Решение по делу № 2-288/2024 (2-3499/2023;) от 21.11.2023

70RS0001-01-2023-004837-96

Дело № 2-288/2024 (№ 2-3499/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.01.2024 Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Л.Л.Аплиной

при секретаре К.С.Никишиной,

помощник судьи К.А.Параскева,

с участием

представителя процессуального истца А.А.Белянковой,

материального истца Б.А.Козлова,

представителя ответчика Р.П.Вязового,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов Козлова Б.А., к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Кировского района г.Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Козлова Б.А., обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме /________/ руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов /________/ таблетки, 90 мг (360 шт), /________/, таблетки покрытые оболочкой 40 мг (140 шт.), компенсацию морального вреда в размере /________/ руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка по обращению Козлова Б.А., в ходе которой выявлены нарушения его прав и законных интересов в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. Установлено, что Козлов Б.А. наблюдается в ОГАУЗ «Городская клиническая больница им.Б.И.Альперовича», является /________/, относится к категории федеральных льготников, имеющих право на лекарственные препараты. В мае 2023 года Козлов Б.А. во время отпуска в Тюменской области /________/, ему присвоена 304 федеральная льгота согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 29.09.2022 № 639н как лицу, находящемуся под диспансерным наблюдением, которое перенесло /________/, при котором ему необходимы по медицинским показаниям лекарственные препараты /________/ таблетки, 90 мг, /________/, таблетки 40 мг. В июне 2023 года лечебным учреждением Козлову Б.А. выдан рецепт от 27.06.2023 серия /________/ на получение лекарственного препарата /________/ таблетки, 90 мг. В октябре 2023 года Козлову Б.А. выдан рецепт от 18.10.2023 серия /________/ на получение лекарственного препарата /________/, таблетки покрытые оболочкой 40 мг (140 шт.). Рецепты поставлены на отсроченное обслуживание, по истечении 10 рабочих дней, с даты обращения в ОГУП «Губернская аптека», лекарственные препараты Козлову Б.А. не предоставлены. Поскольку Козлов Б.А. нуждается в регулярном и своевременном приеме лекарственного препарата, его отсутствие ставит под угрозу жизнь и здоровье, в связи с чем, заявитель был вынужден приобрести указанные лекарственные препараты самостоятельно, общая сумма, потраченная на самостоятельное приобретение лекарственных средств, составила /________/ руб. Вследствие допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право Козлова Б.А. на охрану здоровья, на своевременное и надлежащее обеспечение его жизненно важными лекарственными препаратами, чем ему были причинены нравственные и душевные страдания.

В судебном заседании представитель процессуального истца Белянкова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивала.

Материальный истец Козлов Б.А. в суде иск поддержал. Пояснил, что указанные в иске лекарственные препараты были назначены ему после инфаркта миокрада для постоянного приема.

Представитель ответчика Вязовой Р.П., действующий на основании доверенности от 18.10.2023 сроком на один год, не оспаривая нуждаемость материального истца в приеме указанных лекарственных препаратов, возражал против удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда. Против удовлетворения требования о взыскании компенсации денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-о, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характера норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).

Согласно ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относятся, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п. 2, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ № 890).

Согласно п.4 названного Постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ № 890, наличие у пациента такого заболевания, как /________/, является основанием к обеспечению его при амбулаторном лечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно, а именно всеми лекарственные средствами для лечения данного заболевания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2406-р от 12.10.2019 (в ред. от 09.06.2023) лекарственные препараты /________/ и /________/ включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

В силу п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области (далее Департамент) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Департамента является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно п.10 указанного Положения Департамент исполняет функции по организации обеспечения лекарственными препаратами; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов) в пределах выделяемых бюджетных средств.

Согласно ст.18, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что Козлову Б.А. установлена /________/ на 1 год, ему разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида на 1 год, рекомендованы следующие реабилитационные мероприятия: медицинская реабилитация, социальная реабилитация, что подтверждается справкой /________/ от 19.09.2023, письмом ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России.

Как следует из сведений ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3 им.Б.И.Альперовича» от 08.11.2023, Козлов Б.А. в мае 2023 года во время отпуска в Тюменской области перенес /________/, ему была присвоена 304 федеральная льгота согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 29.09.2022 № 639н как лицу, находящемуся под диспансерным наблюдением, которое перенесло /________/, а также которому выполнены /________/.

В 2023 году Козлову Б.А. были выписаны рецепты на лекарственный препарат /________/ 90 мг 27.06.2023 по 304 федеральной льготе (согласно Приказу МЗ РФ от 29.09.2022 № 639н) № 9 стандартов (серия /________/), 16.10.2023 по федеральной льготе (по присвоенной инвалидности) № 3 стандарта (серия /________/).

В 2023 году Козлову Б.А. были выписаны рецепты на лекарственный препарат /________/ 20 мг 19.07.2023 по 304 федеральной льготе (согласно Приказу МЗ РФ от 29.09.2022 № 639н) № 8 стандартов (серия /________/), 18.10.2023 /________/ 40 мг по федеральной льготе (по присвоенной инвалидности) № 3 стандарта (серия /________/).

Согласно ответу ОГУП «Областной аптечный склад» от 13.11.2023, на отсроченном обслуживании зарегистрирован один рецепт, выписанный Козлову Б.А. на лекарственный препарат /________/, по причине временного отсутствия. Лекарственный препарат /________/ временно отсутствовал, поступил на льготный склад ОГУП «ОАС» 23.10.2023 в рамках исполнения государственного контракта № 398-РЛ-23 от 12.10.2023, заключенного Департаментом здравоохранения Томской области с ООО «ФАРМРУ». В данный момент рецепты, выписанные Козлову Б.А. на данный лекарственный препарат, обеспечены.

В соответствии с приложенным к указанному ответу реестром рецептов льготного отпуска /________/ Козлову Б.А., рецепт серии /________/ от 16.10.2023 отпущен 30.10.2023.

Согласно ответу ОГУП «Областной аптечный склад» от 15.11.2023, рецепт серии /________/ от 27.06.2023, выписанный Козлову Б.А. на лекарственный препарат «/________/» был зарегистрирован на отсроченном обслуживании 28.06.2023 по причине отсутствия препарата. Требуемый препарат поступил на льготный склад ОГУП «ОАС» 17.07.2023 в рамках исполнения государственного контракта № ССЗ.1242 от 27.06.2023, заключенного Департаментом здравоохранения Томской области с ООО «ФАРМРУ». До момента поставки препарата «/________/» 17.07.2023 данный препарат отсутствовал в период с мая по июль текущего года.

Поскольку применение указанных лекарственных препаратов Козлову Б.А. жизненно необходимо, он был вынужден приобрести самостоятельно за счет личных денежных средств препараты: /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (29.06.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (07.08.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (05.09.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (07.10.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (20.10.2023).

Факт несения Козловым Б.А. указанных расходов по самостоятельному приобретению лекарственных средств подтверждается кассовыми чеками от 29.06.2023, 07.08.2023, 05.09.2023, 07.10.2023, 20.10.2023, выпиской по счету кредитной карты за период с 01.05.2023 по 17.12.2023.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Томской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими препаратами льготной категории граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им медицинскими препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания лицам медицинской помощи, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих медицинских изделий за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Поскольку в данном случае в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право истца, то для восстановления этого нарушенного права, подлежат взысканию с ответчика денежные средства в сумме /________/ руб. в качестве убытков, которые суд признает обоснованными.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь

Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод; право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Поскольку судом установлено наличие у Козлова Б.А. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок по вине ответчика необходимых истцу по жизненным показаниям лекарственных препаратов, указанных в рецептах, выписанных врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны Департамента здравоохранения Томской области, выразившиеся в неисполнении возложенных на него законом функций по закупке лекарственных препаратов, и наступившие в связи с этими действиями ответчика последствия - приобретение Козловым Б.А. необходимых ему лекарственных препаратов за счет собственных средств, физические и нравственные страдания Козлова Б.А., обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых ему по жизненным показаниям (моральный вред), то суд приходит к выводу о взыскании в пользу Козлова Б.А. компенсации морального вреда в размере /________/ руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кировского района г.Томска удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу Козлова Б.А. расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере /________/ руб., компенсацию морального вреда в размере /________/ руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления его полного текста.

Судья подпись Л.Л.Аплина

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024

70RS0001-01-2023-004837-96

Дело № 2-288/2024 (№ 2-3499/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.01.2024 Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Л.Л.Аплиной

при секретаре К.С.Никишиной,

помощник судьи К.А.Параскева,

с участием

представителя процессуального истца А.А.Белянковой,

материального истца Б.А.Козлова,

представителя ответчика Р.П.Вязового,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов Козлова Б.А., к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Кировского района г.Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Козлова Б.А., обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме /________/ руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов /________/ таблетки, 90 мг (360 шт), /________/, таблетки покрытые оболочкой 40 мг (140 шт.), компенсацию морального вреда в размере /________/ руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка по обращению Козлова Б.А., в ходе которой выявлены нарушения его прав и законных интересов в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. Установлено, что Козлов Б.А. наблюдается в ОГАУЗ «Городская клиническая больница им.Б.И.Альперовича», является /________/, относится к категории федеральных льготников, имеющих право на лекарственные препараты. В мае 2023 года Козлов Б.А. во время отпуска в Тюменской области /________/, ему присвоена 304 федеральная льгота согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 29.09.2022 № 639н как лицу, находящемуся под диспансерным наблюдением, которое перенесло /________/, при котором ему необходимы по медицинским показаниям лекарственные препараты /________/ таблетки, 90 мг, /________/, таблетки 40 мг. В июне 2023 года лечебным учреждением Козлову Б.А. выдан рецепт от 27.06.2023 серия /________/ на получение лекарственного препарата /________/ таблетки, 90 мг. В октябре 2023 года Козлову Б.А. выдан рецепт от 18.10.2023 серия /________/ на получение лекарственного препарата /________/, таблетки покрытые оболочкой 40 мг (140 шт.). Рецепты поставлены на отсроченное обслуживание, по истечении 10 рабочих дней, с даты обращения в ОГУП «Губернская аптека», лекарственные препараты Козлову Б.А. не предоставлены. Поскольку Козлов Б.А. нуждается в регулярном и своевременном приеме лекарственного препарата, его отсутствие ставит под угрозу жизнь и здоровье, в связи с чем, заявитель был вынужден приобрести указанные лекарственные препараты самостоятельно, общая сумма, потраченная на самостоятельное приобретение лекарственных средств, составила /________/ руб. Вследствие допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право Козлова Б.А. на охрану здоровья, на своевременное и надлежащее обеспечение его жизненно важными лекарственными препаратами, чем ему были причинены нравственные и душевные страдания.

В судебном заседании представитель процессуального истца Белянкова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивала.

Материальный истец Козлов Б.А. в суде иск поддержал. Пояснил, что указанные в иске лекарственные препараты были назначены ему после инфаркта миокрада для постоянного приема.

Представитель ответчика Вязовой Р.П., действующий на основании доверенности от 18.10.2023 сроком на один год, не оспаривая нуждаемость материального истца в приеме указанных лекарственных препаратов, возражал против удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда. Против удовлетворения требования о взыскании компенсации денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-о, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характера норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).

Согласно ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относятся, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п. 2, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ № 890).

Согласно п.4 названного Постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ № 890, наличие у пациента такого заболевания, как /________/, является основанием к обеспечению его при амбулаторном лечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно, а именно всеми лекарственные средствами для лечения данного заболевания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2406-р от 12.10.2019 (в ред. от 09.06.2023) лекарственные препараты /________/ и /________/ включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

В силу п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области (далее Департамент) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Департамента является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно п.10 указанного Положения Департамент исполняет функции по организации обеспечения лекарственными препаратами; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов) в пределах выделяемых бюджетных средств.

Согласно ст.18, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что Козлову Б.А. установлена /________/ на 1 год, ему разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида на 1 год, рекомендованы следующие реабилитационные мероприятия: медицинская реабилитация, социальная реабилитация, что подтверждается справкой /________/ от 19.09.2023, письмом ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России.

Как следует из сведений ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3 им.Б.И.Альперовича» от 08.11.2023, Козлов Б.А. в мае 2023 года во время отпуска в Тюменской области перенес /________/, ему была присвоена 304 федеральная льгота согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 29.09.2022 № 639н как лицу, находящемуся под диспансерным наблюдением, которое перенесло /________/, а также которому выполнены /________/.

В 2023 году Козлову Б.А. были выписаны рецепты на лекарственный препарат /________/ 90 мг 27.06.2023 по 304 федеральной льготе (согласно Приказу МЗ РФ от 29.09.2022 № 639н) № 9 стандартов (серия /________/), 16.10.2023 по федеральной льготе (по присвоенной инвалидности) № 3 стандарта (серия /________/).

В 2023 году Козлову Б.А. были выписаны рецепты на лекарственный препарат /________/ 20 мг 19.07.2023 по 304 федеральной льготе (согласно Приказу МЗ РФ от 29.09.2022 № 639н) № 8 стандартов (серия /________/), 18.10.2023 /________/ 40 мг по федеральной льготе (по присвоенной инвалидности) № 3 стандарта (серия /________/).

Согласно ответу ОГУП «Областной аптечный склад» от 13.11.2023, на отсроченном обслуживании зарегистрирован один рецепт, выписанный Козлову Б.А. на лекарственный препарат /________/, по причине временного отсутствия. Лекарственный препарат /________/ временно отсутствовал, поступил на льготный склад ОГУП «ОАС» 23.10.2023 в рамках исполнения государственного контракта № 398-РЛ-23 от 12.10.2023, заключенного Департаментом здравоохранения Томской области с ООО «ФАРМРУ». В данный момент рецепты, выписанные Козлову Б.А. на данный лекарственный препарат, обеспечены.

В соответствии с приложенным к указанному ответу реестром рецептов льготного отпуска /________/ Козлову Б.А., рецепт серии /________/ от 16.10.2023 отпущен 30.10.2023.

Согласно ответу ОГУП «Областной аптечный склад» от 15.11.2023, рецепт серии /________/ от 27.06.2023, выписанный Козлову Б.А. на лекарственный препарат «/________/» был зарегистрирован на отсроченном обслуживании 28.06.2023 по причине отсутствия препарата. Требуемый препарат поступил на льготный склад ОГУП «ОАС» 17.07.2023 в рамках исполнения государственного контракта № ССЗ.1242 от 27.06.2023, заключенного Департаментом здравоохранения Томской области с ООО «ФАРМРУ». До момента поставки препарата «/________/» 17.07.2023 данный препарат отсутствовал в период с мая по июль текущего года.

Поскольку применение указанных лекарственных препаратов Козлову Б.А. жизненно необходимо, он был вынужден приобрести самостоятельно за счет личных денежных средств препараты: /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (29.06.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (07.08.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (05.09.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (07.10.2023), /________/ в количестве 1 упаковки на сумму /________/ руб. (20.10.2023).

Факт несения Козловым Б.А. указанных расходов по самостоятельному приобретению лекарственных средств подтверждается кассовыми чеками от 29.06.2023, 07.08.2023, 05.09.2023, 07.10.2023, 20.10.2023, выпиской по счету кредитной карты за период с 01.05.2023 по 17.12.2023.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Томской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими препаратами льготной категории граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им медицинскими препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания лицам медицинской помощи, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих медицинских изделий за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Поскольку в данном случае в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право истца, то для восстановления этого нарушенного права, подлежат взысканию с ответчика денежные средства в сумме /________/ руб. в качестве убытков, которые суд признает обоснованными.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь

Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод; право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Поскольку судом установлено наличие у Козлова Б.А. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок по вине ответчика необходимых истцу по жизненным показаниям лекарственных препаратов, указанных в рецептах, выписанных врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны Департамента здравоохранения Томской области, выразившиеся в неисполнении возложенных на него законом функций по закупке лекарственных препаратов, и наступившие в связи с этими действиями ответчика последствия - приобретение Козловым Б.А. необходимых ему лекарственных препаратов за счет собственных средств, физические и нравственные страдания Козлова Б.А., обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых ему по жизненным показаниям (моральный вред), то суд приходит к выводу о взыскании в пользу Козлова Б.А. компенсации морального вреда в размере /________/ руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кировского района г.Томска удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу Козлова Б.А. расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере /________/ руб., компенсацию морального вреда в размере /________/ руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления его полного текста.

Судья подпись Л.Л.Аплина

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024

2-288/2024 (2-3499/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района г. Томска
Козлов Борис Анатольевич
Ответчики
Департамет Здравоохранения Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Аплина Л.Л.
Дело на сайте суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее