Дело № 3а-10/2020 мотивированное решение составлено 24.03.2020
Решение
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 г. город Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Синициной М.В.
с участием представителя административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Бондаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Военторг-Запад» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Акционерное общество «Военторг-Запад» (далее – АО «Военторг-Запад») обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимого имущества – административного здания, назначение: нежилое, количество этажей 3, в том числе подземных 1, общая площадь 1077.7 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ...
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков) по состоянию на 29.06.2012. При этом стоимость здания с кадастровым номером * была определена в размере 33776 572 рублей 90 копеек.
Между тем, согласно отчету ООО «***» от 3 сентября 2019 г. № 1 рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 29 июня 2012 г. составляет 18320 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца исковые требования уточнены, просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. в размере его рыночной стоимости 21583000 рублей, определенной на основании отчета ООО «*» от 1 декабря 2019 г. № 2082 (том 2 л.д.1-2, 3-82), поскольку это влияет на размер налога на имущество организации и соответственно затрагивает права и законные интересы административного истца. Также просит восстановить срок для обращения в суд (том 2 л.д. 1-2).
После возобновления производства по административному делу в связи с поступлением в суд результатов судебной экспертизы представителем административного истца АО «Военторг-Запад» по доверенности Купреевым Д.О. уточнены исковые требования: просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. в размере его рыночной стоимости 30437000 рублей в соответствии с заключением судебной экспертизы.
В судебное заседание представитель административного истца АО «Военторг-Запад» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (т. 2 л.д. 203).
Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Бондаренко О.В. в судебном заседании не заявила мотивированных возражений относительно установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании заключения судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменном отзыве вопрос об удовлетворении административного иска общества оставил на усмотрение на суда (том 1 л.д.162).
Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области», администрация г. Мурманска своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что их явка не признана обязательной.
Выслушав представителя административного ответчика Правительства Мурманской области, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что АО «Военторг-Запад» на праве собственности владеет объектом недвижимого имущества – административное здание, назначение: нежилое, количество этажей 3, в том числе подземных 1, общая площадь 1077.7 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... Дата присвоения кадастрового номера 29.06.2012. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.11.2012 (том 1 л.д.127-128).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 ноября 2019г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. составила 33776572,90 рублей, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости 10.01.2013 на основании Постановления Правительства Мурманской области № 670-ПП от 25 декабря 2012 г. (том 1 л.д. 126).
С учетом того, что очередная государственная кадастровая оценка в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ (в ранее действующей редакции), не проведена, при этом в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ положения данной статьи Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также конкретными обстоятельствами дела, суд считает необходимым восстановить АО «Военторг-Запад» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В связи с представлением в ходе судебного разбирательства доказательств, свидетельствующих о наличии сомнений в обоснованности доводов административного истца в части определения рыночной стоимости земельного участка на основании отчета ООО «*** от 1 декабря 2019 г. № 2, судом по данному делу была назначена судебная экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно экспертному заключению ИП Ш.В.В. от 3 февраля 2020 г. № 3а-149/2019 отчет ООО «***» от 1 декабря 2019 г. № 2 не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки; в отчете имеются нарушения, которые повлекли установление неверной рыночной стоимости здания; действительная рыночная стоимость объекта недвижимого имущества – административное здание, назначение: нежилое, количество этажей 3, в том числе подземных 1, общая площадь 1077.7 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... по состоянию на 29 июня 2012 г. составляет округленно 30437000 рублей (том 2 л.д.145-190).
Проанализировав собранные по делу доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает результаты проведенной по делу судебной экспертизы. Заключение эксперта соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.
Так, содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, проверил обоснованность выводов о величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке, выявил в нем нарушения пункта 5 ФСО № 3, пункта 8 ФСО № 1, которые повлекли установление неверной рыночной стоимости здания.
При определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества эксперт мотивированно применил сравнительный и доходный подходы, отказавшись от использования затратного подхода. Применяя различные корректировки, поправки и показатели, эксперт учитывал индивидуальные признаки объекта оценки, привел подробные обоснования для вычислений. В ходе экспертизы исследовались материалы административного дела.
Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Полномочия эксперта подтверждены, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Установленный законом порядок проведения экспертизы соблюден (статья 79 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Лицами, участвующими в деле, выводы эксперта не опровергнуты. Ходатайств о назначении и проведении повторной судебной экспертизы не заявлено.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законом, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом выводов экспертного заключения ИП Ш.В.В. от 3 февраля 2020 г. № 3а-149/2019, суд не принимает в качестве доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости представленный административным истцом отчет об оценке ООО «Профессиональная оценка» от 1 декабря 2019 г. № 2, поскольку в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При таком положении рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. в размере 30437000 рублей, определенной на основании судебной экспертизы, следует признать достоверной и более точной.
Учитывая, что налоговые обязательства административного истца, в частности по уплате налога на имущество организации, прямо зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости (том 1 л.д. 97-99), обоснованное определение его кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, АО «Военторг-Запад» вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28, сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (абзац четвертый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости порождает для административного истца юридические последствия.
АО «Военторг-Запад» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 23 сентября 2019 г.(том 1 л.д.91,92-93); дата обращения в суд – 28 октября 2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - Административного здания, назначение: нежилое, количество этажей 3, в том числе подземных 1, общая площадь 1077.7 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... по состоянию на 29 июня 2012 г. в размере 30437000 рублей (тридцать миллионов четыреста тридцать семь тысяч) рублей.
Акционерное общество «Военторг-Запад» » обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области - 23 сентября 2018 г.; дата обращения в суд – 28 октября 2019 г.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья А.Н. Камерзан