Дело № 2-486/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2019 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Забродиной Е.В., при секретаре Мерлиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к открытому акционерному обществу «Олонецлес» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» хх.хх.хх г. было установлено, что в квартале .... участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора на площади 0,043 га (430 кв.м), со средней толщиной слоя мусора 0,2 м, объемом мусора - 86 куб.м. В соответствии с договором аренды лесного участка от хх.хх.хх г. №-з, в редакции дополнительных соглашений от хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. указанный лесной участок, на котором расположена несанкционированная свалка находится в аренде у ответчика.
По данному факту хх.хх.хх г. в ОМВД России по .... за № зарегистрировано заявление о привлечении к ответственности виновных лиц от хх.хх.хх г. №. По результатам проверки вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ.
По условиям договора аренды ОАО «Олонецлес» обязано не допускать нарушения установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также обязано соблюдать требования правил санитарной безопасности в лесах РФ. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, в том числе принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) отходов производства и потребления в пределах лесного участка.
хх.хх.хх г. в адрес ОАО «Олонецлес» направлена претензия за № о добровольном устранении в 30-дневный срок указанной несанкционированной свалки. В соответствии с актом осмотра от хх.хх.хх г. №, указанная свалка ответчиком не ликвидировала.
По изложенным основаниям истец просит обязать ОАО «Олонецлес» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную на землях лесного фонда в квартале .... участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,043 га (430 кв.м), со средней толщиной мусора 0,2 м, объемом мусора - 86 куб.м, установив срок исполнения тридцать календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Шкалоберда С.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Афанасьев Д.С., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, просил в удовлетворении иска отказать. Представил отзыв на исковое заявление. Указал, что в соответствии с действующим законодательством, уборка свалок бытовых отходов, не связанных с деятельностью арендатора лесного участка, не входит в обязанности арендатора. В связи с изменениями в законодательстве, к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии РК, более не относится организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. Факты оставления населением бытового мусора вне установленных для этих целей мест свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих полномочий и функций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы проверки КУСП №, предоставленные ОМВД России по ...., пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по выявлению нарушений лесного законодательства в квартале .... участкового лесничества была обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на площади 0,043 га (430 кв.м), средней толщиной слоя мусора 0,2 м, объемом 86 куб.м, что подтверждается актом осмотра от хх.хх.хх г. №, составленным государственными инспекторами .... участкового лесничества ФИО1, ФИО2, ФИО3
В отделе МВД России по .... хх.хх.хх г. за № зарегистрировано заявление ГКУ РК «Олонецкое лесничество» об установлении лиц виновных в совершении лесонарушения выявленного хх.хх.хх г. (несанкционированная свалка) и привлечении их к ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ. Из ответа начальника полиции ФИО4 следует, что по результатам проведения проверки по материалу, зарегистрированному хх.хх.хх г. в КУСП за № вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ.
Арендатором лесного участка, на котором обнаружена свалка, на основании договора аренды от хх.хх.хх г. №-з, заключенного с Министерством по природопользованию и экологии РК на срок 25 лет, является ОАО «Олонецлес».
Конституцией РФ в ст. ст. 41, 42, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно ч.ч.2,3 ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах по проведению лесопатологических обследований, предупреждению распространения вредных организмов, иных мер санитарной безопасности в лесах осуществляется в соответствии с планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 14 указанных Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В силу ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В п. хх.хх.хх г. договора аренды от хх.хх.хх г. №-з установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, в т.ч. принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) отходов производства и потребления в пределах лесного участка.
Положения раздела 4.5 Проекта освоения лесов к санитарно-оздоровительным мероприятиям относят очистку лесов от захламления, загрязнения. Основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является загрязнение лесов строительными, древесными, промышленными и иными отходами (абз. 4, 16, 17).
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как нормативными актами, так и договором, Проектом освоения лесов.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, принимая во внимание положения ст.ст. 60.12, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ, требования п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» поскольку несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ОАО «Олонецлес» иск о ликвидации свалки к названному ответчику подлежит удовлетворению, поскольку при заключении договора аренды лесного участка мероприятия по защите лесов, в том числе по очистке лесов от загрязнения и захламления возложены на арендатора лесного участка, который несет ответственность за состояние арендуемой территории.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды (ст. 51).
Издержки на восстановление окружающей среды должны нести субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, и использующие леса. Законодатель обязывает юридических и физических лиц обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды и проводить мероприятия по восстановлению природной среды. Обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена специальными нормами права, регулирующими правоотношения по использованию лесов.
Доводы представителей ответчика о том, что ОАО «Олонецлес» не несет ответственность за уборку свалки бытовых отходов основаны на неверном толковании норм права, иной оценке представленных суду доказательств.
Позиция ответчика о том, что факты оставления населением бытового мусора вне установленных для этих целей мест свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих полномочий и функций органами государственной власти и органами местного самоуправления, не может быть принята во внимание.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ в области лесных отношений полномочия органов местного самоуправления сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Доказательств того, что обнаруженная свалка бытовых отходов образовалась вследствие неисполнения администрацией района этих полномочий суду не представлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, объема подлежащих проведению работ по ликвидации свалки, требований разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - тридцать календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ОАО «Олонецлес» в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 0,043 ░░ (430 ░░.░.), ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 0,2 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░ - 86 ░░░.░. ░ ░░░░░░░ 30 (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░