Дело № 3а-43/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2015 года г.Брянск
Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Алейниковой С.А.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
с участием представителя административного истца БАВ – РРП, представителя Правительства Брянской области – СВВ, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области – БНС, представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» - ЛКН,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению БАВ к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области», Управлению Росреестра по Брянской области, Правительству Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
БАВ обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 1 143 кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: находится примерно в 59 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности, в размере рыночной стоимости, полагая кадастровую стоимость завышенной.
Согласно кадастровой справке от 27 января 2014 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 386617,56 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на отчет об оценке ИП ЛСН № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2010 года составляет 454 221 рублей.
БАВ просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 143 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: находится примерно в 59 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 454 221 по состоянию на 1 января 2010 года.
В судебном заседании представитель административного истца БАВ - РРП поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Брянской области СВВ по существу заявленных требований возражал, не оспаривая оценку рыночной стоимости спорного земельного по состоянию на 1 января 2010 года.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области БНС не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» ЛКН по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Административный истец БАВ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны. Просьб об отложении дела не поступало.
Представитель администрации Карачевского района Брянской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. В отзыве на административный иск возражал по существу заявленных требований по тому основанию, что от кадастровой стоимости земельного участка зависят налоговые поступления в местный бюджет.
С учетом положений статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, БАВ на основании договора дарения от 11 августа 2008 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 143 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: находится примерно в 59 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316.
Результаты государственной кадастровой оценки были утверждены Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».
Земельный участок с кадастровым номером № не участвовал в массовой государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области, но был включен в Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в составе земель населенных пунктов Брянской области по состоянию на 1 января 2010 года.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», исходя из значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112, размер которой определен 17 октября 2013 года и составляет 3 045 214,86 рублей.
18 октября 2013 года данные об установленной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
27 января 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № изменена в связи с исправлением технической ошибки в размере кадастровой стоимости и внесена в государственный кадастр недвижимости в размере 3 386 617,56 руб.
28 декабря 2015 года кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 N 1868 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Карачевский» и внесена в государственный кадастр недвижимости в размер 3 692 655,81 по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено понятие кадастровая стоимость, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии со статьей 3 Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года представлен отчет № от 27 сентября 2015 года, составленный оценщиком ИП ЛСН, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 143 кв.м, расположенного по адресу: находится примерно в 59 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, составляет 454 221 рублей.
Согласно экспертному заключению ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет № от 29 декабря 2015 года, указанный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными и достоверными.
Указанный отчет об оценке земельного участка и размер рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, и экспертное заключение административными ответчиками не оспариваются.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорного земельного участка должна быть установлена по состоянию на 1 января 2010 года в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете №30/15 от 27 сентября 2015 года, подготовленным оценщиком ИП ЛСН
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный истец обратился в суд с настоящим иском 30 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области», который в силу закона на основании решения суда обязан совершить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, заявленные требования БАВ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 177-180, 186, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Удовлетворить административный иск БАВ, поданный в суд 30 декабря 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 143 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: находится примерно в 59 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 454 221 руб. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Алейникова