Дело №2-758/2022
44RS0002-01-2021-005373-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2022 года г. Кострома
Ленинский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Балаевой Н.С.,
при помощнике судьи Матвеичевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева С. М. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области о перерасчете среднего заработка для выплаты страхового возмещения,
установил:
Королев С.М. обратился в суд с исковым заявлением к АО «Московская акционерная страховая компания» и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, указывая, что dd/mm/yy между ФССП России и АО «МАКС» заключен госконтракт № на оказание услуг по осуществлению во втором полугодии 2018 года страхования жизни и здоровья судебных приставов в соответствии со ст. 20 Федерального закона от dd/mm/yy №-Фз «О судебных приставах». Истец с 2012 года замещает должность государственной гражданской службы – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела УФССП по Костромской области. dd/mm/yy в 13 час. 45 мин. Истцу при вполнении должностных обязанностей в здании Управления по адресу: ..., произошел страховой случай. dd/mm/yy документы по страховому случаю были направлены на имя заместителя главного судебного пристава РФ для принятия решения об обоснованности требования о выплате страховой суммы, а dd/mm/yy в АО «МАКС». dd/mm/yy АО «МАКС» перечислили истцу 216146 руб. 50 коп. Согласно справке о заработной плате от dd/mm/yyг. за период с июня 2017 года по май 2018 года средний заработок истца составлял 26399 руб. 54 коп, общая сумма заработка составила 316974 руб. 50 коп. Истец полагает, что выплаченное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка. Полагает, что имело места недоплата страхового возмещения, в связи с чем просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по ... произвести перерасчет среднего заработка для выплаты страхового возмещения с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрении, взыскать сумму недоплаченного страхового возмещения в размере 82648 руб. в свою пользу с АО «МАКС», а также взыскать неустойку в размере 19799 руб. с АО «МАКС».
Впоследствии истцом представлено уточненное исковое заявление, согласно которому истец просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области произвести перерасчет среднего заработка для выплаты страхового возмещения с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрении, требования к ответчику АО «МАКС» не поддержал.
В судебное заседание истец Королев С.М. не явился, его интересы в судебном заседании представлял Мартынов А.В., действующий по доверенности, который уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УФССП по Костромской области Храмова А.Р., она же представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле, - Федеральной службы судебных приставов России- в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица АО «МАКС» Поляков Е.С. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 20 ФЗ «О судебных приставах» (в редакции, действовавшей на дату наступления страхового случая) жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
Королев С.М. работает с dd/mm/yy в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Управлении ФССП по Костромской области.
dd/mm/yy при исполнении служебных обязанностей с Королевым С.М. получил легкие повреждения здоровья, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве.
dd/mm/yy в адрес АО «МАКС» из Управления ФССП России по Костромской области поступили материалы по данному случаю, случай признан страховым, а Королеву С.М. выплачена сумма страхового возмещения в размере 216146 руб. 50 коп.
Факт наступления страхового случая сторонами по делу не оспариваются.
Между сторонами возник спор о размере страхового возмещения, подлежащего выплате Королеву С.М., в связи с указанным страховым случаем.
Королев С.М., ссылаясь на справку от dd/mm/yy, указывает, что его среднемесячный заработок за период с июня 2017 года по май 2018 года составлял 26399 руб. 54 коп.
Судом установлено, что dd/mm/yy между ФССП России и ЗАО «Макс» заключен государственный контракт, по условиям которого страховщик осуществляет в первом полугодии 2018 года обязательное государственное страхование жизни и здоровья судебных приставов ФССП и обязан выплатить застрахованным лицам 9выгодоприобретатеям) страховые суммы при возникновении обусловленных в контракте страховых случаев.
Согласно п. 3.1 контракта, страховые суммы выплачиваются застрахованным лицам по страховым случаям, произошедшим в течение периода страхования, в случае причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспобности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
Согласно п. 3.2 выплата страховых сумм производится страховщиком в срок не позднее 15 рабочих дней со дня предоставления страховщику страхователем или застрахованным лицом (выгодоприобретателем) заявления застрахованного лица по форме, согласно регламента «О порядке взаимодействия субъектов обязательного государственного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) ФССП России в первом полугодии 2018 года» при причинении судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью», являющегося Приложением №1 к ТЗ заказчика и неотъемлемой частью контракта и документов, указанных в регламенте.
Согласно гл. 3 указанного регламента, в случае причинения застрахованному лицу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, территориальный орган ФССП России (выгодоприоретатель) представляет в ФССП России, в том числе справку о доходах застрахованного лица для исчисления выплаты страховой суммы (форма №4 приложения к Регламенту). В справке указываются доходы за 12 месяцев, предшествовавших страховому случаю.
Как установлено в судебном заседании данная справка по форме № была представлена территориальным органом ФССП России – Управлением ФССП России по Костромской области в целях определения страховой суммы в ФССП России. Однако в данной справке размер дохода Королева С.М. за период с июня 2017 года по май 2018 года составил 216146, 50 руб., в частности в графе премии по результатам работы указанная сумма за данный период в размере 28901 руб. 50 коп.
Разрешая спор, суд исходит из следующих положений закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям частей 1, 2, 3, 10 статьи 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно карточке сотрудника Королева С.М. за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy (том1 л.д. 102), всего Королеву С.М. начислено за указанный период 316794 руб. 50 коп., в том числе единовременное денежное поощрение в общей сумме 82648 руб.
Проанализировав сведения о выплатах Королеву С.М., отраженные в данной карточке и сведения о выплатах, внесенные в справку формы №, представленные в страховую организацию, суд приходит к выводу, что в справку формы № для расчета страховой суммы не вошли единовременные денежные поощрения на сумму 82648 руб.
Данные единовременные денежные поощрения выплачивались Королеву С.М. на основании №-ДСП от dd/mm/yy, приказа №-ДСП от dd/mm/yy приказа №-ДСП от dd/mm/yy, приказа №-ДСП от 05 июля 217 г., приказа № –ДСП от dd/mm/yy приказа №-ДСП от dd/mm/yy, приказа №-ДСП от dd/mm/yy и приказа №-ВМ-ДСП от dd/mm/yy
Таким образом, в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy Королеву С.М. выплачивались денежные средства в виде материального стимулирования, которые не вошли в справку формы №4 для расчета страховой суммы.
Суд приходит к выводу, что представитель ответчика ошибочно полагает, что данные единовременные поощрения не подлежат включению в справку формы №4, и исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" были предусмотрены в 2017, 2018 г.г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Так, Правительством Российской Федерации постановлениями от 23.02.2017 г. №228-7 и от 06.03.2018 г. №229-6, которыми в 2017 и 2018 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование работникам территориальных органов ФССП России.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное в период работы, материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правила).
Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и максимальным размером не ограничивается.
Частью 10 статьи 50 поименованного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания гражданских служащих. На это указывал Верховный суд в решении от 27 ноября 2019 г. №АКПИ 19-773.
В данном случае в разделе 6 Порядка расчета среднемесячной заработной платы Регламента «О порядке взаимодействия субъектов обязательного государственного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) ФССП России» определен порядок расчета среднемесячной заработной платы.
В п. 6.3 предусмотрено, что расчет суммы страхового возмещения производится бухгалтерией территориального органа ФССП России в «Справке о доходах (форма №4), с указанием всех видов выплат, предусмотренных системой оплаты труда: в том числе премии по результатам работы.
Поскольку единовременные поощрения имеют характер материального стимулирования сотрудников территориального органа ФССП России, фактически Королеву С.М. выплачены, суд относит данные единовременные выплаты к премиям по результатам работы, что предусмотрено п. 6 Регламента, следовательно суммы единовременных поощрений должны учитываться при исчислении среднего заработка Королева С.М., в целях выплаты страхового возмещения по страховому случаю от dd/mm/yy. Так как данные единовременные поощрения не были включены в справку формы №, данное нарушение влечет нарушение гарантированного законом права Королева С.М. на выплату страховой суммы в размере, предусмотренном законом.
С учетом изложенного, суд приходит к Управление Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области произвести перерасчет среднемесячного заработка Королева С. М. за период с июня 2017 года по май 2018 года с учетом материального стимулирования в виде единовременных выплат в целях выплаты страхового возмещения по страховому случаю от dd/mm/yy.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ dd/mm/yy.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2022 ░░░░.