Решение от 30.01.2019 по делу № 2а-573/2019 от 20.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года      г. Иркутск    

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Данзановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-573/2019 по административному исковому заявлению Ковалевой Н.Н. к администрации Голоустненского муниципального образования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Ковалева Н.Н. обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к администрации Голоустненского муниципального образования, в котором просит:

признать незаконным отказ Администрации Голоустненского муниципального образования, содержащийся в уведомлении от **/**/****, в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (2 этажа, площадью 20*12 кв.м.) на земельном участке, расположенном по адресу: ...., -а, кадастровый .

возложить на Администрацию Голоустненского муниципального образования обязанность по рассмотрению заявления Ковалевой Н.Н. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (2 этажа, площадью 20*12 кв.м.) на земельном участке, расположенном по адресу: ...., -а, кадастровый .

В обоснование заявленных требований указав, что **/**/**** Ковалевой Н.Н. был приобретен в собственность на основании Договора купли-продажи земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ...., -а, кадастровый (далее - Участок). Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно градостроительного плана Участок относится к категории «земли населенных пунктов», расположен в территориальной зоне ЖЗ-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, основной вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.

Руководствуясь положениями ст.51 ГРК РФ, **/**/**** Ковалева Н.Н. обратилась в Администрацию Голоустненского муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (2 этажа, площадью 20*12 кв.м.) на указанном ранее Участке.

В ответ на указанное выше заявление Администрация Голоустненского муниципального образования направила уведомление от **/**/****, содержащее отказ в выдаче разрешения на строительство. В качестве мотивировки отказа Администрация ссылалась на то, что .... входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории и в соответствии с абз.21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от **/**/**** , строительство индивидуальных жилых домов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории запрещено.

Административный истец полагает, что отказ Администрации Голоустненского муниципального образования в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в уведомлении от **/**/****, является незаконным и нарушает права и законные интересы Ковалевой Н.Н., поскольку возведение индивидуального жилого дома является по функциональному назначению жизнеобеспечивающим объектом.

В судебное заседание административный истец Ковалева Н.Н., его представитель Новикевич Д.В. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель административного ответчика Администрации Голоустненского муниципального образования в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующего.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Ковалевой Н.Н. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ....-а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: дл строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН.

**/**/**** Коновалова Н.Н. обратилась в администрацию Голоустненкого МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном: ....-а.

По результатам рассмотрения указанного заявления, администрацией Голоустненского муниципального образования **/**/**** был подготовлен ответ за , в котором Администрация, ссылаясь на Федеральный закон от **/**/**** № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», отказала Коноваловой Н.Н. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, указав на то, что законом предусмотрен прямой запрет на строительство объектов индивидуального жилищного строительства в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Не согласившись с данным отказом администрации Голоустного муниципального образования в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, Ковалева Н.Н. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования истца, суд полагает, что оснований для их удовлетворения не имеется в связи со следующим.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (в редакции РФ от **/**/**** N 190-ФЗ, действовавшей на момент возникновения правоотношений).

В силу ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии с п. 4 ч.5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничиваются в обороте.

Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, в соответствии с ч.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона).

Федеральным законом от **/**/**** № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** -р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.

Также распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/**** -р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Территория .... относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** , в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории, ст. 5 Федерального закона "Об охране озера Байкал" установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Из анализа указанных выше правовых норм суд приходит к выводу о наличии предусмотренного законодательством запрета строительства в центральной экологической зоне Байкальской природной территории зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, вместе с тем, на иных земельных участках, входящих в границы населенных пунктов, находящихся в этой экологической зоне, в целях развития территорий этих населенных пунктов, создания условий для развития зон туристско-рекреационного типа, создания и развития систем жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, действующим законодательством не запрещено развитие этих территорий путем строительства жилых и нежилых объектов в соответствии с утвержденными генеральными планами и правилами землепользования и застройки этих населенных пунктом при условии соблюдения застройщиками природоохранного законодательства и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении таких объектов.

При указанных выше обстоятельствах целевое использование данного земельного участка, установленного в его правоустанавливающих документах, юридического значения не имеет, поскольку действующим законодательством строительство, в том числе и жилищное, на данном земельном участке запрещено.

Из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок административного истца расположенный по адресу: ....-а, расположен в территориальной зоне ЖЗ-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, находится в водоохранной зоне озера Байкал, а также в центральной экономической зоне Байкальской природной территории, а следовательно, в соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** , строительство любых объектов на данном земельном участке с кадастровым номером запрещено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту в судебном заседании не установлен, как и не установлен факт нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым отказом, исходя из того, что с **/**/**** строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует получения разрешения на строительство (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 ГрК РФ; ст. 17 Закона от **/**/**** № 340-ФЗ).

Поскольку для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, а в судебном заседании несоответствие оспариваемого отказа нормативным правовым актам не установлено, как и не установлено факта нарушения прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения в рамках рассмотрения настоящего административного дела требований Ковалевой Н.Н. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома органа местного самоуправления администрации Голоустненского муниципального образования и обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2а-573/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалева Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация Голоустненского МО
Другие
Управление Росприроднадзора
Служба по охране природы и оз.Байкал
Новикевич Дарья Вячеславовна
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Борзина К.Н.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация административного искового заявления
20.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.12.2018Предварительное судебное заседание
30.01.2019Предварительное судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.03.2020Предварительное судебное заседание
31.03.2020Предварительное судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее