Решение по делу № 33-7690/2023 от 13.02.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-7690/202378RS0005-01-2022-008786-43 Судья: Лукашев Г.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 13 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Селезневой Е.Н.
судей    при секретаре Орловой Т.А.Ковалевой Е.В.Морозовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7578/2022 по апелляционной жалобе Васильевой Светланы Николаевны на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23.12.2022 года по иску Васильевой Светланы Николаевны к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения № 4/15-ССП от 20.05.2022 об отказе в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителя истца - Федорова Д.А., представителя ответчика - Пирятинского Ф.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Васильева С.Н. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным решения №...-ССП от <дата> об отказе в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является членом семьи умершего ветерана боевых действий. <дата> истец направила в адрес ответчика заявление о выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий.

<дата> ответчик письмом №...-ССП в выдаче указанного удостоверения отказал.

Истец считает решение об отказе в выдаче удостоверения незаконным, поскольку оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, полагает, что ей при обращении с заявлением были представлены все документы, необходимые для выдачи удостоверения.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением истец подала апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от <дата> настоящее дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ответчика полагал решение суда законным и обоснованным.

Истец в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайства об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представила, в связи с чем, учитывая также, что истец реализовала свое право на ведение дела через представителя, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васильева С. Н. <дата> обратилась в администрацию <адрес> через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением №... о предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта; удостоверение на имя Васильева И. В. от <дата> о праве на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» серии РМ №..., выданное Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и <адрес>; свидетельство о смерти <дата> Васильева И. В. от <дата> V-AK №..., выданное Отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти Комитета по делам записи актов гражданского состояния; свидетельство о заключении брака <дата> между Васильевым И. В. и Стоговой С. Н. от <дата> П-АК №..., выданное Отделом ЗАГС <адрес> Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения заявления Васильевой С.В., ответчик установил, что на дату обращения <дата> Васильевой С.Н. исполнилось 46 лет, по сведениям автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» Васильева С.Н. не являлась получателем пенсии по старости либо инвалидом. Сведения о прохождении Васильевым И.В. военной службы или его участии в боевых действиях представлены не были. Документы о нахождении Васильевой С.Н. на иждивении у Васильева И.В. или справка о получении Васильевой С.Н. пенсии по случаю потери кормильца также представлены не были. По данным городской информационно-поисковой системы «Население. Жилой фонд» ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство Санкт-Петербурга» на <дата> Васильева С.Н. зарегистрирована в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, совместно с дочерью, Донской О. Д., <дата>, года рождения.

По результатам рассмотрения заявления Васильевой С.Н. №... администрацией принято решение об отказе в выдаче удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные для членов семей погибших (умерших) военнослужащих статьёй 21 Федерального Закона «О ветеранах» в связи с непредставлением документов для получения удостоверения, предусмотренных требованиями регламента, в полном объеме, а именно: истцом не был представлен документ, подтверждающий участие супруга истца Васильевой С.Н.Васильева И.В. в конкретных боевых действиях, относительно которых Федеральным законом от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" утвержден перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, на которых осуществлялись соответствующие боевых действия? что необходимо для определения права истца на получение соответствующего удостоверения. В отсутствие указанных сведений ответчик не имеет правовых оснований для выдачи удостоверения.

Решение направлено Васильевой С. Н. письмом администрации от <дата> №...-ССП.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд указал, что приказов о непосредственном участии Васильева И.В. в боевых действиях как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях ответчику истцом представлено не было.

Представленные в отношении Васильева И.В. документы (удостоверение серии РМ №...) не содержат сведений о его участии в боевых действиях.

По запросу суда в Главном управлении МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> истребованы сведения об участии супруга Васильевой С.Н. - Васильева И.В. в боевых действиях. На запрос суда сообщено, что на имя Васильева И.В. оформлено и выдано удостоверение серии РМ №... на основании выписки из приказа ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> от <дата> №.... Направить в адрес суда сведения об участии Васильева И.В. в боевых действиях не представляется возможным на основании п.п. 92, 93 Указа Президента Российской Федерации от <дата> №..., а также п. 132 Приказа МВД России №... дсп от <дата>.

Судебная коллегия, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Названные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на труд (статья 37, часть 1) и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину или, в случае его гибели (смерти), членам его семьи вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей (абзац второй пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 7-П).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социальной защиты, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Основываясь на указанных принципах, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования отношений в сфере социальной защиты такой категории граждан, как военнослужащие, которые - в силу специфики выполняемой ими служебной деятельности, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, то есть сопряженной с выполнением конституционно значимых функций и, как следствие, со значительным риском для жизни и здоровья, - обладают особым правовым статусом, предусмотрел и меры социальной поддержки для членов семей тех из них, кто погиб (умер) в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы по контракту, по отдельным основаниям, установленным законом. При этом, поскольку Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретных мер социальной защиты, а также порядка и условий их предоставления тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель действовал в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий, исходя из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности, а обязательства государства по социальной поддержке таких лиц обусловлены характером социального государства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 22-П, от <дата> N 16-П, от <дата> N 12-П).

Федеральным законом от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе определен круг лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом.

Статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции на дату обращения истца с заявлением) независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до <дата> или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона "О ветеранах").

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии с пунктами 1 и 2 названной инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", выдача удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий производится органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий или его законного представителя.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" Правительство Санкт-Петербурга Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 863 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 519" установило, что администрации районов Санкт-Петербурга являются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими: прием заявлений и документов, необходимых для выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее - удостоверение), от граждан, указанных в статье 21 Федерального закона "О ветеранах" (их законных представителей), пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и граждан, не получающих пенсию (далее - граждане); прием от граждан заявлений и документов, необходимых для выдачи дубликата удостоверения; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения или его дубликата; оформление и выдачу гражданам удостоверений или их дубликатов; регистрацию выданных удостоверений или их дубликатов; учет и хранение удостоверений.

Отношения, возникающие при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" на территории Санкт-Петербурга регулируются административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах, утвержденным распоряжением комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от <дата> №...-р.

Согласно пункту 2.6 указанного административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту;

документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации (законного представителя) или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);

фотография гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, размером 3 x 4 сантиметра;

свидетельство о смерти погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, погибшего военнослужащего, погибшего в плену, погибшего в войну, погибшего в Ленинграде, за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга;

документ, подтверждающий право на получение удостоверения, в том числе:

документы о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, погибшего военнослужащего, погибшего в плену, погибшего в войну, погибшего в Ленинграде;

документ, подтверждающий родственное отношение к погибшему (умершему) инвалиду войны, участнику Великой Отечественной войны или ветерану боевых действий, погибшему военнослужащему, погибшему в плену, погибшему в войну, погибшему в Ленинграде;

пенсионное удостоверение либо справка о праве на пенсию по случаю потери кормильца;

пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина";

справка установленной формы о гибели военнослужащего.

Таким образом, Федеральным законом от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, в том числе, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы в случае предоставления супруге погибшего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения (в настоящее время супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак).

Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по приему заявления и документов для выдачи удостоверения членами семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий является администрация района Санкт-Петербурга.

При этом пунктом 2.6 административного регламента предусмотрено предоставления документа, подтверждающего право на получение удостоверения.

В настоящем случае истцом представлено удостоверение ветерана боевых действий на имя Васильева И.В., <дата> года рождения, серии РМ№..., выданное на основании выписки из приказа ГУВД по <адрес> и <адрес> от <дата> №....

Таким образом, правовых оснований для отказа в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий у ответчика не имелось.

Кроме того, согласно ответа ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> от <дата> №..., направление сведений об участии Васильева И.В. в боевых действиях не представляется возможным в связи с отнесением сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, специальным оперативным подразделениям; раскрывающим силы, средства, методы, планы, состояние или результаты проведения контртеррористических специальных операций, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения к государственной тайне, а, следовательно, возложение государственным органом обязанности на истца по предоставлению данных сведений заранее неисполнимо, влечет неправомерный отказ в реализации ее прав.

Учитывая, что положения подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают обязательность нахождения истца на пенсии, доводы ответчика о необходимости предоставления документов, подтверждающих данных факт, подлежат отклонению, как противоречащие нормам материального права, подлежащим применению в настоящем случае.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2022 года отменить.

Признать незаконным решение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об отказе Васильевой Светлане Николаевне в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий.

Обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга выдать Васильевой Светлане Николаевне удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 мая 2023 года.

33-7690/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Селезнева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
13.02.2023Передача дела судье
13.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее