Решение по делу № 2-73/2019 от 19.12.2018

Дело № 2-/2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Славск 14 марта 2019 года

Славский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Радченко И.И.,

при секретаре Кротко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Славского района в интересах Овчарова Вячеслава Вячеславовича к администрации МО «Славский городской округ», о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Славского района в интересах Овчарова В.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Славский городской округ» о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению Овчарова В.В. о нарушении жилищных прав, поступившему от депутата Калининградской областной Думы ФИО1., в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Славский муниципальный район» и Овчаровым В.В. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом доме произошел пожар.

Постановлением администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).

Пунктом 1 статьи 85 ЖК РФ установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В силу п. 38 Положения, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате пожаров, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Согласно Отчету № , составленному ДД.ММ.ГГГГ ООО «Независимая строительная экспертиза», состояние конструкций фундаментов многоквартирного дома недопустимое, физический износ конструкций 60%; состояние наружных стен ограниченно работоспособное, физический износ 70%; состояние конструкций лестниц ограниченно работоспособное - недопустимое, физический износ 80%; состояние балконов ограниченно работоспособное - недопустимое, физический износ 75%; массовое разрешение кровли составляет 85%, техническое состояние крыши недопустимое; техническое состояние системы горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления, электрооборудования, конструкции дымоходов недопустимое. Проведение капитального ремонта кровель и крыш здания оценивается как нецелесообразное до проведения работ по восстановлению несущей способности основных несущих конструкций. По итогам сравнительного анализа выявлено, что стоимость проведения капитального ремонта здания выше стоимости строительства вновь возведенного аналога, а также приведения здания в соответствие с требованиями норм.

На основании изложенного прокурор считает, что дом <адрес> является, в силу требований Положения, аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, согласно реестру объектов культурного наследия Калининградской области многоквартирный дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, является объектом культурного наследия (запись в реестре № ).

В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением об охране и использованию памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г. N865, снос объектов культурного наследия запрещен, межведомственная комиссия не наделена полномочиями признать многоквартирный жилой дом, относящийся к объектам культурного наследия, аварийным и подлежащим сносу.

Однако отнесение многоквартирного дома к категории объекта культурного наследия, по мнению истца, не может препятствовать реализации жилищных прав граждан, чье проживание в доме создает угрозу их жизни и здоровью.

Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения Овчарова В.В. в администрацию с заявлениями по вопросу обеспечения жилым помещением, ему до настоящего времени жилое помещение взамен находящегося в аварийном доме по договору социального найма не предоставлено.

Прокурор Славского района просит суд обязать администрацию МО «Славский городской округ» предоставить Овчарову Вячеславу Вячеславовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным требованиям, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Славского района Малышев И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Овчаров В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика, администрации МО «Славский городской округ» по доверенности Кухто И.В. с исковыми требованиями не согласился, считает, что оснований для предоставления Овчарову жилого помещении по договору социального найма не имеется. Он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и с таким письменным заявлением в администрацию не обращался, малоимущим не признан. Кроме этого, он даже не обращался в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения из маневренного фонда. При этом администрация предоставила бы ему такое жилое помещение, как и другим жителям сгоревшего жилого дома, до проведения реконструкции дома. В настоящее время администрацией проводится претензионная работа с подрядчиком. Проект реконструкции жилого дома, который является объектом культурного наследия, находится на экспертизе. Далее, после проведения экспертизы, администрация выйдет с ходатайством в Правительство Калининградской области о выделении денежных средств на реконструкцию дома, и этот вопрос уже согласован. Признание жилого дома, который является объектом культурного наследия, аварийным и подлежащим сносу невозможно в силу закона, в каком бы состоянии он не был. Дополнил, что администрацией принимаются все меры для скорейшей реконструкции спорного жилого дома, который в дальнейшем будет использоваться как многоквартирный жилой дом.

Выслушав объяснения, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, Надзорного производства № /17, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов предоставляются не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания ремонту и реконструкции не подлежат.

Следуя толкованию указанной правовой нормы Конституционным Судом Российской Федерации, предоставление жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 ст. 52 ЖК РФ).

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с частью 2 статьи 49, статьи 52, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе вне очереди.

Таким образом, установление жилищного статуса, фактической нуждаемости гражданина в предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма в случаях утраты им ранее используемого жилого помещения, является обязательным условием для осуществления государственных гарантий в рамках социального найма.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (пункт 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (пункт 3).

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, многоквартирный жилой дом <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Славский городской округ», то есть, отнесен к муниципальному жилищному фонду МО «Славский городской округ». Квартира № в указанном жилом доме, была предоставлена по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года Овчарову В.В., что также подтверждается адресной справкой./л.д.25-26,27-30,62/

27 февраля 2016 года произошло возгорание трехэтажного многоквартирного жилого дома довоенной постройки, расположенного по адресу: <адрес>: выгорела крыша, чердачное перекрытие, три мансардные квартиры. В результате тушения пожара помещения первого и второго этаже были залиты водой./л.д.15-17/

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; -о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; -о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; -о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; -о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; -об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Приказом Службы от 28.03.2011 № 17 «О выявленных объектах культурного наследия» спорный жилой дом принят на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», 1925 год.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением об охране и использованию памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г. N865, снос объектов культурного наследия запрещен, межведомственная комиссия не наделена полномочиями признать многоквартирный жилой дом, относящийся к объектам культурного наследия, аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Технического отчета по результатам обследования состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома по <адрес>, составленного МБУ «Центр капитального строительства» в ДД.ММ.ГГГГ году, обследование проводилось с целью определения состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома после пожара и возможности его дальнейшей эксплуатации. Согласно выводов и рекомендаций, общее состояние основных конструкций стен – ограничено работоспособное; чердачного перекрытия – аварийное, над первым и вторым этажами - недопустимое; кровли – аварийное. МБУ «НЦКС» считает, что для дальнейшей безопасной эксплуатации дома по <адрес> необходимо выполнить следующие работы: восстановить крышу; восстановить чердачное перекрытие; восстановить поврежденный участок перекрытия над третьим этажом; восстановить планировку квартир мансардного этажа: заменить окна и двери в мансардном этаже, включая места общего пользования; выполнить ремонт дымовентиляционных стояков; отремонтировать муниципальный квартиры первого и второго этажей. /л.д.206-216/

ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией МО «Славский городской округ» с одной стороны, и ООО «Мириам» и МБУ «Центр капитального строительства и ремонта» с другой стороны был заключен муниципальный контракт № /2017 на выполнение аварийно-восстановительных работ вышеуказанного жилого дома. Цена контракта <данные изъяты> руб. Срок выполнения работ не более 45 календарных дней. ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Мириам» обращается в администрацию МО «Славский городской округ» и сообщает, что при проведении работ в соответствии с муниципальным контрактом были обнаружены видимые и скрытые дефекты, а также не соответствия ПСД фактическому состоянию объекта, в связи с чем ООО «Мириам» обратилось в ООО «Независимая строительная экспертиза» для проведения инженерного и технического обследования объекта, и просит приостановить работы. /л.д. 35,184-203/

Согласно Отчету № /2017, составленному ДД.ММ.ГГГГ ООО «Независимая строительная экспертиза», состояние конструкций фундаментов многоквартирного дома недопустимое, физический износ конструкций 60%; состояние наружных стен ограниченно работоспособное, физический износ 70%; состояние конструкций лестниц ограниченно работоспособное - недопустимое, физический износ 80%; состояние балконов ограниченно работоспособное - недопустимое, физический износ 75%; массовое разрешение кровли составляет 85%, техническое состояние крыши недопустимое; техническое состояние системы горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления, электрооборудования, конструкции дымоходов недопустимое. Проведение капитального ремонта кровель и крыш здания оценивается как нецелесообразное до проведения работ по восстановлению несущей способности основных несущих конструкций. По итогам сравнительного анализа выявлено, что стоимость проведения капитального ремонта здания выше стоимости строительства вновь возведенного аналога, а также приведения здания в соответствие с требованиями норм. /л.д. 37-51/

ДД.ММ.ГГГГ года на основании Дополнительного соглашения к муниципальному контракту № /2017, указанный контракт расторгнут./л.д.52/

В соответствии с Заключением от ДД.ММ.ГГГГ года № З 04 «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Межведомственная комиссия, с учетом Технического отчета № ПД- от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного Калининградским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - о состоянии строительных конструкций дома, приняла следующее решение в отношении жилого дома № <адрес>: в соответствии с тем, что объект недвижимости включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, п. 34 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года – «Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Техническим отчетом ПД--18, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим Реконструкции./л.д.155-178,181-182/ Заключение межведомственной комиссии заинтересованными лицами не обжаловалось.

Постановлением администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.179/

ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией МО «Славский городской округ»-«муниципальный заказчик» и ООО «Инстройпроект»- «проектировщик», заключен Муниципальный контракт № /2018 года на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной, рабочей документации и благоустройство территории объекта «Приспособление под современное использование здания жилого дома объекта культурного наследия по адресу: <адрес>/л.д.136-154/

Из материалов дела и пояснений истца следует, что Овчаров В.В. обращаясь неоднократно в администрацию МО «Славский городской округ» с заявлениями, просит: то признать его квартиру непригодной для проживания, то предоставить ему, как погорельцу, другое жилое помещение. С аналогичными требованиями, в интересах Овчарова В.В. обращается и прокурор – о предоставлении Овчарову В.В. жилого помещения по договору социального найма.

Вместе с тем, многоквартирный жилой, расположенный в <адрес>, в котором расположена квартира № , предоставленная на основании договора социального найма Овчарову В.В., в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, и на основании Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, аварийным и подлежащим сносу не признан, как и не признана непригодной для проживания и сама квартира № . Вышеуказанный дом является объектом культурного наследия. Оснований считать, что ответчиком – администрацией МО «Славский городской округ» не предпринимаются меры по реконструкции спорного жилого дома, по указанным выше основаниям – нет.

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регулируется положениями ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.88 ЖК РФ, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

Таким образом, истец Овчаров В.В. в настоящее время подлежит обеспечению жилым помещением на время проведения реконструкции жилого дома по договору найма из маневренного фонда, что было и сделано ответчиком, администрацией МО «Славский городской округ». По заявлениям граждан, которые также как и Овчаров В.В. проживали в спорном жилом доме, а именно ФИО2. и членам ее семьи, ФИО3и членам ее семьи, предоставлены жилые помещения маневренного фонда, на период проведения реконструкции многоквартирного жилого дома в <адрес>л.д. 128-135/

Также суд учитывает, что истец Овчаров В.В. малоимущим в установленном законом порядке не признан. На учете, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий не состоит, и с такими заявлениями к ответчику не обращался, как и не обращался с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения из маневренного фонда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой многоквартирный дом <адрес> подлежит проведению реконструкции с целью дальнейшего использования его под жилой дом; порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением реконструкции регулируется положениями статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации; суд полагает, что отсутствуют основания для предоставления Овчарову В.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях прокурора Славского района в интересах Овчарова Вячеслава Вячеславовича о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19 марта 2019 года

Судья -

2-73/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Славского района в интересах Овчарова В.В.
Овчаров Вячеслав Вячеславович
Ответчики
Администрация МО "Славский ГО"
Суд
Славский районный суд Калининградской области
Судья
Радченко И.И.
Дело на сайте суда
slavsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее