Решение по делу № 33а-5110/2020 от 22.10.2020

Советский районный суд г. Махачкалы судья Д.А. Шуаев

дело № 2а-1995/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 декабря 2020 года, по делу № 33а-5110/20, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ашурова А.И.,

судей Хаваева А.Г.и Гончарова И.А.,

при секретаре Шахбанове М.М.,

рассмотрела в открытом судеб­ном заседании административное дело по административному иску Г.Ц. к администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным Уведомления от 10 марта 2020 года № Н-53 о несоответствии параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и о возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома, направленного 5 марта 2020 года и зарегистрированного под от 5 марта 2020 года,

по апелляционной жалобе административного истца Г.Ц. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., судебная коллегия

установила:

Г.Ц. обратилась в суд с выше указанным административным иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала».

Судом первой инстанции постановлено:

«Административное исковое заявление Г.Ц. удовлетворить частично.

Решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» выраженное в уведомлении МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» от 10.03.2020 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером признать незаконным.

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» повторно рассмотреть уведомление Г.Ц. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

В остальной части иска отказать».

В апелляционной жалобе административным истцом Г.Ц. ставится вопрос об отмене судебного решения в части отказа в заявленных требованиях о возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома, направленного 5 марта 2020 года и зарегистрированного под от 5 марта 2020 года, указывая о его незаконности и необоснованности, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований полностью.

В судебном заседании представитель административного истца Р.Г. апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.

Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца Г.Ц. и представителя административного ответчика МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «город Махачкала», извещенных о месте и времени судебного заседания (ст.ст. 150, 307 КАС РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, су­дебная коллегия, проверяя законность решения суда согласно ст. 308 КАС РФ в пол­ном объеме, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обра­титься в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организа­ции, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномо­чиями должностного лица, государственного или муниципаль­ного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены ка­кие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что, что истец на праве собственности владеет земельным участком, площадью 425 кв.м., с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, который согласно выписке из ЕГРН от 05.11.2019 г. находится на землях населенных пунктов – под индивидуальное жилье.

В настоящее время длястроительстваи реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган (изменения ведены Федеральным законом от 03.08.2018 г. №340-ФЗ).

В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения настроительствоне требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Г.Ц. обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выдала Г.Ц. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ссылаясь на то, что территориальная зона в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером был отнесен к зоне санитарно-защитного озеленения (С2).

Между тем, судом первой инстанции установлено нарушение ответчиком ст.209Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, ограничений не имеется, что усматривается из ЕГРН от 05.11.2019 г., в которой вид разрешенного использования указан – под индивидуальное жилье.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитальногостроительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитальногостроительстваопасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта капитального строительстваможет возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу дляуведомленияо недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>.

Отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

В соответствии с ч. 9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права Г.Ц. обоснованно возложил на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» обязанность повторно рассмотреть уведомление Г.Ц. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных пуб­личных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключи­тельной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на ко­торые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет адми­нистративные функции, свойственные государственным органам, он защищает нару­шенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

Выводы суда первой инстанции об этом основаны на правильном толковании норм действующего законодательства, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта, материалы дела не содержат и администра­тивным истцом не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23 июня 2020 года оста­вить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Г.Ц. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд РД.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2020 года.

33а-5110/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Айгунова Гузал Цахаевна
Ответчики
МКУ Управление архтектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы
Администрации г. Махачкалы
Другие
Мамаев Руслан Гусейнович
Ахмедов Магомед Магомеднасихович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
23.10.2020Передача дела судье
03.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020Передано в экспедицию
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее