Дело № 2-1487/2023

УИД 51RS0001-01-2023-000862-80

Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 марта 2023 года                         г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,

при секретаре Рустамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Мурманска № 154 о возложении обязанности по проведению мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ г.Мурманска №154 о возложении обязанности по проведению мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа выявлен факт неисполнения МБДОУ г. Мурманска № 154 требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В целях оценки доступности объектов МБДОУ г.Мурманска № 154 в 2018 году проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

По результатам обследования разработан План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг, 29.12.2018 согласованный с Комитетом по образованию администрации г.Мурманска и утвержденный МБДОУ г.Мурманска № 154.

Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024гг», средства которой являются источником финансирования необходимых работ.

До настоящего времени мероприятия первого этапа по I повышению физической доступности объекта не проведены. Денежные средства в рамках Муниципальной программы «Развитие образования» на 2018-2024 годы на их реализацию не выделялись. Объект и услуги образовательного учреждения по-прежнему не являются доступными для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В ходе судебного рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования в соответствии, с которыми просила суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 154 провести мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг согласно «Плану мероприятий по повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта)», утвержденному Заведующей МБДОУ г. Мурманска № 154 и согласованного с комитетом по образованию администрации г. Мурманска 29.12.2018, срок исполнения которых предусмотрен 1 этапом работы (2018 г.), в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: приобрести и установить информационные табло согласно п.п. 3.3.2, 3.5.2 раздела 1 Плана; установить информацию о туалете со стороны дверной ручки, информацию рядом со входом о контактном номере сотрудника, который может открыть туалет (п. 3.5.1 раздела 1 плана).

Помощник прокурора в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель МБДОУ г. Мурманска №154 в судебном заседании, указал, что в учреждении осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности ДОУ и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности: на въезде в территорию ДОУ, по входу в здание (около двери центрального входа) установлена информация об ОСИ с рельефно - точечным шрифтом Брайля; предусмотрена информация о направлении пути движения к зонам целевого назначения и туалету: установлены световые табло «Выход», указатели с названиями кабинетов, туалета; при входе на территорию ДОУ и при входе в здание предусмотрена информация о возможности связаться с дежурным администратором для сопровождения инвалидов с нарушениями зрения, а также с патологией верхних конечностей при получении ими услуг; для организации размещения комплексной системы информации на всех зонах ДОУ, установления информации по направлению пути движения к зонам к целевого назначения и туалета в ближайшее время будет заключён договор на изготовление информационного стенда, схемы помещений ДОУ, тактильных табличек со шрифтом Брайля для МГН; по решению вопроса доступности к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта на сайте МБ ДОУ: http://doul 54.nubex.ru размещены схемы путей движения воспитанников, транспортных средств, подъездные и пешеходные пути.

Размещение тактильной предупредительной информации для инвалидов по зрению возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения.

На сайте МБДОУ http://doul54.nubex.ru создан раздел «Доступная среда» где размещена информация об услугах для инвалидов.

Указала на то, что исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не предоставляется возможным в виду отсутствия финансирования. Оставил рассмотрение требований на усмотрение суда.

Представитель Комитета по образованию администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что выполнение мероприятий согласно плану возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора по обеспечению доступности объекта для инвалидов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не предоставляется возможным. Оставил рассмотрение требований на усмотрение суда.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой округа выявлен факт неисполнения МБДОУ г. Мурманска № 154 требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В ходе проведенной проверки установлено, что МБДОУ г. Мурманска № 154 является дошкольной образовательной организацией, организационно-правовая форма - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, что следует из Устава учреждения.

Согласно п. 1.5 Устава учредителем образовательной организации является муниципальное образование город Мурманск. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации г. Мурманска.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, печать, штамп, бланки со своим наименованием (п. 1.6 Устава).

В соответствии с п. 1.8 Устава, деятельность Учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов обучающихся, светского характера образования.

В силу п. 1.10 Устава, Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества (п. 1.11 Устава).

Согласно п. 2.3.1, 2.3.2 Устава, основные виды деятельности Учреждения: реализация основной образовательной программы дошкольного образования; осуществление присмотра и ухода за детьми.

Дополнительные виды деятельности Учреждения – реализация дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования;

В 2018 году в целях оценки доступности объектов и услуг МБДОУ г.Мурманска № 154 было проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен Паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с инвалидностью и иных лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

По результатам обследования был разработан План мероприятий по поэтапному повышению уровню доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта), 29.12.2018 согласованный Комитетом по образованию Администрации г.Мурманска и утвержденный МБДОУ г.Мурманска № 154.Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024гг», средства которой являются источником финансирования необходимых работ.

До настоящего времени мероприятия первого этапа по I повышению физической доступности объекта не проведены. Денежные средства в рамках Муниципальной программы «Развитие образования» на 2018-2024 годы на их реализацию не выделялись. Объект и услуги образовательного учреждения по-прежнему не являются доступными для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствии с ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, включая общественные здания, строения и сооружения, и к предоставляемым в них услугам;

-возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;    

-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на указанных объектах;    

-надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;        

-дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

-оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» определен порядок обеспечения условии доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 7 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, в который включаются следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг,

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 вышеуказанного Порядка;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 вышеуказанного Порядка;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 11 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 закреплено, что обеспечение условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту включает в себя, в том числе, оборудование организации выделенными стоянками автотранспортных средств для инвалидов, адаптированными лифтами; поручнями; пандусами; подъемными платформами (аппарели); раздвижными дверями; доступными входными группами; доступными санитарно-гигиеническим помещениями; достаточной шириной дверных проемов в стенах, лестничных маршей, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.    

Основные требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных граждан приведены также в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Пункт 6 СП 59.13330.2020 устанавливает требования к помещениям и элементам зданий (сооружений), в том числе, требования к входным группам, путям движения в зданиях, санитарно-бытовым помещениям, техническим средствам связи, информации и сигнализации, доступных для маломобильных групп граждан.

В том числе, согласно п. 6.5 СП 59.13330.2020 стоянки (парковки) транспортных средств; зоны предоставления услуг; входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения, иные помещения должны быть обозначены знаком доступности для маломобильных групп населения.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах- колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

По результатам проведенной прокуратурой округа проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства МБДОУ г. Мурманска № 154 не проведены мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг, а именно не приобретено и не установлено информационное табло согласно п.п. 3.3.2, 3.5.2 раздела 1 Плана; не установлена информация табличка о туалете со стороны дверной ручки, информация рядом со входом о контактном номере сотрудника, который может открыть туалет (п. 3.5.1 раздела 1 плана).

Требования, установленные вышеприведенными нормативными правовыми актами устанавливают требования по проведению мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекте и предоставляемых услуг согласно «Плану мероприятий по повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Оценивая доводы истца относительно срока для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической деятельности, суд полагает срок – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разумным.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пункту 1.3. статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ № 154 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ № 154 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░.░. 3.3.2, 3.5.2 ░░░░░░░ 1 ░░░░░),

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░. 3.5.1 ░░░░░░░ 1 ░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ № 154 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1487/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска
Ответчики
Комитет по образованию администрации г.Мурманска
МАДОУ г.Мурманска №154
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Лабутина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее