Решение по делу № 2-441/2024 от 01.04.2024

Дело № 2-441/2024                                                                                                    

         УИД 13RS0024-01-2024-000773-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Саранск Республики Мордовия                                             28 июня 2024 года

Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Лазарева Д.В.,

при секретаре судебного заседания Прохоровой С.Р.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Саранска Терентьевой Т.П.,

представителя ответчика ООО «Квартал» Бояркина В.Н., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица -ТСЖ «Девяточка» Тунаевой И.В., действующей на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,

с участием в деле: третьих лиц -МП г.о.Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ, ТСЖ «Солнечное»,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды, понуждении разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пролетарского района г. Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды, понуждении разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды.

В обоснование предъявленных требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности ООО «Квартал» выявлены нарушения законодательства в сфере водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что ООО «Квартал» осуществляет деятельность по управлению 14 многоквартирными домами, расположенными на территории Пролетарского района г.Саранска, на основании заключенных договоров управления. Согласно п.2 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21.10.2015 г. ООО «Квартал» обязано обеспечить эксплуатацию систем водоснабжения в пределах границ эксплуатационной ответственности сторон. В соответствии с п.3.2 договоров управления многоквартирным домом №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул.Солнечная г.Саранска Управляющая компания обязана оказывать коммунальные услуги и услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества. Указывает, что в нарушение требований законодательства управляющей компанией не разработана и не согласована с Управлением Роспотребнадзора по РМ программа производственного контроля качества питьевой воды и не осуществляется производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе, №9/1 по ул.Солнечная г.Саранска. Ранее прокуратурой Пролетарского района г.Саранск директору ООО «Квартал» 22.08.2023 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие ООО «Квартал» по неприятию мер по разработке и согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программы производственного контроля качества питьевой воды и осуществлению лабораторного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска, возложить на общество с ограниченной ответственностью «Квартал» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программу производственного контроля качества питьевой воды и осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска.

В ходе рассмотрения дела судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Терентьева Т.П. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Квартал» Бояркин В.Н. исковые требования не признал.

В судебном заседании представитель третьего лица -ТСЖ «Девяточка» Тунаева И.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представители третьих лиц -МП г.о.Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ, ТСЖ «Солнечное» не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.

Исходя из содержания подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пунктов 2, 6 приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).

Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.

Частью 2 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ).

В силу части 6 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.

В силу пункта 2 Правил N 354 под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие с 1 марта 2021 г.

Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Положениями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 77 "Санитарных правил 2.1.3684-21", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с "Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила осуществления производственного контроля), и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Материалами дела установлено, что ООО «Квартил» (далее также – Управляющая организация), имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Саранск по адресам: ул. Солнечная д.9/1, Лямбирское шоссе, №5/1, что ответчиком не оспаривается.

На основании заключённых 21 февраля 2007 г. и 13 ноября 2009 г. между ООО «Квартал» и ТСЖ «Солнечное», а также ТСЖ «Девяточка» договоров управления Управляющая организация обязана оказывать коммунальные услуги и услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Согласно п. 3.2 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21.10.2015 № 1758а, заключённого ООО «Квартал» с МП "Саранскгорводоканал», поставщик (МП «Саранскгорводоканал») несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса и предоставленных услуг до границы эксплуатационной ответственности.

Как следует из п.4.3.4 указанного договора исполнитель обязан поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом России 30 апреля 2020 г., производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ООО «Квартал», как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.

По результатам проведенной прокуратурой Пролетарского района г.Саранска проверки 22.08.2023 г. директору ООО «Квартал» выдано представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении в части не разработки и не согласования программы производственного контроля качества питьевой воды, подающейся населению, приживающему в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска. Из сообщения ООО «Квартал» №120 от 22.09.2023 г. следует, что ООО «Квартал» будет разработана и согласована с территориальным органом федерального органа исполнительной власти программа производственного контроля качества питьевой воды.

23.11.2023 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в адрес прокурора Пролетарского района г.Саранска представлена информация о непоступлении на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды для ООО "Квартал".

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени меры по разработке и согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программы производственного контроля качества питьевой воды и осуществлению лабораторного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска, ООО «Квартал» не приняты.

Судом при рассмотрении дела также установлено, что между МП «Саранскгорводоканал» и ООО «Квартал» заключены договоры от 01.07.2009 г., а от 01.07.2008 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, где определены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Как следует из приложения к указанным договорам (актов по установлению границы обслуживания и ответственности): границы раздела водопроводных сетей – колодец с задвижкой в точке подключения к городскому водопроводу.

Допрошенная в качестве специалиста – начальник испытательной лаборатории качества воды МП «Саранскгорводоканал» Байгушева О.Н. пояснила, что частота и периодичность отбора проб воды установлена санитарно-эпидемиологическими нормами. Контроль качества питьевой воды производится в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности.

Руководствуясь положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 11, 19, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 2, 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, суд исходит из того, что ООО "Квартал", как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества питьевой воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Квартал» по непринятию мер по разработке и согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программы производственного контроля качества питьевой воды и осуществлению лабораторного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска, возложить на общество с ограниченной ответственностью «Квартал» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программу производственного контроля качества питьевой воды и осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей, суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда срок -три месяца, считая его разумным и достаточным.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с каждого из ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет городского округа Саранск.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды, понуждении разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Квартал» по непринятию мер по разработке и согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программы производственного контроля качества питьевой воды и осуществлению лабораторного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Квартал» (ИНН 1326198125, ОГРН 1061326023538) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия программу производственного контроля качества питьевой воды и осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах №5/1 по Лямбирскому шоссе г.Саранска, №9/1 по ул. Солнечная г. Саранска.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Квартал» (ИНН 1326198125, ОГРН 1061326023538) в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца, через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья                           

2-441/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пролетарского района г.Саранска
Ответчики
Квартал общество с ограниченной ответственностью
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
Товарищество Собствеников Жилья " Девяточка"
Товарищество Собствеников Жилья "Солнечное"
Муниципальное предприятие го Саранска "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство"
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Лазарев Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
proletarsky.mor.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация административного искового заявления
01.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Подготовка дела (собеседование)
11.04.2024Рассмотрение дела начато с начала
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее