Дело № 2-1208/2024
...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Апшеронск 14 августа 2024 г.
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Наумова Р.А.,
при помощнике Кнышове С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Агентство социального благополучия населения» к Фоминой Галине Николаевне о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Агентство социального благополучия населения» обратилось в суд с иском к Фоминой Г.Н. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по <адрес> Фоминой Г.Н. производилось перечисление ежемесячной денежной выплаты (ветеран труда). С ДД.ММ.ГГГГ ответчику производилось перечисление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление данных мер социальной поддержки произведено по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. До ДД.ММ.ГГГГ расчет и назначение компенсации гражданам производил отдел субсидий администрации <адрес>. Расчет компенсации производится органами социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по назначению компенсации в органы социальной защиты населения переданы в электронном виде из базы данных отдела субсидий. Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Законом ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «O мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2008 № 4-п. В соответствии с п. 2.12 Порядка 4-п получатель компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обязан сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (изменение состава семьи, места постоянного жительства и др.), в течение 15 дней после наступления вышеуказанных событий. В соответствии с п. 2.14 Порядка 4-п выплата назначенной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил случай выезда на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категория граждан утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 15.12.2005 N 227-п. Согласно п. 3.5 Порядка 227-п ежемесячная денежная выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил случай выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ в Отдел социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в <адрес> по вопросу предоставления мер социальной поддержки обратилась ГГГ, зарегистрированная по адресу <адрес>. В ходе рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг проведена проверка путем направления запроса в адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>. Из поступившей информации установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с регистрационного учета на территории <адрес>, следовательно, право на получение мер социальной поддержки ветеранам труда с ДД.ММ.ГГГГ утрачено. Так как о выезде на постоянное место жительства за пределы <адрес> ответчик своевременно не сообщил, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им неправомерно получены следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в сумме 60 728 руб.; компенсация расходов на оплату жилого помещения в сумме 18 122,96 руб.; компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 39 378,59 руб. Общая сумма излишне выплаченных ответчику денежных средств составляет 118 229,55 руб. В соответствии с п. 3.8 Порядка 227-п при прекращении ежемесячной денежной выплаты излишне выплаченные суммы гражданин возмещает добровольно в срок, не превышающий 1 месяц с даты получения соответствующего уведомления. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне выплаченных сумм они взыскиваются в судебном порядке. В соответствии с п. 2.13 Порядка 4-п при прекращении выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг излишне выплаченная сумма (в частности вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений) возмещаются получателем добровольно в срок, не превышающий 1 месяц с даты получения уведомления о прекращении выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае отказа получателя компенсации от добровольного возврата излишне выплаченной суммы - взыскивается в судебном порядке. В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика 25.02.2022 направлены письменные уведомления о необходимости возврата неправомерно полученных денежных средств в сумме 118 229,55 рублей. Однако до настоящего времени неправомерно полученные денежные средства в сумме 118 229,55 рублей ответчиком не возмещены.
Просит взыскать с Фоминой Галины Николаевны сумму излишне выплаченных денежных средств в размере 118 229,55 рублей в пользу казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Агентство социального благополучия населения».
Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по <адрес> Фоминой Г.Н. производилось перечисление ежемесячной денежной выплаты (ветеран труда).
С ДД.ММ.ГГГГ ответчику производилось перечисление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление данных мер социальной поддержки произведено по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
До ДД.ММ.ГГГГ расчет и назначение компенсации гражданам производил отдел субсидий администрации <адрес>. Расчет компенсации производится органами социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по назначению компенсации в органы социальной защиты населения переданы в электронном виде из базы данных отдела субсидий.
ДД.ММ.ГГГГ в Отдел социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в <адрес> по вопросу предоставления мер социальной поддержки обратилась ГГГ, зарегистрированная по адресу <адрес>.
В ходе рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг проведена проверка путем направления запроса в адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>.
Из поступившей информации установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с регистрационного учета на территории ХМА-Югры, следовательно, право на получение мер социальной поддержки ветеранам труда с ДД.ММ.ГГГГ утрачено.
Поскольку о выезде на постоянное место жительства за пределы <адрес> ответчик своевременно не сообщил, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им неправомерно получены следующие меры социальной поддержки в размере 118 229,55 руб., а именно: ежемесячная денежная выплата в сумме 60 728 руб.; компенсация расходов на оплату жилого помещения в сумме 18 122,96 руб.; компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 39 378,59 руб.
В адрес ответчика было направлено требование о возврате полученных денежных средств, которое до настоящего времени осталось без удовлетворения.
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах")
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Законом ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «O мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2008 № 4-п.
В соответствии с п. 2.12 Порядка 4-п получатель компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обязан сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (изменение состава семьи, места постоянного жительства и др.), в течение 15 дней после наступления вышеуказанных событий.
В соответствии с п. 2.14 Порядка 4-п выплата назначенной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил случай выезда на постоянное место жительства за пределы <адрес>.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категория граждан утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 15.12.2005 N 227-п.
Согласно п. 3.5 Порядка 227-п ежемесячная денежная выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил случай выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа.
Вместе с тем, рассматривая заявленные истом требования, суд исходит из того, что перемена места жительства гражданином, являющимся получателем мер социальной поддержки, не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину вышеуказанных мер социальной поддержки.
Так, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Суд отмечает, что ответчик, поменяв адрес своей регистрации, статус ветерана труда не утратил, сохранил право на предоставление мер социальной поддержки, что не повлекло неправомерного получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения
В указанном случае гражданин обязан вернуть излишне выплаченные ему по прежнему месту жительства суммы компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В свою очередь, таких требований стороной истца не заявлено, равно как и не представлен расчет разницы между выплаченной по прежнему месту регистрации ответчика компенсации и подлежащей выплате компенсации по новому месту его регистрации.
Несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Предоставление такой меры социальной поддержки может быть реализовано гражданином и по новому месту регистрации или жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Агентство социального благополучия населения» исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласно закрепленным в частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░.