121а
3а-577/2020
УИД 24OS0000-01-2020-000225-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 23 июня 2020 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Коломийцевой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Ю.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Семенов Ю.М., будучи собственником, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных на территории <адрес>.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушены права административного истца, который оплачивает земельный налог в завышенном размере.
Просил установить кадастровую стоимость указанного выше недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 2 165 000 руб. по состоянию на <дата>, для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 2 257 000 руб. по состоянию на <дата>
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Судом установлено, что в собственности административного истца Семенова Ю.М. находится следующее недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2316,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов 4-5 классов опасности, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 27-28). Кадастровая стоимость данного участка по состоянию на <дата> установлена в размере 3 923 327,16 руб. (л.д. 18);
земельный участок с кадастровым номером №, площадью 920,00 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код – 4.9), в части размещения стоянок (парковок) адрес (местоположение) объекта: <адрес> (л.д. 24-25). Кадастровая стоимость данного участка по состоянию на <дата> установлена в размере 4 977 568 руб. (л.д. 19).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке рыночной стоимости принадлежащего ему недвижимого имущества, выполненные ООО Оценочная Компания «Старатель».
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3 923 327,16 руб. по состоянию на <дата> (л.д. 66-102).
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 977 568 руб. по состоянию на <дата> (л.д. 29-65).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследованы отчеты об оценке № от <дата>, № от <дата> и установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3 923 327,16 руб. по состоянию на <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 977 568 руб. по состоянию на <дата>, не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ).
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации", определение кадастровой стоимости как налоговой базы, предрешая размер налоговых (и других) обязательств, затрагивает права налогоплательщиков, в частности, по земельному налогу, включая право на обоснованное, законное (по правилам оценочной деятельности) определение кадастровой стоимости, входит в объем прав лиц, которым принадлежат земельные участки.
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 3 923 327,16 руб. определенной по состоянию на <дата>
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 4 977 568 руб. определенной по состоянию на <дата>
Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами № следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семенова Ю.М., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2316,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов 4-5 классов опасности, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 3 923 327,16 руб., определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 920,00 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код – 4.9), в части размещения стоянок (парковок) адрес (местоположение) объекта: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 977 568 руб., определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать <дата>.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский