Судья Сопачева М.В. Дело №33а-1823/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаково й И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Боречко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-000726-49, №2а-1148/2021) по апелляционной жалобе начальника отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» и представителя филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Федоровой А.Ю. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление Алфимова Сергея Владимировича к отделению территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», филиалу «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» о признании незаконным решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы представителя Алфимова С.В. по доверенности Глотовой Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Алфимов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения от 26 октября 2020 года №13-45/08 об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязании повторно рассмотреть вопрос о признании его участником указанной ведомственной целевой программы.
Требования мотивированы тем, что в период с 1981 года по 2000 год он проходил военную службу по контракту, последнее место службы – войсковая часть №42713 (Костромская область, г. Буй). На основании приказа командующего войсками Московского военного округа от 08 августа 2000 года №42-ПМ он досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). На дату увольнения его выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 3 месяца, в льготном исчислении – 23 года 7 месяцев. Приказом командира войсковой части №42713 от 29 сентября 2000 года он исключен из списков личного состава войсковой части, с 27 октября 2000 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России. С 22 октября 1999 года по настоящее время он совместно с членами своей семьи проживает по адресу: <адрес>. В 2005 году он совместно с членами своей семьи составом из трех человек изъявил желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в качестве граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка. В 2005 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части №42713 он совместно с членами своей семьи включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. Список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, в который он включен, был направлен командованием войсковой части №42713 в орган, уполномоченный осуществлять выдачу государственных жилищных сертификатов – Главное квартирно-эксплуатационное управление Московского военного округа, однако до настоящего времени его право на жилищное обеспечение не реализовано. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1779-р г. Буй Костромской области исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р, в связи с чем его право на переселение из закрытого военного городка было утрачено. Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 года №1613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, приобрели право на получение государственного жилищного сертификата в рамках ведомственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В целях реализации права на жилищное обеспечение в рамках ведомственной целевой программы он обратился в отделение (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с соответствующим заявлением, приложив к нему документы, предусмотренные пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 (далее также – Правила). Решением начальника отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 26 октября 2020 года №13-45/08 ему отказано в признании участником ведомственной целевой программы на том основании, что сведения о включении его с членами семьи в списки на получение государственного жилищного сертификата в 2005 году у уполномоченного органа отсутствуют, в связи с чем он не относится к категориям граждан, имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, указанных в пункте 5 Правил. Полагая данное решение незаконным, указал, что после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации он и члены его семьи жилым помещением обеспечены не были, в списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2008 году он со своей семьей числится под номером 18. На учет нуждающихся в переселении из закрытого военного городка он принят на основании решения жилищной комиссии Буйского гарнизона от 20 июля 2005 года, и по состоянию на 2011 год из указанного списка не исключался. Таким образом, он относится к категории граждан, определенной в подпункте «б» пункта 5 Правил, и имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В ходе рассмотрения административного дела в связи с реорганизацией ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и созданием филиалов учреждения административные ответчики заменены с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на филиал «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», с отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на отделение территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена войсковая часть №42713.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2021 года административное исковое заявление Алфимова С.В. удовлетворено.
Признано незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №13-45/08 от 26 октября 2020 года об отказе в признании Алфимова С.В. участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
На начальника отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» возложена обязанность отменить решение №13-45/08 от 26 октября 2020 года об отказе в признании Алфимова С.В. участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и повторно рассмотреть вопрос о признании Алфимова С.В. участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В апелляционной жалобе начальник отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» и представитель филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Федорова А.Ю., полагая решение суда вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что материалы дела не исследованы судом надлежащим образом, и выводы, отраженные в решении суда, сделаны на основании ксерокопий документов, что является недопустимым. Алфимов С.В. уволен с военной службы 26 октября 2000 года за несоблюдение условий контракта, и на момент увольнения его выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составляла 19 лет, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части №42713 от 29 сентября 2000 года №190. Алфимов С.В. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, по ордеру от 08 октября 1999 года №187 (без красной полосы). Данное жилое помещение было предоставлено ему на состав семьи из трех человек (Алфимов С.В., ФИО6 (супруга), ФИО7 (сын)). В настоящее время в квартире зарегистрированы Алфимов С.В., ФИО6 (супруга), ФИО7 (сын), ФИО8 (внук) и ФИО8 (внук). 29 сентября 2020 года в территориальный отдел «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от военнослужащего запаса Алфимова С.В. поступило заявление о включении его с составом семьи из пяти человек (Алфимов С.В., ФИО6 (супруга), ФИО7 (сын), ФИО8 (внук), ФИО8 (внук)) с 20 июля 2005 года, то есть с момента направления списков кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части №42713, в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил. В обоснование заявленных требований им были представлены незаверенные ксерокопии сопроводительного документа об отправке списков кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части №42713 в 2005 году, списков получателей государственных жилищных сертификатов и приложения к этим спискам, а также ксерокопия ответа военной прокуратуры Костромского гарнизона без первоисточников данных документов. Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 года №544 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», действовавшего на момент подачи Алфимовым С.В. заявления, для участия в данной подпрограмме граждане, указанные в пункте 4, подают соответствующее заявление с приложением указанных в постановлении документов. По результатам проверки соответствующим органом принимается решение о признании либо об отказе во включении заявителя в число граждан-участников подпрограммы; о принятом решении заявитель уведомляется в установленном порядке. Таким образом, данное решение является единственным документом, подтверждающим, что Алфимов С.В. является участником вышеуказанной подпрограммы, однако такое решение административным истцом представлено не было. Кроме того, из ответа военной прокуратуры Костромского гарнизона от 11 декабря 2009 года №2684 усматривается, что направленные ранее документы Алфимова С.В. и списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов имели существенные нарушения, а именно зарегистрированная в жилом помещении по адресу: <адрес>, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, в заявление на включение в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата не внесена, как и не включена в обязательство на сдачу квартиры по вышеуказанному адресу. Данные замечания устранены не были, в связи с чем списки в отношении Алфимова С.В. не могли быть направлены для дальнейшего согласования на получение государственного жилищного сертификата либо мог быть подготовлен отказ в участии Алфимова С.В. в ведомственной целевой программе. Помимо этого, военный городок-1 в г. Буе Костромской области в 2011 году исключен из перечня закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1779-р.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Алфимов С.В. просит решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Алфимова С.В. по доверенности Глотовой Н.П., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Как видно из материалов дела, между Алфимовым С.В. и ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ года заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака №276992 (л.д. 51). ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Алфимовых С.В. и ФИО16., что подтверждается свидетельством о рождении №296154 (л.д. 52).
Из послужного списка военного комиссариата Костромской области усматривается, что Алфимов С.В. поступил на военную службу 24 апреля 1981 года, с 02 апреля 1998 года состоял в должности техника ремонтного взвода войсковой части №42713 Московского военного округа, 26 октября 2000 года уволен в запас досрочно (л.д. 45-46).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части №42713 от 29 сентября 2000 года №190 прапорщик Алфимов С.В., техник ремонтного взвода уволен приказом командующего войсками Московского военного округа от 08 августа 2000 года №42-ПМ в запас досрочно на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (за невыполнение военнослужащим условий контракта), с 26 октября 2000 года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в Буйский ОГВК Костромской области (л.д. 43).
Из выписки из приказа командующего войсками Московского военного округа от 08 августа 2000 года №42-ПМ следует, что выслуга лет Алфимова С.В. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет 19 лет 3 месяца, в льготном исчислении – 23 года 7 месяцев (л.д. 44).
Согласно справке, выданной военным комиссариатом Костромской области, от 16 июня 2020 года №АШ-28465 Алфимов А.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России с 27 октября 2000 года (л.д. 47).
Из ответа врио командира войсковой части №42713 от 13 декабря 2013 года №1405 на имя Алфимова С.В. (л.д. 74) и ответа врио командира войсковой части №42713 от 29 марта 2021 года №549 на судебный запрос (л.д. 104) усматривается, что с 20 июля 2005 года Алфимов С.В. внесен в список граждан-участников подпрограммы, подлежащих отселению из закрытых военных городков (л.д. 82).
Из ответа начальника Костромской КЭЧ от 27.10.2009 г. №2390 (л.д. 77) видно, что согласованный список на получение ГЖС Костромской КЭЧ был направлен для рассмотрения начальнику КЭУ МВО 20 июля 2005 г. Также в 2007 - 2008 г.г. Костромской КЭЧ был согласован список граждан – получателей (список граждан, включенных в резерв на получение) ГЖС по войсковой части 42713 и направлен жилищный отдел МКЭУ(т) МВО.
Список граждан-участников подпрограммы, подлежащих отселению из закрытых военных городков по войсковой части №42713 от 23 августа 2007 года, в котором Алфимов А.В. значится под порядковым номером 18 (л.д. 105-107), и приложение к списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2008 году (л.д. 80-81), в котором указано следующие: гражданин – участник подпрограммы Алфимов С.В. составом семьи из трех человек (ФИО6 (жена), ФИО7 (сын)), категория: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, занимаемое жилое помещение – служебное по адресу: <адрес>, сведения, внесенные в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений: решение жилищной комиссии Буйского гарнизона от 20 июля 2005 года, заверены подписью командира восковой части 42713 и печатью, согласованы с начальником Костромской КЭЧ района, подпись которого также заверена печатью.
С 22 октября 1999 года по настоящее время Алфимов С.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 49), которое предоставлено ему на состав семьи из трех человек (ФИО6 (жена), ФИО7 (сын)) на основании ордера от 08 октября 1999 года №187, выданного начальником КЭЧ №327 Нейского района Московского военного округа (л.д. 48). Совместно с Алфимовым С.В. по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы ФИО6 (супруга), ФИО7 (сын), ФИО8 (внук), ФИО8 (внук).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р г. Буй Костромской области был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р» г. Буй Костромской области исключен из указанного перечня.
22 сентября 2020 года Алфимов С.В. обратился к начальнику отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федоровой А.Ю. с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, указав, что с 20 июля 2005 года он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, состав семьи: ФИО6 (супруга), ФИО7 (сын), ФИО8 (внук), ФИО8 (внук). Указанное заявление зарегистрировано территориальным отделением 29 сентября 2020 года за номером 13-14/28 (л.д. 38-41).
Решением начальника отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федоровой А.Ю. от 26 октября 2020 года №13-45/08 Алфимову С.В. отказано в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ввиду несоответствия гражданина требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153. При этом в решении указано, что оригиналы документов, свидетельствующих о включении Алфимова С.В. в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, заявителем не представлены, в архивах, переданных Костромской КЭЧ района в Отделение, информация по включению в списки на получение ГЖС Алфимова С.В. отсутствует. Из представленного заявителем ответа военной прокуратуры Костромского гарнизона от 11 декабря 2009 года №2684 усматривается, что направленные ранее документы Алфимова С.В. и списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов имели существенные нарушения, а именно зарегистрированная в жилом помещении по адресу: <адрес>, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в заявление на включение в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата не внесена, а также не включена в обязательство на сдачу квартиры по указанному адресу. Данные замечания устранены не были, в связи с чем без устранения указанных замечаний списки в отношении Алфимова С.В. не могли быть направлены для дальнейшего согласования на получение государственного жилищного сертификата, Кроме того, в 2011 году военный городок-1 в г. Буе Костромской области исключен из перечня закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1779-р. (л.д. 10).
Не согласившись с указанным решением начальника отделения (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федоровой А.Ю., Алфимов С.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные Алфимовым С.В. требования, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил из того, что Алфимов С.В. уволен с военной службы с правом на пенсию, до настоящего времени проживает в жилом помещении, находящемся на территории бывшего закрытого военного городка, до исключения г. Буй-1 Костромской области из перечня закрытых военных городков в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, был поставлен на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка. Доказательств, свидетельствующих об исключении Алфимова С.В. из списков нуждающихся в переселении из закрытого военного городка г. Буй-1 Костромской области, административными ответчиками не представлено. Само по себе отсутствие в архивах, переданных Костромской КЭЧ района в отделение (территориальное, г. Кострома) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, информации по включению Алфимова С.В. в списки на получение государственного жилищного сертификата об исключении административного истца из соответствующего списка не свидетельствует.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу разрешенного административного спора правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее также – Федеральный закон №76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 14 этой же статьи предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее также – Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, граждан, уволенных с военной службы с правом на пенсию и проживающих в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 года №1613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
При этом юридически значимым для реализации указанного права данной категории лиц является факт постановки на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, с которым закон связывает право на получение такой выплаты.
На момент возникновения спорных правоотношений действовала Инструкция о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года №534 «О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты» в Министерстве обороны Российской Федерации» утверждена (далее также – Инструкция).
В силу пункта 1 Инструкции список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов формирует командир воинской части совместно с жилищной комиссией воинской части. Для включения в списки кандидатов на получение сертификатов граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, подают заявление командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
Согласно пункту 2 Инструкции список кандидатов на получение сертификатов в трех экземплярах направляется на проверку и согласование в довольствующую квартирно-эксплуатационную часть района (КЭЧ) или отдел морской инженерной службы (ОМИС). Согласованные списки представляются командиром воинской части на утверждение в соединение (объединение) и им равные. Утвержденные списки направляются: один экземпляр – КЭЧ (ОМИС); один экземпляр – командиру воинской части; один экземпляр – по принадлежности в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантные войска, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, квартирно-эксплуатационные управления военных округов (воинские части окружного подчинения) для подготовки сводного списка кандидатов на получение сертификатов.
Как указывалось выше, согласованный список на получение государственного жилищного сертификата Костромской квартирно-эксплуатационной частью был направлен для рассмотрения начальнику КЭУ МВО полковнику ФИО17 (исх. №1799 от 20 июля 2005 года) (л.д. 78-79). Также в 2007-2008 годах Костромской квартирно-эксплуатационной частью был согласован список граждан-получателей (список граждан, включенных в резерв на получение) государственного жилищного сертификата по войсковой части №42713 и направлен в жилищный отдел МКЭУ(т) МВО (л.д. 17).
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела административным истцом и по запросам суда были представлены документы в копиях (содержание приведено выше), свидетельствующие о том, что Алфимов С.В. был принят с составом семьи из трех человек (ФИО6 (жена), ФИО7 (сын)) на учет нуждающихся в получении жилых помещений, категория: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, на основании решения жилищной комиссии Буйского гарнизона от 20 июля 2005 года.
По состоянию на 11 октября 2011 года (дата принятия распоряжения Правительства Российской Федерации, которым г. Буй Костромской области исключен из перечня военных городков) Алфимов С.В. из списков нуждающихся в переселении из закрытого военного городка не исключался.
Иного материалы дела не содержат.
Отказывая Алфимову С.В. в признании участником ведомственной целевой программы, административный ответчик, располагая копиями документов о постановке на соответствующий учет, представленных заявителем, ограничился указанием на то, что в архивах, переданных Костромской КЭЧ района в отделение, информация по включению в списки на получение ГЖС Алфимова С.В. отсутствует.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Принимая во внимание, что Алфимов С.В. не может обладать подлинниками документов о постановке на соответствующий учет, а доказательств отказа во включении его в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по восковой части 42713 в 2005 году административным ответчиком не представлено, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности и необоснованности отказа Алфимову С.В. в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по мотиву несоответствия гражданина требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Алфимовым С.В. не представлено решение о том, что он является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», отклоняются судебной коллегией, поскольку пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, при подаче заявления об участии в ведомственной целевой программе не требуется предоставление данного решения, как и выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, представленные Алфимовым С.В. документы и содержащиеся в них сведения отделением не проверялись, оспариваемое решение не содержит оснований к отказу во включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Ссылка в оспариваемом ответе и апелляционной жалобе на ответ военной прокуратуры Костромского гарнизона от 11 декабря 2009 года №2684 на обращение жены Алфимова С.В. – ФИО6 не состоятельна, так как основана на неверном толковании документа.
Из данного письма следует, что в ходе проверочных мероприятий было установлено, что Алфимов С.В., потерявший связь с Министерством обороны Российской Федерации, подлежит отселению из ЗАТО войсковой части №42713 г. Буй, военный городок-1, путем предоставления государственного жилищного сертификата на состав семьи из трех человек. Обязанность оформить документы на его представление возложена на командование войсковой части №42713. Костромская квартирно-эксплуатационную часть в данном случае выступает как орган, осуществляющий проверку правильности оформления соответствующих документов. После проверки все документы были возвращены в войсковую часть №42713, а затем направлены в адрес Главного квартирно-эксплуатационного управления Московского военного округа, однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат в Костромскую квартирно-эксплуатационную часть не поступил. Из представленной информации домоуправления №1 Костромской квартирно-эксплуатационной части следует, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Из-за отсутствия необходимых документов на момент подачи заявления Алфимовым С.В. в 2005 году на отселение из закрытого военного городка путем предоставления государственного жилищного сертификата ФИО9 в заявление не включена, а также не включена в обязательство на сдачу квартиры по вышеуказанному адресу при получении государственного жилищного сертификата. Для включения в государственный жилищный сертификат ФИО9 необходимо обратиться к командованию войсковой части №42713 со справками БТИ об отсутствии какого-либо жилья, и жилищной комиссией она должна быть включена в состав государственного жилищного сертификата, выделяемого Алфимову С.В. (л.д. 76).
Таким образом, в представленном ответе прокурора не приводится сведений о том, что направленные ранее документы Алфимова С.В. и списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов имели существенные нарушения; замечания устранены не были, в связи с чем списки в отношении Алфимова С.В. не могли быть направлены для дальнейшего согласования на получение государственного жилищного сертификата либо мог быть подготовлен отказ в участии Алфимова С.В. в ведомственной целевой программе.
В остальном доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции административных ответчиков в суде первой инстанции, были тщательно проверены судом и обоснованно отклонены ввиду их несостоятельности. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке и удовлетворения апелляционной жалобы по делу отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» и представителя филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Федоровой А.Ю. – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: