Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
< Дата > г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МФ РФ в лице УФК по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей,
Установил:
ФИО1 обратился в суд, указывая, что с < Дата > по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, условия содержания не соответствовали требованиям законодательства: отсутствовали лампы для ночного света, освещение было недостаточным. Искусственная вентиляция отсутствовала, окно было закрыто, свежий воздух не поступал. Постельное белье, мыло, туалетная бумага, зубная паста не выдавались, дезинфекция камер не проводилась. Камера была переполнена, на одного человека приходилось менее 3 кв.м. площади. В таких условиях пробыл 9 месяцев.
За содержание в ненадлежащих условиях в следственном изоляторе просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.
ФИО1, отбывающий наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд в известность не поставил.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области по доверенности ФИО3, действующая на основании доверенности № от < Дата > г., с исковыми требованиями ФИО1 о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями его содержания в следственном изоляторе, не согласилась, указала, что в период содержания истца в следственном изоляторе в 2000-2001 г.г. нормы действовавшего законодательства соблюдались в полном объеме. Права и законные интересы истца нарушены не были, все его доводы являются необоснованными и никакими доказательствами не подтверждены. С учетом изложенного просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со статьями 4,15,17,23,24 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети… Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
При разрешении возникшего спора судом установлено, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области (ранее - ФБУ ИЗ 39/1 г.Калининграда) с < Дата > по < Дата > г., далее убыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области для отбывания наказания по приговору Октябрьского районного суда Калининградской области.
Данные обстоятельства подтверждаются учетно-алфавитными карточками на следственно-арестованного (л.д.22).
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
По сообщению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от < Дата > ФИО1 с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области за период содержания в период с марта 2001 г. и по настоящее время не обращался.
По сообщению прокуратуры Калининградской области от < Дата > (л.д.17), прокуратуры Центрального района г.Калининграда от < Дата > (л.д.18) ввиду истечения предельных сроков хранения документов в органах прокуратуры, представить сведения об обращениях ФИО1 в период с < Дата > по < Дата > не представляется возможным.
Данных об обращениях в какие-либо иные органы в указанный период времени с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, истцом суду не представлено.
По представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области суду сведениям, лица, содержавшиеся в учреждении, размещались в соответствии с федеральным законом от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. на человека и обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). При отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счете по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы (приказ Минюста РФ от < Дата > № 148) камеры СИЗО были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, раковиной, светильниками дневного и ночного освещения и другим оборудованием.
Оконные проемы камер имели стандартные размеры. Конструкция оконных проемов позволяла обеспечить доступ свежего воздуха. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовало нормативам сравнительной характеристики зрительных работ малой точности при работе с освещаемыми объектами от 1 до 5 мм (в том числе буквы). С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости. Данный график освещения позволяет сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствует их нормальному сну.
Санитарный узел был отгорожен от жилой части камер перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности при его использовании и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Нормативно-правовыми актами не регламентирован порядок установки спальных мест, стола и скамеек в камере, однако спальные места, столы и скамейки располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла камеры. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Лица, находившиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя посещение душа продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о том, что перечисленные ФИО1 в иске нарушения условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области были допущены, не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, помимо собственных утверждений ФИО1, изложенных в исковом заявлении, никаких доказательств того, что в период его нахождения в определенных камерах следственного изолятора общие условия его содержания являлись ненадлежащими, истцом, в нарушение приведенной выше нормы процессуального права, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с Федеральным законом от < Дата > № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод применяется на территории РФ с < Дата > и распространяется на правоотношения, возникающие с данной даты.
Положения Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в той части, которой установлены нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4-х кв.м (п.5 ст.23), вступают в силу, согласно ст. 52 этого же закона, с момента создания соответствующих условий, но не позднее < Дата >.
В то же время суд учитывает, что Постановлением Европейского суда по правам человека от < Дата > "Дело "Майзит (Mayzit) против Российской Федерации" установлен факт переполненности камер изолятора за период с < Дата > по < Дата > г., Постановлением Европейского суда по правам человека от < Дата > "Дело "Гладкий (Gladkiy) против Российской Федерации" имело место нарушение требований статьи 3 Конвенции в части условий содержания заявителя под стражей в изоляторе № ИЗ-39/1 в Калининграде с < Дата > по < Дата >
В этой связи, поскольку Европейским судом по правам человека установлены факт переполненности камер следственного изолятора в указанные периоды, а ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период времени с < Дата > по < Дата > г., суд приходит к выводу о доказанности того обстоятельства, что в период содержания истца в изоляторе камеры изолятора также были переполнены и нормы санитарной площади на одного человека администрацией изолятора соблюдены не были. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Поскольку факт переполненности камер следственного изолятора, безусловно, нарушал права истца, суд находит доводы ФИО1 о переполненности камер следственного изолятора в указанные периоды содержания обоснованными и, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, длительность периода нарушения прав истца в следственном изоляторе, а также требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично:
- взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной суммы компенсации морального вреда ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >
Судья ФИО5