Дело № 2-3547/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2016 года город Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Витюковой Л.А., при секретаре Кужашевой И.Ф., с участием истца Серебряковой И.А., представителя ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Латаевой В.В., представителя ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Кузнецовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Оренбургского районного суда Оренбургской области гражданское дело по иску Серебряковой И.А. к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, администрации МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об обязании восстановить семью в прежней очереди и выделении денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истецобратилась в суд с иском к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, администрации МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об обязании восстановить семью в прежней очереди и выделении денежных средств, и просила суд:
Время с момента наступления совершеннолетия ее сына по настоящее, считать упущенным,
Очередь на получение субсидии на приобретение отдельного жилья по программе «ребенок-инвалид» считать действительной,
обязать Администрацию муниципального образования Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области восстановить семью в прежней очереди как семью, имеющую инвалида,
обязать Администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области восстановить ее семью в общерайонном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий,
обязать министерство социального развития Оренбургской области выделить денежные средства на приобретение отдельного жилья ее семье, имеющей инвалида, на основании Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-!У-03, вследствие наступления очередности.
В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на то, что постоянно проживает в селе Подгородняя Покровка Оренбургского района Оренбургской области, пер. Учебный, <адрес> комната 201, с 1995 года. В 1995 году зарегистрировала брак с ФИО1. Получила комнату в студенческом общежитии, так как работала лаборантом в Оренбургском аграрном колледже. В 1996 году родился сын ФИО1, который в 1998 году тяжело заболел. В 2002 году сын признан инвалидом. Комната, в которой проживает истец, без удобств, площадью 36 кв.м, сан.узел и холодная вода находятся на этаже, горячей воды нет, ванны нет. В 2008 году написала заявление на получение муниципального жилья по социальному найму, на получение вторичного жилья по программе «Молодая семья». В 2008 году получила право на получение в порядке очередности субсидии на приобретение жилья по Закону от ДД.ММ.ГГГГ №-!У-03. Ежегодно обращалась в управление соцзащиты с обновленными документами по вопросу получения субсидии. В 2014 году получила уведомление о снятии с очереди по программе «Молодая семья» по достижении возраста. В 2015 году родилась дочь ФИО2. В сентябре 2016 года сын ФИО1 был снят с очереди на получение субсидии, после обращения истца за получением субсидии. Поскольку ее сын был снят с очереди на получение субсидии несвоевременно, так как 18 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, считает время до достижения им совершеннолетия по сентябрь 2016 году не упущенным. Истец считает, что ее права нарушены по вышеуказанным основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области не явился, надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание Серебряков С.С. не явился, надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Латаева В.В., действующая на основании доверенности, иск не признал, указав, что является не надлежащим ответчиком по делу, истцом избран не надлежащий способ защиты нарушенного права.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Кузнецова Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержал основания и доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, пояснила, что Серебряков С.С. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как за ним закреплена доля в жилом помещении, из искового заявления не понятно, какие выплаты, по какому основанию просит произвести истец. Субвенции выделяются администрации МО Оренбургский район Оренбургской области для приобретения жилья для предоставления жилых помещений по договору социального найма. Оснований для удовлетворения иска нет.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатноили за доступную платуиз государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вместе с тем статья 40Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам,не регламентирует порядок предоставления жилых помещений.Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласност. 1 ЖК РФграждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе: определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев установленных Законом.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, - которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу ст. 57 ЖК РФ, Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 2 Закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» от 29.12.2007 года № 1853/389-!У-ОЗ, органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вставших на учет после 1 января 2005 года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе: инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Судом установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на состав семьи 2 человека: она и ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истцом была предоставлена справка серии МСЭ-2006 №, подтверждающая, что ФИО1 является ребенком-инвалидом.
Решением заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана участником программы и присвоен порядковый очередной номер в списках участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы».
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О постановке на учет по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» семья Серебряковой И.А. включена в список молодых семей-участников программы ««Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» по муниципальному образованию Оренбургский район.
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О снятии с учета молодых семей в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» по муниципальному образованию Оренбургский район семья Серебряковой И.А. снята с учета по МО Оренбургский район в связи с превышением 35-летнего возраста.
Данное постановление истцом не оспаривалось.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Серебрякова И.А. с членами своей семьи в соответствии с действующим на тот момент законодательством (2008 год) была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет, как в общую очередь, так и с учетом льгот, предоставляемых семье, имеющей ребенка-инвалида, включена в список очередников.
В соответствии со статьей 55Жилищного Кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56Жилищного Кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
Справкой серии МСЭ-2014 № подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы с детства. Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достиг 18-ти летнего возраста.
Таким образом, в настоящее время член семьи Серебряковой И.А. – ФИО1 - достиг совершеннолетия, вследствие чего семья утратила статус семьи, имеющей ребенка-инвалида. Статус ФИО1 изменился и звучит как «инвалид с детства».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В силу ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению СД МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» норма составляет 10 кв.м на одного человека.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 является собственником 1/3 доли жилого помещения – трехкомнатной квартиры площадью 64,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО1 снят с учета и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с превышением учетной нормы жилья.
Данное постановление не оспаривалось.
Согласност.56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В силуст. 196 ГПК РФсуд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как истец не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как семья, имеющая ребенка-инвалида, основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в силу требований положений ст. 51 ЖК РФ, так же отсутствуют. Между тем данные отношения являются длящимися, что не исключает возможность истца реализации своего права с учетом требований ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Серебряковой И.А. к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, администрации МО Подгородне-Покровский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об обязании восстановить семью в прежней очереди и выделении денежных средств, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение тридцати дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.А. Витюкова
Мотивированное решение будет изготовлено 12.12.2016 года.