Решение по делу № 33-3516/2023 от 17.04.2023

В окончательной форме изготовлено 07.06.2023

Судья Ивахненко Л.А.                                                                             Дело № 33-3516/2023

УИД 76RS0024-01-2022-000464-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Малахова В.А.

судей Брюквиной С.В., Горохова С.Ю.

    при секретаре Хлестковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 29 мая 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Морозова Антона Анатольевича на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 20 января 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Морозова Антона Анатольевича, ..., к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (ИНН 7604196221, ОГРН 1117604000425), Следственному комитету Российской Федерации ИНН 7701903677, ОГРН 1117746016079), УФК по Ярославской области (ИНН 7604032150, ОГРН 1027600685320), Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., судебная коллегия

установила:

Морозов А.А. обратился в суд с административным иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, содержащегося в протоколе № 8-2021 от 10.11.2021, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и списках таких лиц в соответствии с решением № 14 от 14.09.2015, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.

В обоснование административных исковых требований указал, что 14.09.2015 на основании протокола № 14 заседания жилищной комиссии следственного управления СК России по Ярославской области и заявления от 03.09.2015 истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. 08.10.2021 Морозов А.А. уволен с должности руководителя следственного отдела с должности ... на основании приказа СК России от 08.10.2021 № 674-кт по сокращению штата работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с одновременным выходом на пенсию по выслуге лет. В соответствии с приказом от 08.10.2021 № 313-к общий стаж трудовой деятельности истца на должностях прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации по состоянию на 08.10.2021 составил 22 года 13 дней. На основании протокола № 8-2021 от 10.11.2021 заседания жилищной комиссии следственного управления СК России по Ярославской области Морозов А.А. снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением и исключен из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы на основании п.п. «г» п. 7 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145, то есть в связи с увольнением из органов Следственного комитета Российской Федерации, что и послужило основанием для принятия указанного решения. Полагает принятое ответчиком решение незаконным и необоснованным, поскольку увольнение сотрудника со службы в следственных органах по сокращению штата работников с правом на пенсию основанием для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением не является, решение принято органом, не уполномоченным на принятие таких решений.

На основании определения от 27.05.2022 суд перешел к рассмотрению иска в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 101).

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Следственный комитет Российской Федерации, УФК по Ярославской области, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц Управление Росреестра по Ярославской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым истец не согласился, подав на решение суда апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

О времени и месте судебного заседания участвующие в деле извещены надлежащим образом. Соответствующая информация также размещена на сайте Ярославского областного суда 21.04.2023.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, заслушав Морозова А.А., его представителя по ордеру адвоката Каменщикову Т.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя следственного управления Следственного комитета Росийской Федерации по Ярсолавской области, Следственного комитета Росийской Федерации по доверенностям Ворошилова А.Ю., судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда и удовлетворению не подлежит.

По делу установлено, что Морозов А.А., находясь с 15.01.2011 в должности ..., обратился 03.09.2015 в жилищную комиссию следственного управления СК РФ по Ярославской области с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением (л.д. 51).

Решением жилищной комиссии СУ по ЯО от 14.09.2015 постановлено поставить Морозова А.А. на учет, как нуждающегося в обеспечении жилым помещением по месту прохождения службы, предоставить компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения (л.д. 67).

Решением жилищной комиссии СУ по ЯО от 13.10.2016 Морозову А.А. предоставлено служебное жилое помещение по договору найма, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 64-65).

14.10.2016 между СУ СК РФ по Ярославской области и Морозовым А.А. заключен договор найма служебного жилого помещения № 233/125 по адресу: <адрес> (л.д. 58-59).

В указанном жилом помещении истец проживает с членами семьи Морозовой К.В., Каштановой А.В., Морозовым Т.А. по настоящее время.

До 14.10.2016 Морозову А.А. производилась компенсация расходов по коммерческому найму жилья по адресу: <адрес>.

15.01.2021 Морозов А.А. назначен на должность руководителя следственного отдела <данные изъяты> сроком на 5 лет.

08.10.2021 Морозов А.А. освобожден от указанной замещаемой должности и уволен из СК РФ по сокращению штата работников в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Решением жилищной комиссии СУ СК РФ по ЯО от 10.11.2021 Морозов А.А. снят с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключен из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы.

03.10.2021 истец обратился с заявлением в СК России о предоставлении указанного служебного жилого помещения в собственность по основаниям п. 6. Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, как лицу, ранее поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Заявлением от 29.03.2022 истец Морозов А.А. просил жилищную комиссию СК РФ принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии (обеспечении жилым помещением) в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность составом семьи 4 человека согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 14.09.2015, включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий (обеспечении жилым помещением) в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность датой принятия на учет согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (с 14.09.2015).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания протокола от 14.09.2015 № 14, при его буквальном толковании с совокупностью представленных истцом документов,           Морозов А.А. был поставлен на учет для обеспечения служебным жилым помещением, поскольку он имел в собственности жилое помещение, но не на территории г.Ярославля. За период службы истец и члены его семьи были обеспечены служебным жилым помещением в соответствии с основанием постановки на соответствующий учет.

Судом проанализированы материалы личного дела истца Морозова А.А., в том числе документы, которые прилагались в 2015 г. истцом при предъявлении им заявления о постановке на учет, из которых суд сделал вывод, что с 08.09.2010 по настоящее время Морозов А.А. имеет в собственности 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>. У истца отсутствовали на 14.09.2015 жилые помещения, находящиеся в собственности либо по основаниям социального найма, по месту прохождения службы - в г. Ярославле. Решением жилищной комиссии постановлено поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по месту прохождения службы, а также предоставить ему компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения.

С выводом суда первой инстанции об отказе в иске, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается.

На момент обращения Морозова А.А. с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением (03.09.2015) частью 22 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", в редакции закона, действовавшего до 31.12.2017, было определено, что обеспечение сотрудника Следственного комитета жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.

Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ статья 35.1 Федерального закона N 403 дополнена, в том числе, частями 1 и 30, в соответствии с которыми обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.

Приказом Следственного комитета России 10.07.2018 N 70 был утвержден Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность (далее - Порядок), который действовал до 09.12.2020 в связи с принятием Приказом Следственного комитета России от 09.12.2020 N 132 Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета и об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность".

Согласно пункту 2 названного Порядка, сотрудник принимался на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность по решению жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - жилищная комиссия Следственного комитета) по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 35.1 Федерального закона N 403-ФЗ, после представления документов, необходимых для признания сотрудника нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что сотрудник Следственного комитета России вправе ставить вопрос о получении единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность по решению жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации на основании соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3 право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2-6 части 2 статьи 30 и статьи 30.2 настоящего Федерального закона.

Порядок принятия и снятия с учета сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы регламентируются Порядком принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденным приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145.

Согласно подпункту «г» пункта 7 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145 «Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы» сотрудник снимается с учета на основании решения жилищной комиссии по месту службы в случае увольнения сотрудника со службы в Следственном комитете.

Судом верно указано, что сам непосредственно Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденным приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации, как специальный локальный нормативный акт, утвержден лишь 20.12.2019, следовательно, при постановке истца на учет в 2015 г. необходимо было руководствоваться исключительно нормами ЖК РФ и ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

Согласно п. 6 Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Приказом СК России от 30.09.2011 N 143, нуждающимся в получении жилого помещения и улучшении жилищных условий признается сотрудник СК России:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи ниже учетной нормы, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в общежитии;

ж) проживающий в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

з) имеющий иные льготы на обеспечение дополнительной жилой площадью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в Положении о жилищной комиссии в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, утвержденном приказом руководителя СУ от 15.11.2011 № 233.

Решением жилищной комиссии следственного управления по Ярославской области от 14.09.2015 (Протокол № 14) установлено, что от истца поступило заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, а также заявление о предоставлении компенсации расходов, связанных с наймом жилого помещения. Вместе с тем, в протоколе не содержится сведений о том, что Морозов А.А. является нуждающимся в обеспечении жилым помещением по мотиву того, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи ниже учетной нормы, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации. Такие сведения жилищной комиссии Морозовым А.А. не предоставлялись, предметом обсуждения жилищной комиссии не являлись.

Решение жилищной комиссии следственного управления однозначно свидетельствует о том, что истец был поставлен на учет, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением по месту прохождения службы, то есть в предоставлении служебного жилья.

Вопреки доводам жалобы судебная коллегия не находит оснований для иного вывода по материалам настоящего дела.

То обстоятельство, что Морозов А.А. не был своевременно снят с жилищного учета на получение служебного жилья, само по себе не свидетельствует о том, что он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и про этим основаниям продолжал находиться на учете.

Ссылка в жалобе на то, что истец был отмечен в списках лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и не включен в список лиц, состоящих на учете сотрудников, не имеющих жилья по месту службы, основанием к отмене решения суда не является. Совокупность представленных по делу доказательств свидетельствует о том, что апеллянт был признан нуждающимся в предоставлении жилья по месту службы.

Довод жалобы о том, что до 2018 года раздельного учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и нуждающихся в служебном жилье не велось, ссылка на показания свидетеля ФИО1 также не влекут отмену решения. Наличие единого учета не влечет у всех включенных в список одинакового права на улучшение жилищных условий.

Обжалуемое решение жилищной комиссии СУ СК РФ по Ярославской области, содержащееся в протоколе № 8-2021 от 10.11.2021, Порядку принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденному приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145, не противоречит, и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, к чему оснований судебная коллегия не находит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 20 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозова Антона Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3516/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов АА
Ответчики
Следственный комитет РФ
УФК по ЯО
Мин-во финансов РФ
СУ СК РФ по ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Брюквина Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
17.04.2023Передача дела судье
29.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее