ю. на учет указанным решением не подлежат проверке и оценке в рамках рассматриваемого дела.
Кроме того, согласно выписке из приказа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № Куприенко А.Ю. на момент увольнения с военной службы жилым помещением по установленным нормам был обеспечен, из его рапорта об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ и листа беседы, проведенной в связи с предстоящим увольнением с военной службы, следует об отсутствии у Куприенко А.Ю. претензий к Министерству обороны Российской Федерации по обеспечению жильем.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что Куприенко А.Ю. до даты исключения его из списков личного состава войсковой части был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
С учетом данных обстоятельств, принимая во внимание, что в 2013 году административный истец утратил статус военнослужащего, на момент его обращения в 2019 году с заявлением в ФГКУ «Востокрегионжилье» оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения с военной службы не имелось, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии требованиям закона решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Куприенко А.Ю. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Утверждение в кассационной жалобе о признании судом первой инстанции оспариваемого решения административного ответчика законным по основанию, не указанному в нем, судебной коллегией кассационного суда отклоняется, поскольку, как следует из решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Куприенко А.Ю. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с его обращением с заявлением после увольнения с военной службы и наличием ранее принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом основанием для принятия оспариваемого решения указан пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть представление документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих порядок постановки военнослужащих на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, поэтому не являются основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, поскольку при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, оснований для отмены решения Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Куприенко А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи