Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ "Управление Черноморского Флота", третье лицо -Министерство обороны РФ о взыскании невыплаченной заработной платы,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», в котором с учетом изменения требований просит обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, путем повышения оклада на 24% за работу в опасных условиях, взыскать в пользу истца недополученную заработную плату за указанный период в размере 104 570,96 рублей, обязать ответчика выплатить компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях, рассчитав помесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 70 701,94 руб. и по день фактического расчета включительно, обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, рассчитанную с ДД.ММ.ГГГГ. и по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 47 304,56 руб., обязать ответчика выплатить заработную плату за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 549,26 руб., в том числе, с уплатой компенсации за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 801,15 руб., компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, обязать ответчика выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., а также понесенные судебные расходы в размере 110 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Министерством обороны РФ, в лице командира войсковой части № был заключен трудовой договор №, согласно которому истец принят на работу в должности пожарного пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части №, местом работы является техническая база вооружения (ракетная) в/ч № договор заключен на неопределенный срок, датой начало работы определено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч № утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды, пожарного и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - опасные условия труда.
Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников с ДД.ММ.ГГГГ повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком. Истец считает, что результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности (аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест в/ч № результатом СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ признаны опасными) и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, полагающихся гарантий и компенсаций. Учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с начала заключения трудового договора не менялись, истец полагает, что его условия труда с момента проведения СОУТ ДД.ММ.ГГГГ года (с ДД.ММ.ГГГГ), который признан не соответствующим требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, являлись вредными и опасными. Истец полагает, что со стороны работодателя с момента проведения ДД.ММ.ГГГГ года и до проведения СОУТ ДД.ММ.ГГГГ (согласно приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад ФИО1 повышен на 24% за опасные условия труда) не производилась доплата, которая предусмотрена нормами ст. 147 ТК РФ.
Истец просил восстановить ему срок обращения в суд с настоящим иском. Исходя из смысла заявления истца о восстановлении срока исковой давности следует, что пропуск обращения в суд истцом был пропущен по уважительной причине, связанной с правомерным ожиданием восстановления его трудовых прав во внесудебном порядке.
Истец явку не обеспечил, через своего представителя приобщил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила удовлетворить исковое заявление, с учетом уточнений.
Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения иска по доводам, которые изложены в приобщенных письменных возражениях.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителя истца и представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что между войсковой части № Министерством обороны РФ, в лице командира части, и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор № (далее трудовой договор) на неопределенный срок, согласно которому истец был принят на работу в должности пожарного пожарной команды филиала ТБВ (р) б. Сухарная технической базы вооружения (ракетная) войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ (пункты 1.2., 1.6., 1.7. трудового договора).
Раздел 4 трудового договора определяет условия труда, согласно которого истцу был установлен должностной оклад в размере 5 370 руб., ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 20%, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами РФ (п. 4.2., п. 4.3., п. 4.4., п. 4.5.).
Пунктом 5.1. трудового договора истцу установлена продолжительность рабочей недели – 40 часов, количество выходных дней в неделю – два, продолжительность ежедневной работы – 8 часов, ненормированный рабочий день, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Работодатель обязался обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3 договора).
Согласно отчету о проведении СОУТ в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте пожарного филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная) пожарная команда) работнику гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены (карта СОУТ 849).
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч №, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ №указанной категории работников с ДД.ММ.ГГГГ повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого внесены следующие изменения:
- дополнили пункт 1 трудового договора подпунктом 1.8. следующей редакции: «1.8. Условия труда на рабочем месте Работника по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ – опасные условия (4 класс)»;
- внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Условия оплаты труда Работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»;
- внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.2. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «работнику устанавливается оклад в размере 7046 рублей в месяц (4 группа тарифных ставок. Произвести повышение оклада за работу с опасными условиями труда на 24%»;
- внесли изменения в пункт 5, подпункт 5.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели – 36 часов; суммированный учет рабочего времени, сокращенный рабочий день, опасные условия труда»;
- исключен пункт 8 «Соблюдение требований Законодательства Российской Федерации о государственной тайне»;
- внесли изменения в пункт 10, подпункт 10.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Работник добровольно согласен на ограничения, связанные с соблюдением требований о неразглашении служебной информации, ставшей известной ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей».
ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, согласно которого внесены изменения в пункт 5, подпункт 5.5. трудового договора в следующей редакции: «Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда продолжительностью 24 календарных дня. В стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время».
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 было констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: - рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно СОУТ ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Из сведений военной прокуратуры - войсковая часть № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение о нарушении должностными лицами войсковой части № требований трудового законодательства, которое направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда <адрес>.
В ответе Государственной инспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка в отношении войсковой части № По результатам проверки установлено, что в результатах проведения СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части № усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда.
В войсковой части № действует коллективный договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Департаменте труда и социальной защиты населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3.1.7. коллективного договора заработная работнику устанавливается трудовым договором. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.2. коллективного договора следует, что для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Приложением N 2 к коллективному договору утверждено "Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части №
Пункт 2.1. Положения об оплате труда определяет, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 года N 255, работникам войсковой части № могут производится, в том числе следующие выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда; за работу в сверхурочное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; допущенным к государственной тайне на постоянной основе.
Согласно пункту 3.1. Положения об оплате труда следует, что гражданскому персоналу войсковой части № занятому на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24%.
В ДД.ММ.ГГГГ года подписан новый коллективный договор войсковой части № на период действия со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в коллективный договор от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения, а именно, пункт ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: - "ДД.ММ.ГГГГ Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск следующей продолжительности: вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) - не менее 7 календарных дней; вредные условия труда 3 степени (класс 3.3) - не менее 12 календарных дней; вредные условия труда 4 степени (класс 3.4) - не менее 18 календарных дней; опасные условия труда (класс 4) - не менее 24 календарных дней.
Согласно приложению N 2 к коллективному договору на ДД.ММ.ГГГГ годы утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части № Пункт 2.1 Положения об оплате труда предусматривает, что командир войсковой части № осуществляет выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем данных выплат, установленными приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545; Министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ N 822 (с изменениями) и положениями Отраслевого соглашения: а) за работу в особых условиях труда: работа во вредных (или) опасных условиях труда; исполнение трудовых обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов; выполнение задач по охране и защите арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов в составе подразделений военизированной охраны; работа по непосредственному приему, хранению, выдачи вооружения и боеприпасов гражданским персоналом арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов; для работников пожарных команд в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов; работа на судах обеспечения, состоящих в кампании (морская надбавка).
Пункт 2.2.1 Положения об оплате труда от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривает, что гражданскому персоналу войсковой части №, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1) - на - процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени (подкласс 3.2) - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3) и (или) 4 степени (подкласс 3.4) - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда (4 класс) - на 24 процента.
Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что его условия труда в должности пожарного пожарной команды филиала (б. Сухарная) с момента заключения трудового договора не изменялись, являются опасными, что было подтверждено отчетом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, а потому истец имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой с опасными условиями труда с момента заключения трудового договора (дополнительного соглашения) – с ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая исковые требования суд исходит из следующего.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, действующее с ДД.ММ.ГГГГ
Ранее оплату труда гражданского персонала регулировало аналогичное Положение, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555.
Согласно пункту 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ N 255, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов.
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545.
В силу пункта 3 раздела 2 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пунктом 4 раздела 2 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с подзаконными актами, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Согласно доводам истца, его право на получение гарантий и компенсаций за работу в опасных условиях труда возникло с момента проведения СОУТ – ДД.ММ.ГГГГ, для которой по результатам специальной оценки условий труда установлен 4-й итоговый класс условий труда, независимо от даты проведения такой оценки.
Вместе с тем, суд не может согласиться с изложенной позицией истца ввиду следующего.
Как установлено судом, специальной оценкой условий труда войсковой части №, утвержденной комиссией ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № на рабочем месте пожарного ФИО1 указанной войсковой части установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда), а поэтому гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в войсковой части № утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира пожарного пожарной команды филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная, флота, 1 разряда) - пожарная команда, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 4 - (опасные условия труда). А также были установлены следующие гарантии и компенсации за условия труда: повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации); ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации); сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации); проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Проведенной проверкой Государственной инспекции труда <адрес> в акте документарной проверки войсковой части № установлено, что согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ для работников вышеуказанных пожарных команд войсковой части № у которых рабочие места отнесены к опасным условиям труда (4 класс), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ N 1087 пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
Актом документарной проверки установлено, что в результатах СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест вышеуказанных пожарных команд войсковой части № усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда и принято решение, в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах указанной категории работников с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, отчеты СОУТ войсковой части №, утвержденные от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направить в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда (далее - ГЭУТ) в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части №
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 04 оценки качества проведения специальной оценки условий труда Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковой части № следует, что ГЭУТ проведена в отношении качества СОУТ ДД.ММ.ГГГГ годах ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части № на рабочих местах:
- командира отделения, пожарных и водителей автомобиля работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) Пожарной команды (пожарное депо) в ДД.ММ.ГГГГ году (карты №);
- начальника пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда <адрес>) - Пожарной команды в ДД.ММ.ГГГГ году (карта СОУТ N 206);
- командиров отделения пожарной команды, пожарных пожарной команды и водителей автомобиля пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) (<адрес>) - Пожарной команды (пожарное депо) в ДД.ММ.ГГГГ году (карты СОУТ N 113- N 118).
Исходя из выводов заключения ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ N 04 следует:
- качество проведения СОУТ в ДД.ММ.ГГГГ году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части № не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
- качество проведения СОУТ в ДД.ММ.ГГГГ году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
- качество проведения СОУТ в ДД.ММ.ГГГГ году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Между тем, в судебном порядке результаты специальной оценки условий труда, состоявшейся в 2018 году, истцом не оспаривались.
Как указано выше, Государственной инспекцией труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении воинской части № была проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде, по результатам которой установлены нарушения требований трудового законодательства, в том числе противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, а также гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проведенных в отношении рабочих мест работников пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда). По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части № командиру войсковой части № полковнику ФИО3 выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (<адрес>) в/ч № за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК РФ, заключение ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ
Из обстоятельств дела следует, что командиром войсковой части № ФИО3 указанное предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов было обжаловано. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска командира войсковой части № ФИО3 к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда <адрес> ФИО4, Государственной инспекции труда <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес>, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба Черноморского флота» об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части периода предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (<адрес>) войсковой части 63876 гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством. Административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (<адрес>) войсковой части № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренные трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласа) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по специальной оценки условий труда войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). В остальной части решение оставлено без изменения. Доводы апелляционных жалоб административного истца командира войсковой части № ФИО3, представителя Министерства обороны Российской Федерации Зотова В.В. о неправомерности предписания № от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что в акте проверки и предписании отражены конкретные нормы трудового законодательства, нарушенные работодателем с прямыми доказательствами допущения таких правонарушений, которые подтверждаются результатами Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также самим актом проверки. При этом судебная коллегия по административным делам согласилась с доводами жалоб о несоблюдении административным ответчиком при вынесении предписания законодательных положений, предписывающих учитывать сроки обращения в суд, установленные требованиями ч. 2 ст. 392 ТК РФ.
В силу требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен указать, какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного федерального закона. К числу случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ отнесены, в том числе получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 названного федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
До вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 726.
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (часть 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ).
Истец, заявляя исковые требования на нарушение приведенных норм материального права, определяющих порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда, не ссылается. Более того, истец, ознакомившись с результатами специальной оценки условий труда в ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке их не оспаривал.
Обстоятельства, связанные с аттестацией рабочих мест гражданских служащих в войсковой части № до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и с предоставлением работникам, осуществляющим трудовую деятельность по должностям гражданских служащих, гарантий и компенсаций за работу в соответствующих условиях труда, свидетельствующие о нарушении прав этих работников истцом также не приведены.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 822 утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 1 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
В силу части 1 и 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из представленных суду документов, касающихся системы оплаты труда истца, ее начисления, порядка учета рабочего времени истца, его личной карточки следует, что работодателем при определении заработной платы истца в спорный период в полной мере соблюден механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы истца, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера, оплата труда в спорный период была произведена в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и в полном объеме, с учетом результатов специальной оценки условий труда, утвержденных в 2018 году, которая не отменена и являлась действующей на момент осуществления истцом трудовых обязанностей в период до ноября 2020 года.
То, что заключением ГЭУТ, состоявшейся более чем через два с половиной года после ее проведения – в 2021 году, специальная оценка условий труда, результаты которой утверждены ДД.ММ.ГГГГ, признана не соответствующей требованиям законодательства, свидетельствует лишь о том, что СОУТ 2018 года не может применяться, не влечет каких-либо правовых последствий и не является основанием для перерасчета начисленной заработной платы и возникновения каких-либо иных прав и обязанностей для работника и работодателя. Правовые последствия влечет лишь оценка, проведенная с соблюдением требованием законодательства о специальной оценке условий труда.
Таким образом, истец имеет право на гарантии и компенсации лишь после утверждения результатов специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году и такие гарантии и компенсации ему предоставлены.
Кроме того, суд отмечает, что предметом заявленных исковых требований является взыскание не выплаченной истцу в полном размере заработной платы за период с декабря 2018 года по октябрь 2020 года включительно, в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), с учетом специальной оценки условий труда, утвержденной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судом также установлено, что в спорный период работники пожарной команды к мероприятиям по спасению людей и имущества от пожаров, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ не привлекались.
В этой связи у суда отсутствуют основания полагать, что права истца нарушены тем, что условия его труда в спорный период не были признаны опасными.
Более того, действующее законодательство не содержит норм, регламентирующих возможность получения истцом-работником спорных выплат за прошлый период - до момента отнесения условий труда работника к вредным или опасным по итогам СОУТ.
Относительно пропуска срока обращения истца с данным иском, о котором заявлено стороной ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Данная норма закона во взаимосвязи с ч. 1 ст. 136 ТК РФ предполагает, что по делам о невыплате или неполной выплате заработной платы работник должен узнать о нарушении своего права в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, и получения расчетного листка (определение Конституционного Суда Российской Федерации №-О от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ч. 5 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.ч. 1-4 ст. 392 ТК РФ настоящей статьи они могут быть восстановлены судом.
В абз. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Приведенный в указанном Постановлении перечень уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора, будучи примерным, ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд для разрешения спора.
Соответственно, ч. 3 ст. 392 ТК РФ, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с ч. 1 той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Как разъяснено в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из вышеуказанного следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимися необходимо соблюдение определенного условия, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
В данном случае заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно, при этом, в состав заработной платы спорные денежные суммы не включались. Соответственно, истцу о нарушении его прав было известно каждый раз в момент получения заработной платы.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом нарушен.
Из материалов дела следует, что с заключением по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, установившей отсутствие на рабочем месте истца особых условий труда, истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ Однако результаты специальной оценки условий труда истцом в судебном порядке не оспорил. С настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Исходя из установленного, суд полагает, что обязанность выплаты истцу заявленных им сумм у работодателя отсутствует, оснований к удовлетворению настоящего иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
<░░░░░> ░.░.░░░░░░░░░