Дело № 2-338/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 27 июня 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Базаровой Татьяны Анатольевны к Кривошеину Николаю Валерьевичу о возложении обязанности не чинить препятствий по постановке земельного участка на кадастровый учет и утверждении смежной границы земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Базарова Т.А. обратилась в суд с иском к Кривошеину Н.В. о возложении обязанности не чинить препятствия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и об утверждении смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами № и №. В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. При уточнении границ принадлежащего истцу земельного участка кадастровым инженером ИП Волокитиным С.В. был направлен Кривошеину Н.В. акт согласования местоположения границ земельного участка от точки н9 до точки н17 с земельным участком с кадастровым номером №, на что было получено возражение от 25.03.2018, в котором ответчик указал, что земельный участок ответчика не граничит с земельным участком истца, а также обратил внимание, что точки от н2 до н5 и от н13 до н15 ошибочны и нарушают законодательство, так как расположены под многоквартирным домом.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Ответчик извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Кривошеина А.А., являющаяся представителем ответчика на основании доверенности от 08.10.2014 и третьим лицом исковые требования не признала. Возражая против удовлетворения исковых требований со ссылкой на положения ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» указала, что земельный участок в точках н2-н5 и н13-н15 расположен под многоквартирным домом, в связи с чем, Кривошеин Н.В. не вправе согласовывать границы в указанных точках.
Заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица Кривошеину А.А., свидетеля Б.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что Базарова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.12.2008 (1/2 доли в праве) и договора дарения от 23.01.2016 (1/2 доли в праве).
Первоначально указанный земельный участок был предоставлен отцу истца Б.А. на праве пожизненного наследуемого владения от 24.11.1992, что подтверждается свидетельством №. При этом, площадь земельного участка составляла <данные изъяты> кв.м. Постановлением администрации СП «Визинга» от 10.07.2007 № площадь земельного участка была уменьшена до <данные изъяты> кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.11.1992, его граница в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Кривошеин Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения землей от 24.11.1992 №, выданного Администрацией Визингского сельсовета.
Граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
По смыслу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельных участков является одним из индивидуализирующих признаков земельного участка.
В силу п. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка) определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ, в ходе которых определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Согласно п. 8, 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Порядок согласования местоположения границ земельного участка урегулирован ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которой предусмотрено обязательное согласование местоположения земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности; на праве пожизненного наследуемого владения; на праве постоянного (бессрочного) пользования; на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Как следует из ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером ИП Волокитиным С.В., общая площадь земельного участка с кадастровым номером № составила <данные изъяты> кв.м. Указанный земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером № по точкам н9-н10-н11-н12-н13-н14-н15-н16-н17.
Смежество указанных земельных участков также подтверждается материалами инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках с. Визинга Сысольского района. Так, согласно техническому отчету, выполненному ОАО «Кировводпроект» в 2002 году, земельные участки истца и ответчика являются смежными, каких-либо проездов, проходов и иных территорий, не принадлежащих сторонам не имеется.
В судебном заседании свидетель Б.Н. суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № находился в пользовании её и супруга с 1982 года. Смежным земельным участком являлся земельный участок, принадлежащий жильцам квартиры <адрес>, а именно, Кривошеиным. Указанные земельные участки разделял забор, который существует более 15 лет. Непосредственно за забором расположены плодовые кустарники, принадлежащие ответчику.
Из межевого плана на земельный участок с кадастровым номером № также следует, что его границы в точках н11-н12, н15-н16, н16-н17 установлены по забору.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что указанные земельные участки не являются смежными опровергаются вышеизложенными доказательствами.
Согласно заявлению Кривошеина Н.В. от 25.03.2015 смежные границы земельного участка им не согласованы по тем основаниям, что точки н2-н5 и н13-н15 ошибочны и грубо нарушают законодательство РФ, так как расположены под многоквартирным домом.
Между тем, возражения представителя ответчика относительно местоположения границ земельного участка по точкам н2 и н5 суд не может принять во внимание, так как в указанных точках земельные участки истца и ответчика не граничат, и истец исковые требования в части согласования местоположения границ в указанных координатах не заявляет.
Не может суд согласиться и с доводами представителя ответчика о нарушении его прав тем обстоятельством, что земельный участок от точки н13 до точки н15 находится под многоквартирным домом по следующим основаниям.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный жилом дом, расположенный по адресу: <адрес>, этот жилой дом представляет собой одноэтажное деревянное здание, состоящее из трех квартир, имеющих самостоятельные входы; имеет общий фундамент, кровлю, смежные стены и фактически является сблокированным жилым домом.
Истец является собственником квартиры №, а ответчик и третье лицо – собственниками квартиры № указанного жилого дома. Квартира № находится в муниципальной собственности.
Границы смежного земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, а фактически - в пользовании жильцов квартиры <адрес> согласованы, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
Соответственно, в пользовании жильцов каждой из квартир указанного жилого дома имеется самостоятельный, прилегающий к жилому дому земельный участок.
Из межевого плана на земельный участок с кадастровым номером № следует, что в точках н13-н14 граница земельного участка проходит по стене строения, а в точках н14-н15 - по зданию.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства
Статей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении, которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5).
По смыслу приведенной нормы земельный участок под многоквартирным домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. Между тем, доказательств формирования такого земельного участка суду не представлено.
Вместе с тем, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Пунктом 9.1 ст. 3 названного Федерального закона предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
По смыслу приведенного правового регулирования права на землю, возникшие до введения в действие Земельного кодекса РФ сохраняются. При этом, следует учитывать, что нормы Земельного кодекса РФ были введены в действие ранее Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Земельный участок, расположенный в границах точек н2-н3-н4-н13-н14-н15 занят только квартирой истца, а потому установление границ земельного участка в указанных характерных точках прав и законных интересов ответчика, третьего лица и иных лиц не нарушает.
Кроме того, точки н13-н14-н15 являются лишь координатами, обозначающими разделение с земельным участком ответчика, в связи с чем, возражения ответчика применительно к данному судебному спору являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что установленные межевым планом границы земельного участка с кадастровым номером № в точках н9-н10-н11-н12-13-н14-н15-н16-н17 не соответствуют фактическому местоположению земельного участка ответчиком не представлено, указанные в межевом плане координаты этих точек не опровергнуты.
Поскольку межевой план земельного участка истца выполнен на основании правоустанавливающих документов и имевшихся картографических материалов, суд считает, что границы земельного участка с кадастровыми номерами № № по указанным выше точкам являются фактически сложившимися, существующими на местности более 15 лет, и подлежат установлению в зафиксированных в межевом плане координатах.
Таким образом, исковые требования Базаровой Т.А. к Кривошеину Н.В. в части установления границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № в точках н9 – н17 подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности не чинить препятствия в осуществлении кадастрового учета земельного участка ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п.2 ст. 43).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости (п. 4 ст. 43).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии (п. 5 ст. 43 ФЗ).
Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке (п.п. 2 п. 6 ст. 43).
Из приведенных положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ во взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ следует, что внесение изменений в сведения кадастрового учета в случае уточнения местоположения границ земельного участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и при условии согласования границ земельного участка со всеми смежными землепользователями, а при наличии спора о границах такого земельного участка основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учета будет являться вступивший в законную силу судебный акт, которым данный спор разрешен.
Поскольку отказ ответчика в согласовании смежных границ земельного участка обусловлен защитой собственных прав и законных интересов, фактически ответчик каких-либо препятствий истцу в подаче заявления об осуществлении кадастрового учета не чинит, а также с учетом того, что спор о границах разрешен в судебном порядке и вступившее в законную силу судебное решение является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета земельного участка, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанностей не чинить препятствия по постановке на государственный учет земельного участка с кадастровым номером № не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом за подачу иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., соответственно, данные расходы подлежат возмещению за счет ответчика.
Учитывая изложенное выше, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Базаровой Татьяны Анатольевны к Кривошеину Николаю Валерьевичу о возложении обязанности не чинить препятствий по постановке земельного участка на кадастровый учет и утверждении смежной границы земельных участков удовлетворить частично.
Установить границу земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, смежного с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, по точкам н9 – н17 в следующих координатах:
н9 – Х561572.20, Y4402914.99;
н10 – Х561571.38, Y4402914.69;
н11 – Х561566.86, Y4402912.02;
н12 – Х561559.83, Y4402908.84;
н13 – Х561556.47, Y4402906.80;
н14 – Х561556.05, Y4402907.50;
н15 – Х561548.65, Y4402903.01;
н16 – Х561537.87, Y4402897.40;
н17 – Х561533.91, Y4402894.75;
В остальной части исковые требования Базаровой Татьяны Анатольевны к Кривошеину Николаю Валерьевичу оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кривошеина Николая Валерьевича в пользу Базаровой Татьяны Анатольевны судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья - Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 02.07.2018.