Дело № 2а-635/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
3 апреля 2019 РіРѕРґР° Кинешемский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Рвановской области
в составе председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,
при секретаре Костиной Е.А.,
с участием административного истца Смирнова А.С.,
представителя административного ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Кудряшовой Н.П., действующей на основании доверенности от 27 сентября 2018 года №,
заинтересованного лица Р¤РРћ1,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Кинешме Рвановской области административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рђ.РЎ. Рє ведущему специалисту Комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Алексеевой Рќ.Р’., Комитету имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма, администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Рѕ признании незаконным предписания ведущего специалиста Комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Алексеевой Рќ.Р’. РѕС‚ 20 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Смирнов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ведущему специалисту Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеевой Н.В., Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма, о признании незаконным предписания ведущего специалиста Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеевой Н.В. от 20 декабря 2018 года № об устранении нарушений земельного законодательства.
Рсковые требования обоснованы тем, что РѕРЅ является собственником 3/4 долей РІ праве общей долевой собственности РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. 20 декабря 2018 РіРѕРґР° ведущим специалистом комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Алексеевой Рќ.Р’. выдано предписание в„–, которым возложена обязанность РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 20 мая 2019 РіРѕРґР° устранить самовольное занятие земельного участка площадью 154 РєРІ.Рј, РѕР± исполнении предписания представить информацию РґРѕ истечения указанного РІ нем СЃСЂРѕРєР°. Полагает, что предписание противоречит законодательству Рё нарушает его права Рё законные интересы, поскольку РЅРµ содержит точного указания РЅР° расположение самовольно занятого земельного участка, РІ предписании неправильно указана площадь земельного участка, который следует освободить; предписание выдано РїРѕ результатам проверки, проведенной СЃ нарушением требований закона, поскольку Рє проверке РЅРµ привлечен РґСЂСѓРіРѕР№ участник долевой собственности Р¤РРћ1; требование Рѕ предоставлении информации РѕР± исполнении предписания РґРѕ истечения установленного СЃСЂРѕРєР° обязывает истца Рє досрочному исполнению предписания.
Р’ качестве административного ответчика Рє участию РІ деле привлечена администрация РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма, РІ качестве заинтересованного лица Р¤РРћ1
В судебном заседании административный истец Смирнов А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по делу, полагает, что предписание выдано должностным лицом, не имеющим полномочий на выдачу предписаний.
Административный ответчик - ведущий специалист комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма по доверенности Кудряшова Н.П. в судебном заседании исковые требования не признала, считает предписание законным, выданным должностным лицом, уполномоченным на выдачу предписаний, допущенная в материалах проверки и предписании описка в указании площади самовольно занятого земельного участка устранена, о чем административному истцу вручено письмо от 27 марта 2019 года.
Представитель ответчика администрации городского округа Кинешма по доверенности Брук С.С. в судебном заседании 26 марта 2019 года исковые требования не признал, считает предписание законным, вынесенным в соответствии с требованиями законодательства о муниципальном земельном контроле, к проверке привлекался кадастровый инженер, который проводил вынос точек на местность и выявил, что фактически забор земельного участка истца частично расположен на землях общего пользования, что свидетельствует о самовольном захвате истцом земель общего пользования, до настоящего времени нарушение истцом не устранено.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ1 РІ судебном заседании СЃ заявленными исковыми требованиями согласен.
Выслушав административного истца, представителей ответчиков, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 4).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1). Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (ч.3).
Частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Рвановской областной Думой 29 октября 2015 РіРѕРґР° РїСЂРёРЅСЏС‚ Закон Рвановской области РѕС‚ 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 112-РћР— «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ осуществления муниципального земельного контроля РЅР° территории муниципальных образований Рвановской области».
Согласно части 2 статьи 2 Закона Рвановской области РѕС‚ 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 112-РћР— В« Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ осуществления муниципального земельного контроля РЅР° территории муниципальных образований Рвановской области» (далее – Закон в„– 112-РћР—) органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные РЅР° осуществление муниципального земельного контроля (далее - органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль), должностные лица указанных уполномоченных органов местного самоуправления Рё РёС… полномочия определяются РІ соответствии СЃ уставом муниципального образования Рё иными муниципальными правовыми актами.
Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, используемых гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль.
Правообладатель (пользователь) объекта земельных отношений или его представитель предварительно, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения проверки, уведомляется о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или под подпись (часть 1 статьи 5 Закона № 112-ОЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 112-ОЗ внеплановые проверки проводятся, в частности, с целью проверки устранения выявленных органом муниципального земельного контроля нарушений земельного законодательства. Проверки проводятся в течение 1 месяца с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, вынесенным в рамках первичной проверки.
По результатам проверки лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, проводившим проверку, не позднее 30 дней с даты начала проведения проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства (далее - акт) в 2 экземплярах по форме, установленной приложением к настоящему Закону.
К акту прилагается фототаблица с нумерацией каждого снимка, акт обмера объекта земельных отношений, при наличии прилагаются копии документов о правах на землю, договоров аренды земли, объяснения заинтересованных лиц и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки (часть 5 статьи 5 Закона № 112-ОЗ).
Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Рвановской области РѕС‚ 19 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 1329 Рї утверждено Положение Рѕ комитете имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма (далее – Положение).
Согласно пункту 3.1.14 Положения комитет имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма организует и проводит работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского округа Кинешма.
Приказом руководителя комитета имущественных и земельных отношений от 30 ноября 2015 года № 153 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Кинешма» определен круг должностных лиц, уполномоченных на организацию и осуществление муниципального земельного контроля, и права должностных лиц, уполномоченных на организацию и осуществление муниципального земельного контроля.
Суд установил, что Смирнову А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 529+/-8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома, доля в праве – 3/4, право собственности зарегистрировано 21 ноября 2011 года.
1/4 доля РІ праве общей долевой собственности вышеуказанного земельного участка принадлежит Р¤РРћ1, право собственности зарегистрировано 28 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° (Р».Рґ.11-17).
На основании приказа председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма от 31 октября 2018 года № в рамках осуществления муниципального земельного контроля полномочными должностными лицами проведена внеплановая выездная проверка исполнения Смирновым А.С. предписания от 20 июня 2018 года № об устранении нарушений земельного законодательства на вышеуказанном земельном участке.
О проведении проверки административному истцу 31 октября 2018 года было направлено уведомление с приложением копии приказа от 31 октября 2018 года № о проведении внеплановой выездной проверки, которое административным истцом не было получено по зависящим от него обстоятельствам.
По результатам проверки административным ответчиком - ведущим специалистом комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеевой Н.В. составлен акт от 20 декабря 2018 года №, из которого следует, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 20 июня 2018 года № в части самовольного занятия земельного участка ориентировочной площадью 154 кв.м, расположенного с задней стороны от земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> со сроком исполнения до 20 ноября 2018 года включительно не исполнено, правоустанавливающие документы на самовольно занятый земельный участок не представлены, выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также административным ответчиком составлен акт обмера земельного участка РѕС‚ 20 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–, фототаблица. Привлеченный Рє проверке кадастровый инженер РћРћРћ В«Рзыскатель» Цветков Рњ.Р•. составил план земельного участка.
Ведущим специалистом комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеевой Н.В. административному истцу выдано предписание от 20 декабря 2018 года №, содержащее требование в срок до 20 мая 2019 года устранить самовольное занятие земельного участка площадью 154 кв.м по адресу: <адрес>.
Предписание, акт проверки, акт обмера земельного участка, фототаблица и план земельного участка вручены административному истцу.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений уточнил, что при составлении заключения по результатам обмера и выноса точек земельного участка кадастровым инженером Цветковым М.Е. была допущена описка, площадь дополнительно занятого Смирновым А.С. земельного участка ошибочно указана 154 кв.м вместо 125 кв.м, на основании заключения составлен акт проверки от 20 декабря 2018 года № и выдано предписание от 20 декабря 2018 года № об устранении нарушений земельного законодательства.
Данное обстоятельство подтверждается заключением РћРћРћ В«Рзыскатель» РѕС‚ 13 декабря 2018 РіРѕРґР°, РІ котором указано, что площадь дополнительно используемого административным истцом земельного участка составляет 154 РєРІ.Рј, тогда как согласно плану земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадь земельного участка РІ фактических границах составляет 654 РєРІ.Рј, площадь земельного участка РІ границах, сведения Рѕ которых занесены РІ ЕГРН составляет 529 РєРІ.Рј, площадь дополнительно используемого земельного участка составляет 125 РєРІ.Рј.
В связи с выявленной опиской комитет имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма направил Смирнову А.С. письмо от 27 марта 2019 года № с уточнением площади самовольно занятого земельного участка, указанной в акте проверки от 20 декабря 2018 года №, предписании от 20 декабря 2018 года №, и приложением плана земельного участка, на котором обозначено местоположение самовольно занятого земельного участка.
Таким образом, неточность, допущенная административным ответчиком в предписании от 20 декабря 2018 года № об устранении нарушений земельного законодательства при указании площади самовольно занятого земельного участка, устранена.
Материалами дела подтверждено и не оспорено административным истцом, что фактическая площадь используемого им земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, что свидетельствует о самовольном занятии им земельного участка площадью 125 кв.м.
Вопреки доводам административного истца предписание выдано должностным лицом РІ пределах предоставленных ему полномочий. Согласно должностной инструкции ведущего специалиста комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма, утвержденной председателем РљРР—Рћ администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, РІ должностные обязанности ведущего специалиста РІС…РѕРґРёС‚, РІ том числе, осуществление муниципального земельного контроля, подготовка Рё оформление документов, связанных СЃ осуществлением плановых Рё внеплановых проверок. Р’ соответствии СЃ приказом председателя комитета имущественных Рё земельных отношений РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 153 ведущий специалист комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма уполномочен РЅР° организацию Рё осуществление муниципального земельного контроля; должностные лица, уполномоченные РЅР° осуществление муниципального земельного контроля вправе, РІ том числе, РІ случае обнаружения РїСЂРё проведении проверки соблюдения земельного законодательства выдавать предписания РѕР± устранении нарушений законодательства.
Таким образом, предписание ведущего специалиста комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма Алексеевой Н.В. от 20 декабря 2018 года № выдано в пределах предоставленных должностному лицу полномочий и в установленном порядке, при наличии к тому оснований.
Указание в предписании о необходимости представить информацию об исполнении предписания до истечения указанного в нем срока прав административного истца не нарушает и не свидетельствует о возложении на административного истца обязанности досрочного исполнения предписания, поскольку по смыслу резолютивной части предписания, устранить самовольное занятие земельного участка и представить информацию об устранении нарушений следует не позднее 20 мая 2019 года.
РўРѕ обстоятельство, что сособственник земельного участка Р¤РРћ1 РЅРµ был привлечен Рє участию РїСЂРё проведении проверки, РЅР° законность оспариваемого предписания РЅРµ влияет, поскольку РЅРµ нарушает прав административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШРР›:
Рсковые требования РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рђ.РЎ. Рє ведущему специалисту Комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Алексеевой Рќ.Р’., Комитету имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма, администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Рѕ признании незаконным предписания ведущего специалиста Комитета имущественных Рё земельных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Кинешма Алексеевой Рќ.Р’. РѕС‚ 20 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Кинешемский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Рвановской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления решения РІ окончательной форме.
Председательствующий Чистякова Н.В.
Мотивированное решение составлено 8 апреля 2019 года.