Председательствующий: Костючко Ю.С. Дело № 33-1670/2023 (2-682/2016)
55RS0009-01-2015-001052-22
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Омский областной суд в составе председательствующего судьи Пшиготского А.И.
при секретаре Колбасовой Ю.В.
рассмотрел 15 марта 2023 года в судебном заседании в г. Омске
дело по частной жалобе Администрации Большереченского муниципального района Омской области на определение Большереченского районного суда Омской области от 09 декабря 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Администрации Большереченского муниципального района Омской области Омской области об отсрочке исполнения решения суда от 17.11.2016 года по гражданскому делу № 2-682/2016 по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, ООО «Большереченский жилищно-коммунальный сервис» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № <...> - отказать».
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Большереченского муниципального района Омской области Омской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. В обоснование заявления указали, что решением Большереченского районного суда Омской области от 17.11.2016 по гражданскому делу № 2-682/2016 на ООО «Большереченский жилищно-коммунальный сервис», администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, администрацию Большереченского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов расположенную на земельном участке с кадастровым номером № <...> с местоположением: <...>. 16.03.2022 решением Совета Большереченского муниципального района № № <...> утверждено соглашение № № <...>, в частности, о передаче администрацией Большереченского муниципального района администрации Большереченского городского поселения полномочий по организации деятельности по очистке указанного земельного участка. Кроме того, администрацией Большереченского городского поселения на постоянной основе ведется работа по уменьшению объема свалки и сокращению её площади, выборке полезных фракций (черных и цветных металлов). Необходимые денежные средства на рекультивацию объектов размещения ТКО в бюджете муниципального района отсутствуют.
Просили предоставить отсрочку исполнения решения суда от 17.11.2016 по гражданскому делу № 2-682/2016 на срок до 31.12.2025.
Представитель администрации Большереченского муниципального района Омской области Омской области Леонтьева Е.С. в судебном заседании заявление поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не приняли при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеизложенное определение.
В частной жалобе представитель администрации Большереченского муниципального района Омской области Омской области просит определение суда отменить. Повторяет доводы заявления о передаче части полномочий администрации Большереченского городского поселения, ведении последней на постоянной основе работы по уменьшению объема свалки и сокращению её площади, выборке полезных фракций (черных и цветных металлов), отсутствии необходимых денежных средств на рекультивацию объектов размещения ТКО в бюджете муниципального района. Отмечает, что реализация переданных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансферов согласно утвержденному кассовому плану. Указывает на отказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ во включении свалки в перечень объектов размещения ТКО. Обустройство свалки для включения её в перечень будет осуществлено поэтапно. Указывает на запланированное строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства по захоронению и обработке ТКО (2024 и 2026 года соответственно). Ссылаются на вынесения в адрес Администрации ряда иных решений, исполнение которых требует значительных финансовых затрат. Указывает на представление доказательств, подтверждающих намерение и реальную возможность исполнить решение по истечении заявленного срока: проведение аукциона для покупки строительных материалов с целью обустройства объекта размещения ТКО (свалки).
В возражениях на частную жалобу представитель Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Тиханович А.Ю. просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая предмет обжалования, а также положение части 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает частную жалобу без извещения заинтересованных лиц посредством почтового отправления. Вместе с тем, информация о движении гражданского дела за № 33-1670/2023 размещена на официальном сайте Омского областного суда (http://oblsud.oms.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство, подраздел гражданское судопроизводство (апелляция).
Рассмотрев материалы дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании ч. 2 ст. 333 ГПК РФ, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд оснований для отмены определения суда первой инстанции не находит.
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта в разумные сроки, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из правового смысла ст. 203 и ст. 434 ГПК РФ, основанием для отсрочки или рассрочки решения суда являются любые конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон или иные обстоятельства не позволяют исполнить решение суда в установленные законом сроки.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, в каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из материалов по частной жалобе усматривается, что вступившим в законную силу 18.01.2017 решением Большереченского районного суда Омской области от 17.11.2016, на ООО «Большереченский жилищно-коммунальный сервис», администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, администрацию Большереченского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № <...> с местоположением: <...>
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП от 10.05.2017 возбуждено исполнительное производство № № <...> в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
После возбуждения исполнительного производства Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области трижды обращалось в Большереченский районный суд Омской области с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которых было отказано (определения суда от 01.06.2017, 05.04.2018, 15.01.2019)
Определением Большереченского районный суд Омской области от 22.06.2018, в связи с прекращением деятельности Управления Росприроднадзора по Омской области путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, произведена замена взыскателя с Управления Росприроднадзора по Омской области на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу.
До настоящего времени решение суда не исполнено, что следует из представленной в материалы дела копии исполнительного производства.
Разрешая заявление, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеуказанных норм права, судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления и предоставлении отсрочки исполнения судебного акта до 31.12.2025, поскольку обстоятельства, указанные в доводах заявителя, не являются основаниями, свидетельствующими о необходимости предоставления отсрочки на заявленный период. Как обоснованно указано районным судом, заявителем в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что в случае предоставления отсрочки исполнения решения оно действительно будет исполнено до 31.12.2025. Судом также принято во внимание необходимость обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства, направленных на поддержания здоровья детей в ходе учебного процесса.
Суд соглашается с такими выводами суда, вновь приводимые в частной жалобе доводы, аналогичные тем, которые были изложены администрацией Большереченского муниципального района Омской области Омской области в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, признаются несостоятельными. Так, отказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ во включении свалки в перечень объектов размещения ТКО, планируемое поэтапное обустройство свалки для включения её в перечень, равно как и указание на запланированное строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства по захоронению и обработке ТКО (2024 и 2026 года соответственно), во внимание в качестве повода для апелляционного вмешательства не расцениваются, поскольку о наличии безусловных оснований для предоставления отсрочки свидетельствовать не могут.
Ссылки в частной жалобе на представление доказательств, подтверждающих намерение и реальную возможность исполнить решение по истечении заявленного срока (проведение аукциона для покупки строительных материалов с целью обустройства объекта размещения ТКО (свалки)), при том, что решение не исполнено к настоящему моменту на протяжении более 6 лет, иных выводов не влекут.
Поскольку наличие несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № <...>, не обеспечивает безопасное и благоприятное состояние окружающей среды, создает неблагоприятные условия для неопределенного круга лиц, а действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасной окружающей среды с их финансовыми возможностями, отсутствие необходимых денежных средств на рекультивацию объектов размещения ТКО в бюджете муниципального района, равно как и указания в жалобе на то, что реализация переданных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансферов согласно утвержденному кассовому плану, не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу 18.01.2017 судебного акта, не исполненного в течение длительного срока (более шести лет), в связи с чем судом апелляционной инстанции соответствующие доводы частной жалобы отклоняются.
С учётом изложенного не имеют правового значения и ссылки в частной жалобе на вынесение в адрес Администрации ряда иных решений, исполнение которых требует значительных финансовых затрат, поскольку исполнение заявителем возложенных на него решением по настоящему делу обязательств не может быть поставлено в зависимость от исполнения обязательств по другим гражданским делам. Не может быть пост
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О).
Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу, на что фактически в своей жалобе ссылается Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Учитывая, что обязанность администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов возникла на основании решения суда от 17.11.2016, оснований для освобождения заявителя от обязанности по исполнению решения и предоставления ему отсрочки исполнения решения во всяком случае не имеется. В данной связи повторное указание в частной жалобе на передачу части полномочий администрации Большереченского городского поселения, ведение последней на постоянной основе работы по уменьшению объема свалки и сокращению её площади, выборке полезных фракций (черных и цветных металлов) об ошибочности выводов суда не свидетельствуют.
Перечисленные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать установлению баланса интересов, в том числе, учитывая, что исполнение решения суда затрагивает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Частная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену законного и обоснованного определения суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
определение Большереченского районного суда Омской области от 09 декабря 2022 года оставить без изменения; частную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий А. И. Пшиготский
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 марта 2023 года.