№ 12-567/2021
66RS0001-01-2021-003700-83
Р Е Ш Е Н И Е
10.06.2021 гор. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ГУП СО «Газовые сети» Андриянова Андрея Сергеевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19.03.2021 года по делу № 066/04/9.21-600/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.21-600/2021 генеральному директору ГУП СО «Газовые сети» Андриянову А.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Андриянов А.С. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить с прекращением производства по делу. Указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ им было направлено ходатайство в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вместе с подтверждающими документами, об отложении составления протокола об административном правонарушении по причине невозможности обеспечения явки в связи с его нахождением в очередном оплачиваемом отпуске. Вместе с тем, данное ходатайство было проигнорировано должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. В результате вышеуказанного Андриянов А.С. был лишен возможности предоставить объяснения и доказательства, а также воспользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, до настоящего времени копия протокола об административном правонарушении в адрес Андриянова А.С. направлена не была, что лишило его возможности на защиту своих интересов и предоставления доказательств, в том числе исключающих привлечение к административной ответственности. В обжалуемом постановлении указано, что Андриянов А.С. был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении путем телефонограммы, однако никакой телефонограммы он не получал. Копия извещения о месте, времени составления протокола была направлена должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ, получена ГУП СО «Газовые сети» ДД.ММ.ГГГГ. К моменту рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ у Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области отсутствовали сведения о надлежащем извещении Андриянова А.С. о месте, времени рассмотрения дела.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Андриянов А.С., должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель руководителя УФАС России по Свердловской области Воробьева Е.К. не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.
В судебном заседании защитник Валов И.Ю., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.21-600/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила №).
Пункт 1 Правил № определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил №).
Согласно пунктам 60, 61 Правил № по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 64 Правил № для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон). Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пп. 65 -69 и 71 Правил No1314.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 -71 Правил №, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений (п. 73 (1) Правил №).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пп. 65 -69 и 71 Правил №.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 -71 Правил No1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений (п. 73 (1) Правил N 1314).
В силу пункта 74 Правил № при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 -69 и 71 Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП СО «Газовые сети» приказано принять государственное казенное имущество Свердловской области, а именно: газопровод протяженностью 150,0 м, литера 6, (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 349,0 м, литера 7А, 7Б, 7В (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 23,2 м, литера 8А, 8Б (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 481,6 м, литера: 9А, 9Б, 9В (Свердловская область, <адрес>).
Согласно приказу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ No2274 ГУП СО «Газовые сети» приказано принять государственное казенное имущество Свердловской области, а именно: газопровод протяженностью 305,5 м, литера 2 (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 1171,2 м, литера: ЗА, ЗБ, ЗВ, ЗД, ЗЕ, ЗЖ, ЗИ, ЗК, ЗЛ, ЗН (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 43,9 м, литера 4 (Свердловская область, <адрес>), газопровод протяженностью 1228,6 м, литера 5А, 5Б. 5В, 5Д (Свердловская область, <адрес>).
Документов, свидетельствующих об эксплуатации АО «ГАЗЭКС» газовых сетей <адрес>, Свердловской области, находящихся во владении ГУП СО «Газовые сети», в Свердловское УФАС России не представлено.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГУП СО «Газовые сети», заявитель осуществляет технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории различных населенных пунктов и муниципальных образований Свердловской области (<адрес> и другие), следовательно, владеет вышеуказанными сетями на праве собственности или другом законном основании.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Арапова Н.Е. направила в ГУП СО «Газовые сети» заявку о заключении договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, <адрес>, к сети газораспределения.
Письмом (исх. №ГС 01/03-558 от ДД.ММ.ГГГГ) предприятие уведомило Арапову Н.Е., что вопрос об определении организации, обязанной выдавать технические условия и направлять заявителям договоры о подключении объектов капитального строительства, находящихся на территории <адрес>, находится на рассмотрении в Свердловском УФАС России.
Письмо (исх. №ГС 01/03-558 от ДД.ММ.ГГГГ) было получено Араповой Н.Е. нарочно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской в получении.
Арапова Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) направила в ГУП СО «Газовые сети» заявку о заключении договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, <адрес>, к сети газораспределения.
Ответ на заявку от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) не направлялся.
Документы, подтверждающие соблюдение Араповой Н.Е. требований, предъявляемых к содержанию заявок о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 -71 Правил № в Свердловское УФАС России не представлены.
Документы, подтверждающие направление Предприятием Араповой Н.Е. уведомлений о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня их получения представить недостающие документы и (или) сведения и о приостановлении рассмотрения указанных заявок до получения недостающих документов и сведений, в Свердловское УФАС России не представлены.
Документы, подтверждающие направление Араповой Н.Е. проектов договоров о подключении в срок, установленный пп. «в» п. 74 Правил № в Управление не представлены.
Таким образом, имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного ДД.ММ.ГГГГ по месту осуществления деятельности по технологическому присоединению к эксплуатируемым ГУП СО «Газовые сети» сетям газораспределения, выразившегося в не направлении Араповой Н.Е. уведомления о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и о приостановлении рассмотрения заявки от ДД.ММ.ГГГГ до получения недостающих документов и сведений в срок, установленный п. 73(1) Правил №.
Однако, ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с. ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Андрияновым А.С. было направлено ходатайство в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вместе с подтверждающими документами (приказ (распоряжение) № от ДД.ММ.ГГГГ, письмо МУГИСО «О согласовании отпуска» № от ДД.ММ.ГГГГ) об отложении составления протокола об административном правонарушении по причине невозможности обеспечения явки в связи с его нахождением в очередном оплачиваемом отпуске.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное ходатайство поступило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (вх. №).
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, главным специалистом-экспертом отдела ограничения монополистической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Селезневой В.В. данное ходатайство не рассмотрено, определение об отказе в удовлетворении ходатайства не вынесено, следовательно, ходатайство было удовлетворено.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №№.21-600/2021 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие Андриянова А.С., ходатайствовавшего об отложении составления протокола, лишило заявителя возможности предоставить объяснения и доказательства, а также воспользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ №.21-600/2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░