Дело № 2-233/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Красноборск 06 июня 2019 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Поротовой С.Н.,
с участием помощника прокурора Красноборского района Шабанова Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноборского района Архангельской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
прокурор Красноборского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» (далее ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ») об устранении нарушений законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В обоснование иска прокурор указал, что в рамках проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в деятельности ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» установлены нарушения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным из принципов оказания медицинской помощи является её доступность и качество. Статьёй 10 указанного федерального закона установлено, что качество медицинской помощи обеспечивается организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учётом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 923н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».
Пунктом 5 Приложения №4 к Порядку по терапии утвержден Стандарт оснащения терапевтического отделения (приложение № 6).
В настоящее время в нарушение Стандарта оснащения терапевтического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в терапевтическом отделении отсутствуют: спирометр, кресло-каталка, консоль палатная прикроватная настенная (для палаты интенсивной терапии).
Приказом Минздравсоцразвития от 15.11.2012 № 922н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (далее- Порядок по хирургии).
Пунктом 6 Приложения № 7 к Порядку по хирургии утвержден Стандарт оснащения хирургического отделения (Приложение № 9).
В нарушение Стандарта оснащения хирургического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в хирургическом отделении отсутствуют: система палатной сигнализации, светильник бестеневой медицинский передвижной (в наличии - 1, должно быть - 2), противопролежный матрац (в наличии - 1, должно быть -3), термоматрас для операционного стола, стойка для дозаторов и инфузоматов (не менее 3), операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 2 крат (не менее 2), налобные осветители.
Приказом Минздравсоцразвития от 16.04.2012 № 366н утвержден порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок педиатрической помощи).
Пунктом 5 Приложения № 10 к Порядку педиатрической помощи утвержден стандарт оснащения педиатрического отделения (Приложение № 12).
В нарушение Стандарта оснащения педиатрического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в педиатрическом отделении отсутствуют: прикроватная информационная доска (маркерная) (по числу коек), кресло - каталка (2), негатоскоп (2).
Согласно Устава ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ», утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области 26.06.2016 № 112-ро, ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью (п. 1.5 Устава); учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области (п. 1.3 Устава); учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1.7 Устава); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счёт средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также за счёт средств, полученных в результате иной приносящей доход деятельности (п. 1.8 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово - хозяйственной деятельности учреждения (Пункт 5.8 Устава).
Доходы, полученные учреждением из государственных внебюджетных фондов, от иной приносящей доход деятельности, и имущество, приобретенное за счёт этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (Пункт 5.9 Устава).
Отсутствие в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» необходимого медицинского оборудования нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних детей, на качественное и своевременное получение медицинской помощи.
Прокурор с учетом уточнения требований просил суд обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» обеспечить в срок до 20.12.2020 наличие в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» следующего оборудования: спирометра, кресла-каталки (3 шт.), консоли палатной прикроватной настенной (для палаты интенсивной терапии), системы палатной сигнализации, светильника бестеневого медицинского передвижного (1 шт.), противопролежного матраца (2 шт.), термоматраца для операционного стола, стойки для дозаторов и инфузоматов (3 шт.), операционных луп с налобным осветителем с увеличением х 2 крат (2 шт.), прикроватной информационной доски (маркерной) (по числу коек), негатоскопа (2 шт.)
В судебном заседании прокурор Шабанов Н.Ю. исковые требования с учетом уточнения исковых требований поддержал по основаниям, изложенным в иске, не возражал против установления срока исполнения решения до 20.12.2020.
Представитель ответчика ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены. В направленном в суд отзыве и.о. главного врача Бакова С.А. указала, что действительно в результате проведенной прокуратурой района проверки выявлены несоответствия оснащения терапевтического, педиатрического и хирургического отделений ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ». В целях закупки недостающего оборудования подготовлены условия для получения коммерческих предложений. По результатам работы с коммерческими предложениями будет направлено ходатайство в министерство здравоохранения Архангельской области на выделение денежных средств. Все закупки дорогостоящего оборудования производятся на конкурсной основе от 4 до 6 месяцев. Таким образом, в срок до 01.03.2020 закупить недостающее оборудование не представляется возможным. Просила исключить из перечня недостающего оборудования налобные осветители, так как по Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» количество налобных осветителей указано «по требованию», а в Порядке указана «лупа с налобным осветителем», что является дублирующим оборудованием, и увеличить срок укомплектования стационаров необходимым оборудованием до 20.12.2020.
Представитель третьего лица - министерства здравоохранения Архангельской области участия в судебном заседании не принял о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В направленном в суд отзыве указали, что в исковом заявлении прокурором представлен перечень оборудования, которое отсутствует в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ», что является нарушением стандарта оснащения операционной. Кроме прочего оборудования, в перечне поименован «налобный осветитель». Однако в соответствии с п. 35 Приложения № 6 к Порядку данное оборудование не является обязательным, операционная хирургического отделения оснащается им «по требованию». Если операционная оснащена операционной лупой с налобным осветителем с увеличением х 2 крат, фактическая необходимость в приобретении «налобного осветителя» отсутствует. Просили в удовлетворении исковых требований прокурора в части приобретения оборудования с наименованием «налобный осветитель» отказать. Полагали необходимым установить более поздний срок укомплектования необходимым оборудованием отделений ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» ссылаясь на положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дело просили рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Прокурору в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным из принципов оказания медицинской помощи является её доступность и качество. Статьёй 10 указанного федерального закона установлено, что качество медицинской помощи обеспечивается организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учётом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 923н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».
Пунктом 5 Приложения №4 к Порядку по терапии утвержден Стандарт оснащения терапевтического отделения (приложение № 6).
Приказом Минздравсоцразвития от 15.11.2012 № 922н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (далее- Порядок по хирургии).
Пунктом 6 Приложения № 7 к Порядку по хирургии утвержден Стандарт оснащения хирургического отделения (Приложение № 9). В данном приложении к порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 922н указан стандарт оснащенности хирургического отделения.
Приказом Минздравсоцразвития от 16.04.2012 № 366н утвержден порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок педиатрической помощи). В данном приложении к порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «педиатрия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 366н указан стандарт оснащенности педиатрического отделения.
Пунктом 5 Приложения № 12 к Порядку педиатрической помощи утвержден стандарт оснащения педиатрического отделения (Приложение № 12). В данном приложении к порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 923н указан стандарт оснащенности терапевтического отделения.
Как установлено в судебном заседании, согласно Устава ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ», утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области 26.06.2016 № 112-РО, ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью (п. 1.5 Устава); учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области (п. 1.3 Устава); учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества…, а также недвижимого имущества (п. 1.6 Устава); учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1.7 Устава); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, средств государственные внебюджетных фондов, а также за счет средств, полученных в результате иной приносящей доход деятельности (п. 1.8 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (пункт 5.8 Устава).
Доходы, полученные учреждением из государственных внебюджетных фондов, от иной приносящей доход деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 5.9 Устава).
Согласно выданной министерством здравоохранения Архангельской области лицензии от 28.01.2015 № ЛО -29-01-001728 ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» вправе заниматься медицинской деятельностью.
ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» имеет терапевтическое, хирургическое и педиатрическое отделения.
Как видно из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан.
Проверкой установлено что в нарушение Стандарта оснащения терапевтического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в терапевтическом отделении отсутствуют: спирометр, кресло-каталка, консоль палатная прикроватная настенная (для палаты интенсивной терапии).
В нарушение Стандарта оснащения хирургического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в хирургическом отделении отсутствуют: система палатной сигнализации, светильник бестеневой медицинский передвижной (в наличии - 1, должно быть - 2), противопролежный матраца (в наличии - 1, должно быть -3), термоматрас для операционного стола, стойка для дозаторов и инфузоматов (не менее 3), операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 2 крат (не менее 2), налобные осветители.
В нарушение Стандарта оснащения педиатрического отделения в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» в педиатрическом отделении отсутствуют: прикроватная информационная доска (маркерная) (по числу коек), кресло - каталка (2), негатоскоп (2).
Данные нарушения также подтверждаются информацией и.о. главного врача ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» от 30.05.2019 представленной в адрес суда.
Отсутствие в ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» необходимого медицинского оборудования нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних детей, на качественное и своевременное получение медицинской помощи.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказами министерства здравоохранения, Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.11.2012, 16.04.2012 № 923н, № 922н и № 366н утверждены порядки оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», «хирургия» и соответственно «педиатрия».
Анализ приказов министерства здравоохранения, Минздравсоцразвития Российской Федерации и приложений к ним, позволяет сделать вывод, что данные приказы устанавливает стандартные требования к оснащению терапевтического, хирургического и педиатрического отделений медицинской организации.
Указанное в иске медицинское оборудование, является необходимым, без которого терапевтическое, хирургическое и педиатрическое отделения ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» не смогут в полном объеме оказывать медицинскую помощь, что приведет к нарушению права каждого на гарантированные Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Представителем ответчика не оспариваются обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, указанные выше нарушения требований законодательства об охране здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних в части обеспечения терапевтического, хирургического и педиатрического отделений ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» необходимым медицинским оборудованием.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Поскольку ответчиком признаны обстоятельства, на которых прокурор Красноборского района основывает свои требования, то последний освобождается в силу закона (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ) от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд, учитывая позицию сторон, согласно которой для устранения нарушений законодательства об охране здоровья необходимо обеспечить финансирование на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бюджетным законодательством, с учетом необходимых затрат, мероприятий, связанных с закупкой оборудования, считает необходимым установление такого срока до 20.12.2020.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 300 рублей, поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
иск прокурора Красноборского района, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» в срок до 20.12.2020 обеспечить наличие в терапевтическом отделении ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» медицинского оборудования: спирометра, кресла - каталки (1 штука), консоли палатной прикроватной настенной (для палаты интенсивной терапии); в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» медицинского оборудования: системы палатной сигнализации, светильника бестеневого медицинского передвижного (1 штука), противопролежного матраца (2 штуки), термоматраца для операционного стола (1 штука), стойки для дозаторов и инфузоматов (3 штуки), операционных луп с налобным осветителем с увеличением х 2 крат (2 штуки), и в педиатрическом отделении ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» медицинского оборудования: прикроватной информационной доски (маркерной) (по числу коек), кресла-каталки (2 штуки), негатоскопа (2 штуки).
Взыскать в доход бюджета муниципального образования «Красноборский муниципальный район» с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Красноборская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.В. Гарбуз