К делу № 12-91/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Ейск «07» июня 2018 года
Судья Ейского городского суда Краснодарского края Тунгел А.Ю., при секретаре Попко Ю.А.,
рассмотрев дело по жалобе представителя ООО «Лебяжье-Чепигинское» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведева И.С. от 11.10.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №15-75-135ЭИ-3 от 11 октября 2017 года старшим государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведевым И.С., ООО «Лебяжье-Чепигинское» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Представителем ООО «Лебяжье-Чепигинское», действующей на основании доверенности Абросимовой Н.А. подана жалоба на указанное постановление, просит признать незаконным постановление от 11 октября 2017 года № 15-75-135ЭИ-3 о назначении административного наказания, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведевым И.С. и отменить его, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Лебяжье-Чепигинское» состава административного правонарушения, предусмотрено ст. 8.2 КоАп РФ.
В судебном заседании в обоснование доводов жалобы представитель пояснила, что с вынесенным постановлением не согласны, считает его незаконным необоснованным и подлежащим отмене. При проведении проверки и вынесении обжалуемого постановления не учтены положения Разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом» опубликованные в информационном бюллетене Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №6 от 2016 года.
В соответствии с указанным Разъяснением в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
В связи с тем, что продукты жизнедеятельности животных ООО «Лебяжье-Чепигинское» использует для собственных нужд требования указанные в обжалуемом Постановлении, по мнению представителя, на ООО «Лебяжье-Чепигинское» не распространяются.
Кроме того, представитель пояснила, что обжалуемое Постановление содержит массу недопустимых данных: нет даты и времени осмотра, и указаны данные не имеющие отношения к ООО «Лебяжье-Чепигинское» «навоз конский» при полном отсутствии лошадей в Обществе.
Считает, что в действиях ООО «Лебяжье-Чепигинское» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея в судебное заседание не явился, просит жалобу рассмотреть в отсутствие. В представленном возражении на поданную ООО «Лебяжье-Чепигинское» жалобу указывает, что правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Также в возражении представитель заинтересованного лица указал, что навоз животноводческих комплексов и ферм подлежит использованию на сельскохозяйственных угодьях в качестве органического удобрения, однако он должен перейти в разряд органических удобрений посредством производства установленного законом комплекса мероприятий по обеззараживанию, в строгом соответствии с контролем качества обеззараживания. Использование навоза животноводческих комплексов в производстве другого товара (органического удобрения) не меняет статус данного продукта как отхода производства, порядок обращения с которым регулируется Федеральным законом № 89-ФЗ.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 KoAП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Считает, что ООО «Лебяжье-Чепигинское» правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Выслушав представителя ООО «Лебяжье-Чепигинское», исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Брюховецкого района совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании письма прокуратуры Краснодарского края от 01.08.2017 года проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства в деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Брюховецкого района.
В ходе проведения проверки установлено, что в результате выращивания, содержания крупного рогатого скота на ООО «Лебяжье-Чепигинское» образуется навоз конский свежий (4 класс опасности отходов). В нарушение п. 1 ст. 15 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», лица на которых директором ООО «Лебяжье-Чепигинское» возложена ответственность по работе с опасными отходами производства, не прошли профессиональную подготовку в области обращения с отходами I-IV класса опасности. В установленном законодательством «Об отходах производства и потребления» порядке, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов, не ведется.
По данному факту 26.09.2017 года составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведева И.С. ООО «Лебяжье-Чепигинское» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д.2-6).
18.12.2017 года в Ейский городской суд поступила жалоба ООО «Лебяжье-Чепигинское» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведева И.С. от 11.10.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления.
Определением Ейского городского суда от 07.02.2018 года. в удовлетворении ходатайства представителя ООО «Лебяжье-Чепигинское» в восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления от 11.10.2017 г. о привлечении юридического лица ООО «Лебяжье-Чепигинское», к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, отказано (л.д.61-62).
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 09.04.2018 г., определение Ейского городского суда от 07.02.2018 года отменено, дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Лебяжье-Чепигинское» направлено в Ейский городской суд для рассмотрения по существу (л.д.122-123).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 51 указанного закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1, ст. 15 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 1. ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» лица осуществляющие деятельность по обращению с отходами обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещённых отходов.
Федеральным классификатором отходов навоз КРС отнесен к отходам IV класса опасности.
Таким образом, в результате проверки установлено несоблюдение ООО «Лебяжье-Чепигинское» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного нарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Лебяжье-Чепигинское» допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, следовательно, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения безопасности населения и территорий.
Субъектами правонарушений по ст. 8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица .
Вина юридического лица - ООО «Лебяжье-Чепигинское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 5-75-135ЭИ.
Таким образом, ООО «Лебяжье-Чепигинское» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Суд не находит нарушений норм материального права при привлечении ООО «Лебяжье-Чепигинское» к административной ответственности.
Постановление вынесено уполномоченным лицом, порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Санкция вмененной статьи предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведевым И.С. от 11.10.2017 г. юридическое лицо подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей, то есть минимальный штраф в переделах санкции статьи, с учетом главы 4 КоАП РФ.
Тот факт, что навоз животноводческих комплексов и ферм используется на сельскохозяйственных угодьях в качестве органического удобрения, не исключает его из категории отходов производства и не исключает его классификацию по IV классу опасности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
Р Е Ш И Л:
Постановление № 15-75-135ЭИ-3 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея Медведева И.С. от 11.10.2017 года о привлечении юридического лица ООО «Лебяжье-Чепигинское», к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Лебяжье-Чепигинское», без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в срок 10 дней со дня вручения настоящего решения.
Судья