Дело № 2а-257/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-257/2022 по административному исковому заявлению Бобкова В.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о признании решений незаконными,
установил:
Бобков В.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о признании решений незаконными.
В обоснование своих требований административный истец указал, что решением налогового органа № 4324 от 03.07.2020 г. Бобков В.В. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Не согласившись с указанным решением, административный истец в порядке, установленным главой 19 НК РФ направил (апелляционную) жалобу административному ответчику, в которой указал, что считает данное решение незаконным, поскольку во втором квартале 2019 года Бобковым В.В. использовалось только одно транспортное средство – Volkswagen Polo, государственный знак Т731СС71, физический показатель которого 4 посадочных места указан в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2019 года.
Решением налогового органа № от 20.08.2020 года Бобкову было отказано в удовлетворении требований.
Решением УФНС России по Тульской области № от 03.07.2020 г. Бобков был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Не согласившись с указанным решением, административный истец в порядке, установленным главой 19 НК РФ направил (апелляционную) жалобу административному ответчику, в которой указал, что считает данное решение незаконным, поскольку в налоговой декларации по ЕНВД за четвертый квартал 2019 года указан физический показатель – 4 посадочных места, исходя из того, что в четвертом квартале 2019 года в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров использовалось одно транспортное средство, в то время как в вышеуказанном решении данный показатель составляет 44 посадочных места в каждом из месяцев спорного периода.
С учетом изложенного, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления в связи с тем, что он пропущен им по уважительной причине: с содержанием решений налогового органа № № от 20.08.2020 и № №» от 21.10.2020, принятым по апелляционным жалобам Бобкова В.В. в вышестоящий налоговый орган, об отказе в удовлетворении его требований, заявитель был ознакомлен лишь 08.11.2021 в процессе административного производства по делу № 2а-1278/2021, когда пришел в суд для ознакомления с материалами дела, что подтверждается распиской. Ранее данные решения не направлялись в адрес заявителя и не вручались ему, вследствие чего он считал досудебный порядок урегулирования спора, установленный ст. 138, 139 Налогового кодекса РФ, не соблюденным и не имел возможности обратится в суд за защитой своих прав, т.к. согласно п.п.6 п.1 ст. 126 КАС РФ он обязан приложить к настоящему заявлению доказательства соблюдения такого порядка.
Просит признать решения налогового органа №, № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бобков В.В. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, незаконными.
В судебное заседание административный истец Бобков В.В. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Банин С.А. в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. В представленных суду письменных пояснениях сослался на то, что административным истцом пропущен срок обращения в суд. Указал на невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, в связи с тем, что в соответствии с п.9 ст. 101 и п.1 ст. 101.2 НК РФ, Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> признает вступившим в законную силу решение от ДД.ММ.ГГГГ №, № со дня принятия решения по апелляционной жалобе.
Заслушав представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Банина С.А., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
При этом в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Статья 9 Налогового кодекса РФ признает участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе: организации и физических лиц налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета соответствующего региона согласно ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
Статья 357 Налогового кодекса РФ определяет, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено ст. 7 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (далее - Закон Тульской области № 343-ЗТО) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п.п. 2-4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пунктам 2-4 статьи 52 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 5 ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период).
При рассмотрении административного дела судом установлено, что по данным налогового органа, на момент проверки, за Бобковым В.В. числилось 12 легковых транспортных средств:
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №
- Фольксваген поло, государственный знак №
- Фольксваген поло, государственный знак №
- Фольксваген поло, государственный знак №;
- Фольксваген поло, государственный знак №.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 64 КАС обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Привокзального районного суда города Тулы от 29.11.2021 года, административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области удовлетворены.
При рассмотрении указанного гражданского дела суд пришел к выводу, что действия должностных лиц налогового органа являются правомерными, поскольку соответствуют положениям НК РФ и не могут рассматриваться, как нарушающие права и законные интересы налогоплательщика Бобкова В.В. При этом налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и сроки обращения в суд с административным иском.
Не согласившись с требованиями налогового органа, Бобков В.В. обратился в Управление ФНС России по Тульской области с жалобой, в которой отразив вышеприведенные судом обстоятельства, просил признать предъявляемую ему согласно уведомлений и требований налоговых органов задолженность по налогам пеням и штрафам невозможной ко взысканию, списать ее и прекратить незаконное, по его мнению, направление в его адрес налоговых уведомлений о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Решением № от 03.07.2020 года Управлением ФНС России по Тульской области отмечено, что транспортное средство регистрационный номер № проданное Абрамову Ф.З. на основании договора купли – продажи от 23.01.2019 года, снято Бобковым В.В. с учета в органах ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ, самим налогоплательщиком. При таких обстоятельствах, поскольку в собственности у ФИО2в проверяемый период находилось от 12 до 11 автомобилей (что подтверждается как сведениями ГИБДД, так и информацией, предоставленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, согласно которой ИП Бобкову В.В. выданы разрешения на осуществление деятельности легкового такси на 12 автомобилей), Инспекцией при расчете ЕНВД за проверяемый период правомерно учтены все эти транспортные средства, принадлежащие ИП Бобкову В.В. на праве собственности.
Решением № от 03.07.2020 года Управлением ФНС России по Тульской области отмечено, что Инспекцией установлены обстоятельства, которые образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ, при этом основания для снижения штрафных санкций вследствие неправомерного, систематического занижения на протяжении 2019 года ИП ФИО2 налоговой базы по ЕНВД, отсутствуют.
В решении по жалобе № от ДД.ММ.ГГГГ Бобкову В.В. было разъяснено, что поскольку в собственности у административного истца в проверяемый период находилось 11 автомобилей, что подтверждается, как сведениями ГИБДД, так и информацией, представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, инспекцией при расчете ЕНВД за проверяемый период правомерно учтены все эти транспортные средства, принадлежащие ИП Бобкову В.В. на праве собственности, Управление пришло к выводу, что Инспекцией установлены обстоятельства, которые образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, при этом основания для снижения штрафных санкций по данной статье вследствие неправомерного, систематического занижения на протяжении 2019 года ИП Бобковым В.В. налоговой базы по ЕНВД, отсутствуют.
В решении по жалобе № от 03.07.2020 Бобкову В.В. было разъяснено, что поскольку в собственности у административного истца в проверяемый период находилось от 12 до 11 автомобилей, что подтверждается как сведениями ГИБДД, так и информацией предоставленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, согласно которой ИП Бобкову В.В. выданы разрешения на осуществление деятельности легкового такси на 12 автомобилей, Инспекцией при расчете ЕНВД за проверяемый период правомерно учтены все эти транспортные средства, принадлежащие ИП Бобкову В.В. на праве собственности.
В принудительном порядке указанная сумма ко взысканию с налогоплательщика не предъявлена.
Требование выставлено уполномоченным органом в пределах его компетенции, нарушений прав и законных интересов налогоплательщика вследствие определения налоговым органом суммы его налоговой задолженности и направления в адрес налогоплательщика требования об уплате налога не допущено.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд обращает внимание на то, что согласно справкам об отправке/доставке почтовых отправлений Федеральной почтовой службой №№, № (дата отправки – 22.10.2020, вручение адресату – 28.10.2020), вместе с тем за судебной защитой он обратился лишь 19.11.2021, согласно оттиску печати на конверте, ДД.ММ.ГГГГ года (заявление принято Центральным районным судом города Тулы вх. № №), то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: