дело № 2-196/2022
УИД 24RS0036-01-2022-000116-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» мая 2022 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре Беляускас В.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования п. Раздолинск в лице администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на жилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование п. Раздолинск в лице администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края, в лице представителя Кузьмина А.В., действующего на основании доверенности обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в 1994 году для передачи в собственность муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края на основании Закона «О собственности в РСФСР», Постановления Верховного Совета РФ № 3027-1 от 27.12.1991г. « О разграничении федеральной собственности, федеральной собственность РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности», закона « Об акционировании государственных предприятий РФ», было принято постановление администрации Красноярского края № 311-п от 26.07.1994г. « О передаче объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Во исполнение указанного постановления и принятого законодательства, администрацией Мотыгинского района Красноярского края было принято постановление от 13.03.1995 года № 87 «Об утверждении порядка и графика передачи ведомственных объектов жилищно - коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Пунктом 5 указанного постановления администрации было предписано акционерным обществам: «Ангарлес», «Северо-Ангарский ГМК», «Тасей», «Мотыгинское СУ», «СУ- 65», «Орджоникидзевский ЛЗП», подготовить необходимую документацию и объекты ЖКХ для передачи в муниципальную собственность Мотыгинского района и был утвержден порядок передачи названных объектов в приложении № 1 к принятому постановлению № 87 от 13.03.1995г. и график передачи объектов приложением № 2. На территории муниципального образования поселок Раздолинск были расположены объекты жилищно-коммунального хозяйства, ранее принадлежащие АО «Северо - Ангарский горно-металлургический комбинат», включая: котельные, теплотрассы, водопровод, жилищный фонд, банно-прачечный комплекс, столовая пгт. Раздолинск. Все указанные объекты находились во владении и ведении АО «Северо-Анграский горно - металлургический комбинат». Однако, объекты жилищного фонда, передаваемые в муниципальную собственность Мотыгинского района от предприятия-банкрота при ликвидации в процессе конкурсного производства, надлежащим образом оформлены не были и на технические и кадастровые учеты не поставлены. В плане приватизации Северо-Ангарского горно-металлургического комбината, утвержденного председателем Краевого комитета по управлению госимуществом с правами территориального агентства, утвержденного В.Г. Корневым 11.05.1994 года и зарегистрированного финансовым управлением администрации Красноярского края за № 19-1-П-637 23 мая 1994г. в разделе I в укрупненном перечне и стоимости объектов, не подлежащих приватизации в графе наименование объекта указаны во второй строке жилой фонд, в третьей коммунальное хозяйство, отражены не все объекты. Согласно пункта 9 данного плана и названного раздела указано об обязанности перечисленные объекты, передать в муниципальную собственность Мотыгинского района по договору. В тоже время не все объекты жилищно-коммунального назначения, культурно-бытового обеспечения населения и социально значимые объекты муниципального образования, в том числе и жилищный фонд по решению Мотыгинского районного Совета депутатов от 29.01.2007г. № 13-105 «О передаче из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования п. Раздолинск жилищного фонда» были включены в реестр муниципальной собственности МО Мотыгинский район и переданы по акту, а именно: жилое помещение, наименование - квартира, этаж №, площадь 44,8 кв.м, кадастровый №, местоположение: <адрес> <адрес>; жилое помещение, наименование - квартира, этаж 3, площадь 44,0 кв.м, кадастровый №, местоположение: <адрес>; жилое помещение, наименование - квартира, площадь - 44,8 кв.м, этаж 5, кадастровый -№, местоположение: <адрес>.
Указанные объекты ранее находились в распоряжении МО Мотыгинский район без оформления права муниципальной собственности в установленном законом порядке и использовались МО поселок Раздолинск. Указанные обстоятельства в настоящее время являются препятствием для оформления всего перечисленного имущества на праве муниципальной собственности за муниципальным образованием поселок Раздолинск во внесудебном порядке. В связи с принятием изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» в 2006 году в части прав владения и распоряжения имуществом социального назначения всё имущество, предназначенное для жизнеобеспечения - тепло-водо и энерго- снабжения Мотыгинским районным Советом депутатов было передано в поселения Мотыгинского района. Передаваемое имущество из Мотыгинского района было исключено из реестра данного муниципального образования и включено в реестр муниципальной собственности поселения. Указанные квартиры расположены на территории муниципального образования поселок Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края и непосредственно используется для жизнеобеспечения населения и деятельности социально-значимых объектов. Отсутствие права собственности на указанные спорные жилые помещения за муниципальным образованием поселок Раздолинск, препятствует выполнению полномочий администрации поселка Раздолинск по распоряжению жилищным фондом и обеспечению жилищных прав граждан, состоящих в очереди на получение жилья на основании социального найма. Просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием поселок Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края в лице администрации поселка Раздолинск Мотыгинского района на объекты жилищного фонда:
- жилое помещение, наименование - квартира, этаж 3, площадь 43,9 кв.м, кадастровый №, местоположение: <адрес> <адрес>;
- жилое помещение, наименование-квартира, площадь 44 кв.м, этаж 3, кадастровый №, местоположение: <адрес>;
- жилое помещение, наименование - квартира, площадь 44,8 кв.м, кадастровый №, этаж 5, местоположение: <адрес>.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 03.03.2022 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФКП кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю, АО Восточно – Сибирский филиал АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Красноярское отделение.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 29.03.2022г. к рассмотрению данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Антонов А.С., Антонова О.П., Владимирова Г.А., Антонов А.А.
В судебном заседании представитель истца муниципального образования п. Раздолинск в лице администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края – Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности на удовлетворении искового заявления настаивал по основаниям, изложенным в нем. Просил признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием поселок Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края в лице администрации поселка Раздолинск Мотыгинского района на объекты жилищного фонда: жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>
В судебном заседании представитель ответчика администрации Мотыгинского района Красноярского края Поволоцкий П.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения искового заявления.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Межмуниципальный Лесосибирский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФКП кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю, АО Восточно – Сибирский филиал АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Красноярское отделение не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Владимирова Г.А. не явилась, согласно записи акта о смерти Владимирова Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
В судебное заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Антонов А.С., Антонова О.П., Антонов А.А. не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.Между тем, законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями закреплены вопросы содержания муниципального жилищного фонда.Согласно статьям 83, 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», до 1 января 2009 г. устанавливался переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий. Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В целях разграничения объектов муниципальной собственности в Красноярском крае принят, в частности, Закон Красноярского края от 26.05.2009 № 8-3290 «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края». Как установлено судом, в 1994 году для передачи в собственность муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края на основании Закона « О собственности в РСФСР», Постановления Верховного Совета РФ № 3027-1 от 27.12.1991г. «О разграничении федеральной собственности, федеральной собственность РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности», закона « Об акционировании государственных предприятий РФ», было принято постановление администрации Красноярского края № 311-п от 26.07.1994г. « О передаче объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Во исполнение указанного постановления и принятого законодательства, администрацией Мотыгинского района Красноярского края было принято постановление от 13.03.1995 года № 87 «Об утверждении порядка и графика передачи ведомственных объектов жилищно - коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Пунктом 5 указанного постановления администрации было предписано акционерным обществам: «Ангарлес», «Северо-Ангарский ГМК», «Тасей», «Мотыгинское СУ», «СУ- 65», «Орджоникидзевский ЛЗП», подготовить необходимую документацию и объекты ЖКХ для передачи в муниципальную собственность Мотыгинского района и был утвержден порядок передачи названных объектов в приложении № 1 к принятому постановлению № 87 от 13.03.1995г. и график передачи объектов приложением № 2. На территории муниципального образования поселок Раздолинск были расположены объекты жилищно-коммунального хозяйства, ранее принадлежащие АО «Северо - Ангарский горно-металлургический комбинат», включая: котельные, теплотрассы, водопровод, жилищный фонд, банно-прачечный комплекс, столовая пгт. Раздолинск. Все указанные объекты находились во владении и ведении АО «Северо-Анграский горно - металлургический комбинат». Однако, объекты жилищного фонда, передаваемые в муниципальную собственность Мотыгинского района от предприятия - банкрота при ликвидации в процессе конкурсного производства, надлежащим образом оформлены не были и на технические и кадастровые учеты не поставлены. В плане приватизации Северо-Ангарского горно-металлургического комбината, утвержденного председателем Краевого комитета по управлению госимуществом с правами территориального агентства, утвержденного В.Г. Корневым 11.05.1994 года и зарегистрированного финансовым управлением администрации Красноярского края № 19-1-П-637 23 мая 1994г. в разделе I в укрупненном перечне и стоимости объектов, не подлежащих приватизации в графе наименование объекта указаны во второй строке жилой фонд, в третьей коммунальное хозяйство, отражены не все объекты. Согласно пункта 9 данного плана и названного раздела указано об обязанности перечисленные объекты, передать в муниципальную собственность Мотыгинского района по договору. В тоже время не все объекты жилищно-коммунального назначения, культурно-бытового обеспечения населения и социально значимые объекты муниципального образования, в том числе и жилищный фонд по решению Мотыгинского районного Совета депутатов от 29.01.2007г. № 13-105 «О передаче из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования п. Раздолинск жилищного фонда» были включены в реестр муниципальной собственности МО Мотыгинский район и переданы по акту, а именно: жилое помещение, наименование - квартира, этаж 3, площадь 43,9 кв.м, кадастровый №, местоположение: <адрес> <адрес>; жилое помещение, наименование-квартира, площадь 44 кв.м, этаж 3, кадастровый №, местоположение: <адрес>; жилое помещение, наименование - квартира, площадь 44,8 кв.м, кадастровый №, этаж 5, местоположение: <адрес>.
Указанные объекты ранее находились в распоряжении МО Мотыгинский район без оформления права муниципальной собственности в установленном законом порядке и использовались МО поселок Раздолинск. Указанные обстоятельства в настоящее время являются препятствием для оформления всего перечисленного имущества на праве муниципальной собственности за муниципальным образованием поселок Раздолинск во внесудебном порядке.
В связи с принятием изменений Федеральный закон « Об общих принципах организации органов местного самоуправления» в 2006 году в части прав владения и распоряжения имуществом социального назначения всё имущество, предназначенное для жизнеобеспечения -тепло-водо и энерго- снабжения Мотыгинским районным Советом депутатов было передано в поселения Мотыгинского района. Передаваемое имущество из Мотыгинского района было исключено из реестра данного муниципального образования и включено в реестр муниципальной собственности поселения.
Указанные квартиры расположены на территории муниципального образования поселок Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края и непосредственно используется для жизнеобеспечения населения и деятельности социально - значимых объектов.
Отсутствие права собственности на указанные спорные жилые помещения за муниципальным образованием поселок Раздолинск, препятствует выполнению полномочий администрации поселка Раздолинск по распоряжению жилищным фондом и обеспечению жилищных прав граждан, состоящих в очереди на получение жилья на основании социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что объекты недвижимости расположены в административных границах муниципального образования поселка Раздолинск, права собственности на объекты недвижимости в органах Росреестра за кем-либо не зарегистрированы, на день рассмотрения иска содержание муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения поселения. Отсутствие же регистрации права собственности за муниципальным образованием поселения препятствует муниципальному образованию в полной мере осуществлять свои права по содержанию социального жилищного фонда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Муниципального образования п. Раздолинск в лице администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на жилые помещения - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием поселок Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края в лице администрации поселка Раздолинск Мотыгинского района на объекты жилищного фонда :
- жилое помещение, наименование - квартира, этаж 3, площадь 43,9 кв.м, кадастровый №, местоположение: <адрес> <адрес>;
- жилое помещение, наименование-квартира, площадь 44 кв.м, этаж 3, кадастровый №, местоположение: <адрес>;
- жилое помещение, наименование - квартира, площадь 44,8 кв.м, кадастровый №, этаж 5, местоположение: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий О.Ю. Петушкова
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022 года.