Дело № 2а-780/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бутакова О.С.,
при секретаре Валиевой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Дудиной М.В., представителя административного истца Бородулина М.С., административного ответчика Апсалямова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Апсалямова ФИО8
У С Т А Н О В И Л:
Отдел МВД России по Красноармейскому району Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении Апсалямова Р.С. административный надзор в виде запрещения выезда без разрешения органа внутренних дел за пределы территории, являющейся место жительства или пребывания, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 21-00 часа до 06-00 ежедневно, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, обязательной явки в отдел МВД России по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц, запрещения пребывания в дошкольных и школьных учреждениях, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.
В обоснование административного иска указано, что Апсалямов Р.С. осужден Челябинским областным судом 07 июля 2011 года по п. <данные изъяты> УК РФ на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 2 года. 19 марта 2021 года Апсалямов Р.С. освобожден по отбытии наказания, прибыл в с. Таукаево, поставлен на профилактический учет ОУУП и ПНД. В настоящее время Апсалямов Р.С. проживает по адресу: <адрес>1, официально не трудоустроен, проживает на случайный заработки. Состоит на учете в филиале ФКУ УИИ ГУФСИН России по <адрес>.
Представитель заявителя ОМВД по Красноармейскому району Челябинской области Бородулин М.С. поддержал заявление в полном объеме.
Административный ответчик Апсалямов Р.С. в судебном заседании с заявлением отдела полиции согласился частично, указал, что настоящий иск заявлен преждевременно, поскольку он еще не отбыл ограничение свободы.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление является законным и обоснованным, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не является уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, усиливающим наказание или иным образом ухудшающим положение лица, поскольку из смысла статьи второй этого же закона следует, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В п. 1 ч. 2 ст. 3 указанного выше Федерального закона закреплено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, Апсалямов Р.С. осужден Челябинским областным судом 07 июля 2011 года за совершение преступлений, предусмотренных п. <данные изъяты> УК РФ на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 2 года с возложением ограничений не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять места жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, обязать осужденного являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, 4 раза в месяц для регистрации (л.д. 7-25).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии п. «д» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Поскольку Апсалямов Р.С. имеет неснятую и непогашенную судимость по приговору Челябинского областного суда от 07 июля 2011 года за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, следовательно, срок погашения судимости у Апсалямова Р.С. составляет восемь лет после отбытия наказания. Учитывая, что Апсалямов Р.С. освобожден 19 марта 2021 года, суд устанавливает административный надзор за Апсалямовым Р.С. на срок до 19 марта 2029 года.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
По сведениям филиала по Красноармейскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Челябинской области Апсалямов Р.С., осужденный по приговору Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года к 2 годам ограничения свободы, поставлен на учет 23 апреля 2021 года.
Поскольку в настоящее время наказание осужденным Апсалямовым Р.С. в виде ограничения свободы не отбыто, срок административного надзора следует исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», одновременно с принятием решения об установлении административного надзора могут устанавливаться административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с подп. 1, 2 ч. 2 вышеуказанной статьи, обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
При этом выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).
Из характеристики, составленной УУП ОУУП и ПНД Вахниным В.М., усматривается, что Апсалямов Р.С. фактически проживает в <адрес>1 с матерью, занимается разведением подсобного хозяйства, официально не трудоустроен, проживает на случайные заработки. Привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных п<данные изъяты> УК РФ, к административной ответственности не привлекался. Со слов соседей характеризуется удовлетворительно, спиртными напитками не злоупотребляет, жалоб от жителей <адрес> на него не поступало.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенных Апсалямовым Р.С. преступлений, необходимости обеспечения предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает возможным установить Апсалямову Р.С. испрашиваемые административным истцом административные ограничения.
Доводы административного ответчика о том, что данный иск заявлен преждевременно, отклоняются судом как несостоятельные.
В соответствии с п. 8 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничения свободы.
Поскольку п. 6 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального Закона не установлен ограничительный срок для обращения органа внутренних дел с административным исковым заявлением в суд об установлении административного надзора, а установлен лишь срок, не позднее которого может быть подано такое заявление, в связи с чем, оснований полагать, что настоящий иск заявлен преждевременно, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск отдела МВД России по Красноармейскому району Челябинской области удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Апсалямова ФИО9, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ с установлением следующих ограничений:
- запрещение выезда без разрешения органа внутренних дел за пределы территории, являющейся место жительства или пребывания, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 21-00 часа до 09-00 ежедневно, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
- обязательная явки в отдел МВД России по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц;
- запрещение пребывания в дошкольных и школьных учреждениях;
- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.
Срок административного надзора в отношении Апсалямова ФИО10 исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2021 года
Судья О.С. Бутакова