Решение по делу № 2а-313/2021 от 21.12.2020

Административное дело

№ 2а-313/2021

(УИД № 42RS0011-01-2020-004710-17)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий                                                      21 января 2021 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,

при помощнике судьи Мешковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко В. П., Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо уменьшении его размера,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу (МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу) об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо уменьшении его размера.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко Л.П., УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Ленинск-Кузнецкого района.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа является должником в исполнительном производстве, возбужденном по решению Ленинск-Кузнецкого районного суда от 07.09.2018 по делу № 2а-291/2018 по административному иску прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чусовитинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, которым заявленные требования прокурора были удовлетворены. Согласно указанному решению администрация Чусовитинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в срок до 30.04.2019 обязана была принять меры к обустройству на территории Чусовитинского сельского поселения мест купания и массового отдыха населения у воды с учетом имеющихся населенных пунктов и водоемов; организовать спасательные посты, укомплектованные аттестационными спасателями, оснащенные спасательными средствами, электромегафонами, средствами связи, в местах с массовым скоплением людей, стихийно использующихся в целях купания и отдыха населения у воды без разрешения на пользование, выданного ГИМС МЧС России по Кемеровской области. В срок до 30.04.2019 года решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области не исполнено.

Решением Совета народных депутатов от 26.12.2019 №22 принято решение о ликвидации администрации Чусовитинского сельского поселения как юридического лица, правопреемником администрации Чусовитинского сельского поселения определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Чусовитинского сельского поселения была ликвидирована 06.07.2020.

Определением Ленинск-Кузнецкого районного суда по делу №13а-130/2020, вступившим в законную силу 21.08.2020, было удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя об установлении правопреемства, произведена замена должника администрации Чусовитинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области ее правопреемником администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

На основании исполнительного листа <номер> от 21.08.2020 судебный пристав-исполнитель 25.09.2020 возбудил исполнительное производство <номер> и дал должнику - администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа пять дней для добровольного исполнения решения суда. Поскольку должник в указанный 5-дневный срок добровольно требования не исполнил, судебный пристав исполнитель вынес постановление от 26.10.2020 <номер> о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный истец полагает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не учтены объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение постановления судебного пристава-исполнителя.

Обязывая администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа принять меры к обустройству на территории Чусовитинского сельского поселения мест купания и массового отдыха населения у воды, а также организовать спасательные посты, укомплектованные аттестационными спасателями, оснащенные спасательными средствами, электромегафонами, средствами связи, в местах с массовым скоплением людей, стихийно использующихся в целях купания и отдыха населения у воды без разрешения на пользование, выданного ГИМС МЧС России по Кемеровской области, не учтено, что выполнение данных обязательств является расходными обязательствами. При формировании бюджета необходимо включить в его расходную часть денежные средства на указанные цели.

Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 19.12.2019 №331 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции решений Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 16.01.2020 №40, от 25.02.2020 №60, от 26.03.2020 №71, от 30.04.2020 №93, от 28.05.2020 №106, от 25.06.2020 №113, от 27.08.2020 №136) бюджет округа утвержден с дефицитом. В последнем решении объем дефицита составляет 9000 тыс.рублей, при общем объеме доходов – 1310465,8 тыс.рублей и общем объеме расходов – 1319465,8 тыс.рублей. Учитывая ограниченные возможности бюджета, в бюджете запланированы только те бюджетные обязательства, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности округа. Таким образом, у администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на сегодняшний день отсутствует финансовая возможность обеспечить исполнение решения суда по делу № 2а-291/2018.

Кроме того, при вынесении решения от 07.09.2018 по делу № 2а-291/2018 администрации Чусовитинского сельского поселения был предложен разумный срок для исполнения указанного решения суда, а правопреемнику – администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа аналогичный срок не предоставлялся.

24.11.2020 администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа обратилась в Ленинск-Кузнецкий районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

При планировании бюджета на 2021 год администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа будут запланированы расходы на выполнение мероприятий, указанных в решении суда от 07.09.2018 года по делу № 2а-291/2018.

Таким образом, со стороны администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

Административный истец просит суд освободить администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.10.2020 <номер> в размере 50000 рублей либо уменьшить размер исполнительского сбора на 25%, т.е. 12500 рублей.

Представитель административного истца Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко В.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила возражения на административное исковое заявление, которое считает не подлежащим удовлетворению.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбасса, Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Представитель заинтересованного лица (истца по делу) Прокуратуры Ленинск-Кузнецкого района – помощник прокурора Левченко Е.В. в судебном заседании против удовлетворения требований Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа об освобождении от уплаты исполнительского сбора не возражала.

Суд, выслушав помощника прокурора Левченко Е.В., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1, 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч.3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).

Согласно ч. 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 07.09.1018 по административному делу № 2а-291/2018 были удовлетворены исковые требования Прокурора Ленинск-Кузнецкого района, на администрацию Чусовитинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области возложена обязанность в срок до 30.04.2019 принять меры к обустройству на территории Чусовитинского сельского поселения мест купания и массового отдыха населения у воды с учетом имеющихся населенных пунктов и водоемов.

В срок до 30.04.2019 года решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области не исполнено.

Решением Совета народных депутатов от 26.12.2019 №22 принято решение о ликвидации администрации Чусовитинского сельского поселения как юридического лица, правопреемником администрации Чусовитинского сельского поселения определена администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.

Запись о ликвидации администрации Чусовитинского сельского поселения была внесена в ЕГРЮЛ 06.07.2020.

Определением Ленинск-Кузнецкого районного суда по делу №13а-130/2020, вступившим в законную силу 21.08.2020, было удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя о процессуальном правопреемстве, произведена замена должника администрации Чусовитинского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области на её правопреемника – администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, выдан исполнительный лист серии <номер> от 21.08.2020.

На основании исполнительного листа серии <номер> от 21.08.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области-Кузбассу 25.09.2020 было возбуждено исполнительное производство <номер>, должнику администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа предоставлен срок пять дней для добровольного исполнения решения суда.

Поскольку должник в указанный 5-дневный срок добровольно требования не исполнил, судебный пристав исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко В.П. вынесла постановление от 26.10.2020 <номер> о взыскании с администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.

Судом также установлено, что определением Ленинск-Кузнецкого районного суда от 02.12.2020, вступившим в законную силу 24.12.2020, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 07.09.1018 по административному делу № 2а-291/2018 на срок до 30 июня 2021 года. При этом судом установлено, что для исполнения решения суда администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа необходимо включить расходы на мероприятия, указанные в решении, в бюджет на 2021 год, бюджет округа на 2020 год запланирован с дефицитом в размере 9 000 тыс. рублей.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, указывающие на наличие объективных и уважительных причин неисполнения судебного акта в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признание того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительного сбора, принадлежит суду.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает, что от исполнения решения Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 07.09.2018 по административному делу № 2а-291/2018 администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа не уклонялась, учитывая, что исполнение требований исполнительного документа зависит не только от действий должника, но и от объективных обстоятельств, суд считает возможным применить положения п.7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", освободив администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от уплаты исполнительского сбора, установленного ко взысканию постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу <номер> от 26.10.2020 в рамках исполнительного производства <номер> от 25.09.2020.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко В. П. <номер> от 26.10.2020 в рамках исполнительного производства <номер> от 25.09.2020.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2021 года.

Председательствующий: подпись                                                         Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в материалах административного дела № 2а-313/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области

2а-313/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа
Ответчики
МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП по Кемеровской области-Кузбассу Лебеденко Валерия Павловна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу
Другие
прокуратура Ленинск-Кузнецкого района
Суд
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
Судья
Бондарь Е.М.
Дело на сайте суда
leninsk-kuznecky.kmr.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
22.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2020Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее