Решение по делу № 33-20755/2021 от 12.10.2021

Судья Комова Н.Б. дело № 33-20755/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Простовой С.В.

судей Максимова Е.А., Филиппова А.Е.

при секретаре Димитровой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1311/2021 по иску Правительства Ростовской области в лице комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Осинскому Владимиру Рафаиловичу, третьи лица: Артеменко Артем Юрьевич, Артеменко Юлия Александровна, Артеменко Арина Артемовна, Артеменко Артем Артемович о взыскании стоимости спасательных археологических полевых работ по апелляционной жалобе Осинского Владимира Рафаиловича на решение Азовского городского суда Ростовской области от 09 июля 2021 года. Заслушав доклад судьи Максимова Е.А., судебная коллегия

установила:

Правительство Ростовской области в лице Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Осинским В.Р. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находящемся в границах объекта культурного (археологического) наследия федерального значения - «Городище Азака-Таны с некрополем», состоящего на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992г. №301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области» были проведены строительные работы (строительство двухэтажного дома) ориентировочной площадью фундамента 80 кв.м., что привело к уничтожению части культурного слоя объекта археологического наследия. При этом, данные земляные работы были произведены на территории объекта культурного (археологического) наследия в нарушение ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» без согласования проектной документации и проведения работ по сохранению объекта археологического наследия.

Постановлением Азовского городского суда РО от 16.12.2020, вступившим в законную силу, Осинский В.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 7.13 КоАПРФ.

Осинский В.Р. допустил грубейшее нарушение действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, что привело к уничтожению культурного слоя объекта археологического наследия в границах земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и не предпринял никаких мер по сохранению и ликвидации опасности разрушения на земельном участке, в границах объекта археологического наследия, то, по мнению истца, ответчиком должен быть возмещен причиненный вред.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с
Осинского В.Р. в доход бюджета Ростовской области причиненный вред объекту культурного наследия федерального значения - «Городище Азака-Таны с некрополем», состоящему на государственной охране на основании Решения малого совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992г. №301, при проведении земляных работ на земельном участка, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в виде стоимости спасательных археологических полевых работ в размере 417 238, 99 рублей.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 09 июля 2021 года исковые требования Правительства Ростовской области в лице комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Осинскому В.Р., 3-и лица: Артеменко А.Ю., Артеменко Ю.А.,
Артеменко А.А., Артеменко А.А. о взыскании стоимости спасательно-археологических полевых работ удовлетворены частично.

Взыскана с Осинского В.Р. в доход бюджета Ростовской области стоимость спасательных археологических полевых работ в размере 349 810 рублей 16 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Взыскана с Осинского В.Р. в доход бюджета муниципального образования - г. Азова Ростовской области государственная пошлина в размере 6180 рублей.

С решением суда не согласился Осинский В.Р., подал апелляционную жалобу, а также дополнительную апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы Осинский В.Р. указывает, что материалами дела подтверждено, что проведены земельные работы на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, при котором нарушен дерновой слой и произведена выемка грунта, ранее не подвергавшаяся перекопке и повреждению, площадью 17 кв.м. Таким образом, истцу причинен ущерб памятнику археологии «Городище Азака-Таны с некрополем» в размере, соответствующем фактической площади нарушения (разрушения) культурного слоя, в размере 116 391,20 руб.

В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что возмещение ущерба объекту археологического наследия путем выплаты денежных средств на проведение мероприятий по его сохранению (в том числе на проведение спасательных археологических полевых работ) производится только в том случае, если были фактически проведены такие мероприятия или будут проведены в будущем. Между тем, истец не представил доказательств того, что планирует проведение указанных работ. Более того, проведение таких работ на заявленной территории в настоящее время не представляется возможным, в связи с возведением на спорном земельном участке объекта капитального строительства.

Апеллянт также указывает, что истец является ненадлежащим истцом по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу и на дополнения к апелляционной жалобе Правительство Ростовской области в лице комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Осинский В.Р. и его представитель Боярка А.А. поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, настаивали на отмене решения суда.

Представитель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Бабаева А.И. поддержала свои письменные возражения на апелляционную жалобу, находя решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в процесс, не находит оснований к отмене или изменению заочного решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Из положений п.1 ст. 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона № 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона
№ 73-Ф3, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Следовательно, названные работы являются особым, прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права для целей сохранения объекта археологического наследия.

Согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона № 73-Ф3 лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона № 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, земельный участок, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 246 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и находящийся на нем жилой дом, площадью 108 кв.м., принадлежат на праве долевой собственности Артеменко А.Ю., Артеменко Ю.А., Артеменко А.А., Артеменко А.А. (Т.1 л.д. 150-159).

Указанное недвижимое имущество было приобретено семьей Артеменко на основании договора купли-продажи от 09.12.2020 у
Осинского В.Р. (Т.1 л.д. 93-94).

Решением малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов № 301 от 18.11.1992 утвержден список памятников истории и культуры Ростовской области, состоящих на государственной охране, в границах улиц в г. Азове Ростовской области, к которым относятся объекты археологического наследия «Городище Азака-Таны с некрополем» и «Некрополь Крепостного городища» (Т.1 л.д.42-45).

Предметом охраны археологического наследия, согласно решению №301 от 18.11.1992 являются:

территория в границах объекта культурного наследия, в том числе: рельеф, наземные археологические сооружения и конструкции, подъемный археологический материал;

археологический культурный слой со всеми сооружениями, конструкциями и прочими остатками жизнедеятельности человека (от современной поверхности на всю глубину распространения культурного слоя).

Приказом Министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 №216 утверждены границы территории и правого режима земельного участка в границах территории объекта культурного (археологического) наследия регионального значения «Городище Азака-Таны с некрополем», в границах улиц с координатами поворотных точек границ территории объекта культурного наследия (Т.1 л.д.46-57).

При этом, в Приложении №6, утвержденном данным приказом (Правовой режим земельного участка в границе территории объекта культурного (археологического) наследия регионального значения «Городище Азака-Таны с некрополем»), закреплено, что запрещается осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с производством земляных работ и капитальным строительством, без согласования с областным органом охраны объектов культурного наследия, при этом допускается планирование и осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством земляных работ и капитальным строительством, при условии согласования областным органом охраны объектов культурного наследия мероприятий по обеспечению сохранности памятника и только после выполнения в полном объеме согласованных мероприятий по сохранению памятника (Т.1 л.д.55-56).

Принадлежащий в настоящее время третьим лицам земельный участок, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 246 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в границах территории объекта археологического наследия «Городище Азака-Таны с некрополем».

Представитель ответчика пояснил в ходе рассмотрения дела, что земельный участок, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 663 кв.м., находящийся в собственности Осинского В.Р., был разделен ответчиком на три самостоятельных земельных участка, которые впоследствии были проданы. При этом, один из выделенных земельных участков, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 246 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а так же возведенный на нем ответчиком жилой дом, перешли в собственность третьих лиц.

Из материалов дела следует, что 22.01.2020 в администрацию г. Азова Ростовской области от Осинского В.Р. поступило уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 663 кв.м, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН предполагалось строительство 2-х этажного жилого дома, площадью застройки 70 кв.м., высотой 8,5 м. (т1. л.д. 161-162).

Данное уведомление послужило основанием для выдачи ответчику уведомления от 24.01.2020 о соответствии возведенного объекта параметрам, указанным в уведомлении от 22.01.2020 (т.1 л.д.124).

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что строительство объекта недвижимости и производство земляных работ по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН велось непосредственно Осинским В.Р. и именно его действия привели к уничтожению части культурного слоя объекта археологического наследия. Кроме того, суд указал, что Осинский В.Р. перед осуществлением на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения - «Городище Азака-Таны с некрополем», земляных и строительных работ, в силу положений ч.2 и ч.З ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, должен был обратиться в Комитет по охране по охране объектов культурного наследия РО с заявлением о согласовании проведения земляных работ, но этого сделано не было, при этом, план проведения спасательных археологических полевых работ Осинский Р.В. так же в Комитет для согласования не предоставлял.

Стоимость восстановительных работ определена на основании комплексной строительно-технической и товароведческой экспертизы, проведение которой поручено ООО «ГЕО-ДОН» на основании определения суда.

Согласно заключению экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.06.2021 стоимость спасательных археологических работ при уничтожении (повреждении) культурного слоя объекта археологического наследия федерального значения - «Городище Азака-Таны с некрополем», связанного с проведением на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН земляных работ, необходимых для строительства жилого дома, на площади 73 кв.м, составила 349 810,16 рублей (т.1 л. д.210-227).

Судебные расходы взысканы на основании положений действующего законодательства.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и представленным доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены законного и обоснованного решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Доводы жалобы Осинский В.Р. о том, что материалами дела подтверждено, что проведены земельные работы на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, при котором нарушен дерновой слой и произведена выемка грунта, ранее не подвергавшаяся перекопке и повреждению, площадью 17 кв.м., таким образом, истцу причинен ущерб памятнику археологии «Городище Азака-Таны с некрополем» в размере, соответствующем фактической площади нарушения (разрушения) культурного слоя, в размере 116 391,20 руб., подлежат отклонению.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В преамбуле Федерального закона № 73-Ф3 также подчеркивается, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Тем самым законодатель обеспечил баланс публичных и частных интересов, ограничив права граждан - собственников объектов недвижимости и земельных участках, в пределах которых находятся объекты культурного наследия, принадлежащие государству.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона № 73-Ф3 лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона № 73-Ф3, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона № 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона № 73-Ф3, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-Ф3 изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона № 73-Ф3 работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-Ф3 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно ответам на третий и четвертый вопросы экспертизы: площадь проведения земляных работ при строительстве жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, связанных с уничтожением (повреждением) культурного слоя объекта археологического наследия федерального значения «Городище Азака-Таны с некрополем» составила 73 квадратных метра; стоимость спасательных археологических работ при уничтожении (повреждении) объекта археологического наследия федерального значения «Городище Азака-Таны с некрополем» объекту археологического наследия федерального значения «Городище Азака-Таны с некрополем», связанного с проведением на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН земляных работ, необходимых для строительства жилого дома составила 349 810 руб. 16 коп.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-Ф3 особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 73-Ф3 каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 47.4 Федерального закона № 73-Ф3 доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности. Требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр, устанавливаются с учетом требований к сохранению указанного объекта культурного наследия, требований к его содержанию и использованию, физического состояния этого объекта культурного наследия и характера его современного использования.

Следовательно, согласно выводам заключения экспертов площадь проведения земляных работ при строительстве жилого дома, связанных с уничтожением (повреждением) культурного слоя объекта археологического наследия составила 73 кв.м., то есть на вышеуказанной площади не имеется доступа к объекту археологического наследия, что противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона № 73-ФЗ.

К доводам апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2020 № 259 «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе», которое регламентирует, что в случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ работ по использованию лесов и иных работ, будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ, суд относится критически, поскольку вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации дополняет Положение о государственной историко-культурной экспертизы, а не регламентирует проведение работ по сохранению объектов археологического наследия установленные статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ. Также в заключении экспертов по третьему вопросу установлено, что площадь проведения земляных работ при строительстве жилого дома, связанных с уничтожением (повреждением) культурного слоя объекта археологического наследия составила 73 квадратных метра.

Доводы жалобы о том, что доказательств причинения ответчиком ущерба объекту археологического наследия и фактического наличия на нём каких-либо объектов, представляющих культурную или историческую ценность в материалах дела не имеется, являются несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются: приказом министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 № 216 «Об утверждении границы территории и правового режима земельного участка в границе территории объекта культурного (археологического) наследия регионального значения «Городище Азака-Таны с некрополем»; постановлением Азовского городского суда Ростовской области от 16.12.2020, заключением экспертов, проведенным в рамках данного дела, а также иными письменными доказательствами.

Довод жалобы о том, что для проведения спасательных полевых работ истцу необходимо получить разрешение (открытый лист) в уполномоченном органе, при положительном заключении Российской академии наук, подлежит отклонению, поскольку сделан на неправильном толковании Федерального закона № 73-Ф3, поскольку в соответствии с п.п. 4, 6.1 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности; физические и юридические лица, проводящие археологические полевые работы, имеют право доступа к объектам археологического наследия, археологические полевые работы на которых предусмотрены разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ. Физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы, в целях проведения указанных работ собственниками и (или) пользователями земельных участков, в границах которых расположены объекты археологического наследия, должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ.

Из вышеприведенных норм следует, что получение открытого листа необходимо в целях проведения археологических полевых работ, потребность в которых отсутствует на данном земельном участке, поскольку ответчиком возведен объект культурного наследия в нарушении Федерального закона № 7Э-ФЗ и проведение подобных работ возможно в случае сноса объекта капитального строительства, который в данный момент принадлежит третьим лицам, поскольку Осинский В.Р. продал земельный участок с возведенным объектом капитального строительства третьим лицам.

Доводы Осинского В.Р. о том, что проведение спасательных археологических полевых работ на земельном участке невозможно и нецелесообразно, взыскание с ответчика денежной суммы приведет не к возмещению ущерба, причиненного объекту культурного наследия, а к получению субъектом Российской Федерации необоснованного обогащения, поскольку возмещение ущерба объекту археологического наследия путем выплаты денежных средств на проведение мероприятий по его сохранению, производится только в том случае, если были фактически проведены такие мероприятия или будут проведены в будущем, ссылаясь на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.07.2008 по делу № АЗ 1-1842/2007-14, не влекут отмену решения суда.

Согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №    73-Ф3) лица, причинившие вред объекту археологического наследия обязаны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

То есть, вышеуказанная норма указывает на необходимость лица, причинившего вред объекту археологического наследия возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, а не фактического проведения вышеуказанных мероприятий.

Кроме того, в п. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-Ф3 указано, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 73-Ф3 каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 47.4 Федерального закона № 73-Ф3 доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности. Требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр, устанавливаются с учетом требований к сохранению указанного объекта культурного наследия, требований к его содержанию и использованию, физического состояния этого объекта культурного наследия и характера его использования.

Вместе с тем, в связи с возведением Осинским В.Р. объекта капитального строительства в границах земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН доступа к объекту археологического наследия не имеется, а также отсутствует возможность проведения археологических полевых работ и использования его при осуществлении научной деятельности, ввиду нарушения Осинским В.Р. Федерального закона № 73-ФЗ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Азовского городского суда Ростовской области от 09 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осинского Владимира Рафаиловича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.11.2021.

33-20755/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия РО
Ответчики
Осинский Владимир Рафаилович
Другие
Артеменко Артем Артемович
Артеменко Юлия Александровна
Артеменко Артем Юрьевич
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
02.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021Передано в экспедицию
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее