7р-830
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2018 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу Хороброва Алексея Алексеевича на решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 8 ноября 2018 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 сентября 2018 года глава муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хоробров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 8 ноября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе Хоробров А.А. просит отменить судебный акт ссылаясь на то, что не является субъектом вмененного правонарушения, а также на действия в условиях крайней необходимости.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет нарушение запретов, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, 26 сентября 2016 года главой администрации МО «Устьянский муниципальный район» принято постановление №, согласно пункту 3.1 которого управлению строительства и инфраструктуры администрации муниципального района поручено заключить соглашение с ООО <данные изъяты> о передаче в безвозмездное пользование имущества для оказания услуг населению, организациям на территории муниципальных образований «<данные изъяты>».
27 сентября 2016 года между МО «Устьянский муниципальный район» (в лице управления строительства и инфраструктуры администрации муниципального района) и ООО «<данные изъяты>» заключено соглашение безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом объектов теплоснабжения на территории указанных поселений без проведения торгов.
13 июля 2017 года (по окончании отопительного сезона) данное соглашение расторгнуто, муниципальное имущество возвращено его собственнику по акту приема-передачи.
Однако 6 сентября 2017 года исполняющим обязанности главы администрации МО «Устьянский муниципальный район»принято постановление № о необходимости заключения с ООО «<данные изъяты>» соглашения о передаче в безвозмездное пользование имущества для оказания услуг населению, организациям на территории муниципальных образований «<данные изъяты>».
7 сентября 2017 года между МО «Устьянский муниципальный район» (в лице Управления строительства и инфраструктуры администрации муниципального района) и ООО «<данные изъяты>» заключено соглашение безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом объектов теплоснабжения на территории указанных поселений без проведения торгов.
С 14 сентября 2016 года главой МО «Устьянский муниципальный район» является Хоробров А.А. (решение собрания депутатов пятого созыва МО «Устьянский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №)
Решением комиссии УФАС по Архангельской области № от 8 декабря 2017 года установлен факт нарушения администрациейМО «Устьянский муниципальный район» положений части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении указанного соглашения безвозмездного пользования муниципальным имуществом с ООО «<данные изъяты>» без проведения конкурсов и аукционов на право заключения договора.
Данное решение административного органа на предмет соответствия нормам Федерального закона «О защите конкуренции»проверено Арбитражным судом Архангельской области7 мая 2018 года и вступило в законную силу.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 17.1 указанного Федерального закона заключение, в частности, договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Административным органом и судом первой инстанции установлено, что торги на право заключения перечисленных договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом не проводились. Администрация муниципального образования, являясь собственником имущества, передала его в пользование третьему лицу без соблюдения порядка заключения договора в нарушение антимонопольного законодательства.
Такие действия главы администрации МО «Устьянский муниципальный район» Хороброва А.А. квалифицированы по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Хороброва А.А. в его совершении подтверждаются представленными по делу доказательствами, подробно приведенными в постановлении и в судебном решении, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и получили надлежащую правовую оценку в совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, в том числе время и место виновного деяния, вопреки мнению заявителя, установлены и указаны в обжалуемых актах.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях главы администрации МО «Устьянский муниципальный район» Хороброва А.А., ответственного за соблюдение антимонопольного законодательства, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Доводы Хороброва А.А. о том, что он не является субъектом вмененного деяния в связи с тем, что постановление № от 6 сентября 2017 года подписано иным лицом, не могут быть приняты во внимание.
Представленныематериалы бесспорно свидетельствуют о том, что именно Хоробров А.А. в 2016 и в 2017 году не обеспечил равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством и принял решение о заключении соглашения безвозмездного пользования муниципальным имуществом в нарушение антимонопольного законодательства.
Нахождение Хороброва А.А. в служебной командировке 6 сентября 2017 года (в день подписания постановления №) согласно распоряжению от 5 сентября 2017 года №-км, обстоятельством, исключающим производство не является, поскольку соглашение о безвозмездном пользовании объектами муниципальной собственности как и сама передача этих объектом состоялись при участии главы МО «Устьянский муниципальный район» - 7 сентября 2017 года.
С доводами жалобы о действии в условиях крайней необходимости, вызванной установлением на территории муниципального образования режима повышенной готовности всех органов и местного уровня реагирования по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, согласиться нельзя.
Исходя из положений статьи 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом следует учитывать, что состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Оснований для применения положений статьи 2.7 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Хоробров А.А. на протяжении длительного времени игнорировал требования Федерального закона «О защите конкуренции» и не обеспечил равный доступ хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу, несмотря на предупреждение УФАС по Архангельской области об устранении нарушений законодательства, внесенное администрации муниципального образования еще 29 декабря 2016 года, что привело к повторному созданию конкурентных преимуществ для ООО «<данные изъяты>».
Доказательств того, что Хоробров А.А. своевременно, до начала отопительного сезона 2017 года обеспечил проведение конкурсных процедур в отношении муниципального имущества, не представлено.
Ссылка в жалобе на устранение нарушения антимонопольного законодательства не освобождает Хороброва А.А. от административной ответственности, поскольку в обоих случаях соглашения с ООО «<данные изъяты>» были расторгнуты по окончанию отопительного сезона.
Должностное лицо и судья первой инстанций не нашли оснований для признания правонарушения при обстоятельствах, установленных по делу, малозначительным. Не усматривает их и суд второй инстанции.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности Хороброва А.А. соблюдены.
Административное наказание назначено виновному лицу с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 14.9 названного Кодекса.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностным лицом и судьей при рассмотрении жалобы, они не опровергают наличие в действиях Хороброва А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░