УИД: 89RS0005-01-2020-004225-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2020 г. город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Клышниковой О.М.,
при секретаре судебного заседания Ахматшиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2119/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Васильев А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилась с административным иском о взыскании с Васильева А.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 6 875 рублей и пени за его несовременную уплату в сумме 111 рублей 14 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Васильев А.В., имея в период с 2014 по 2017 гг. в собственности автомобиль ..., государственный регистрационный знак №, не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, в связи с чем у него образовалась задолженность (недоимка). В связи с несвоевременной уплатой налога истцу были начислены пени. В добровольном порядке требования налогового органа ответчиком не исполнены. Судебный приказ о взыскании этих сумм, вынесенный мировым судьей
30 апреля 2020 г., отменен по заявлению ответчика 28 июля 2020 г.
Административный истец своего представителя в суд не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Васильев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленных возражениях просил в удовлетворении требований отказать в связи с истечением установленного срока взыскания недоимки.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
В соответствии со статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 61-ЗАО от 25 ноября 2002 «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» установлено, что ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Из материалов дела усматривается, что Васильев А.В. в период с 2014 по 2017 годы являлся плательщиком транспортного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежало транспортное средство ..., государственный регистрационный знак №
Вместе с тем, в установленный законом срок административный ответчик не произвел уплату указанного вида налога, в связи с чем, в адрес административного ответчика направлено требование от 05 февраля 2019 г. № об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 6 875 рублей и пени в размере 111 рублей 14 копеек в срок до 27 марта 2019 г. (л.д. 7). Однако, указанное требование до настоящего времени Васильевым А.В. не исполнено.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам относится к числу требований, по которым может быть выдан судебный приказ.
Следовательно, подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье наряду с подачей искового заявления является надлежащим обращением в суд и должна приравниваться к подаче искового заявления о взыскании налога в целях применения нормы пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что требование об уплате обязательных платежей не было исполнено в установленный налоговым органом срок (до 27.03.2019), а общая сумма недоимки превышала 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций не позднее 27.09.2019. Между тем, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился уже с пропуском установленного законом срока – 28.04.2020. Настоящий административный иск в суд поступил 30.09.2020.
Причины пропуска срока обращения с заявлением к мировому судье не указаны, и их уважительность судом не установлена.
При этом тот факт, что административный истец обратился в суд с требованием о взыскании налога и пени в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, правового значения не имеет.
Суд полагает, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для восстановления пропущенного срока, что в соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При установленных судом обстоятельствах налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пени за несвоевременную уплату указанного налога, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении административного иска к Васильев А.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 6 875 рублей и пени за его несовременную уплату в сумме 111 рублей 14 копеек, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись)